МОДЕЛЬ «УНИВЕРСИТЕТ 4.0» ВЕРСИЯ 2 ПРОЛОГА ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-5-67-75
Введение. Высокая скорость технического прогресса настоятельно требует смены традиционной модели образования в сторону модели, отвечающей вызовам пролога цифровой эпохи трансформации университетского сообщества. В рамках традиционной модели образования из-за существующего «разрыва» связи с реальным сектором экономики и рынком инноваций выпускники в момент входа на рынок труда становятся аутсайдерами процесса трудового рекрутинга. Во многом это происходит вследствие того, что существующая парадигма восприятия преподавателя как ретранслятора, основной ролью которого выступает передача явных знаний обучающимся, в XXI веке – веке цифровой реальности становится ущербной. Основная добавленная стоимость формирования квалифицированного специалиста приходится на предприятия реального сектора экономики. Преподаватель, не продуцирующий нового научного знания и оторванный от происходящей технологической революции в реальном секторе экономики, становится естественным барьером формирования квалифицированного специалиста. Врожденная цифровая грамотность поколения Z и их потомков плавно изменит образовательную архитектуру университета будущего, переводя обучение дисциплин общего профиля подготовки направлений бакалавриата и магистратуры в цифровую образовательную среду и подменяя традиционную роль провайдера преподавателя машинам с искусственным интеллектом. Результаты и обсуждение. Предложена модель «Университет 4.0» версия 2, ориентированная на смещение акцентов взаимодействия всех участников образовательного процесса в сторону формирования в университетских стенах Уникального специалиста, подготовкой которого занимается Исследователь – инноватор, выступающий фронтиром передовых технологий. В рамках заявленной модели университет становится центром пространства внедрения инноваций и развития территорий, системой порождения нового бизнеса, новых рынков, высокотехнологичных рабочих мест. Заключение. Анонсируемый сегодня отход от уровневого образования «бакалавриат – магистратура» и модели «2+2+2» носит дискуссионный характер и будет, несомненно, растянут во времени. Вместе с тем предложенная авторами модель может быть переложена на специалитет, когда на первых трех курсах формируется базовый специалист, а на старших – уникальный.
Ключевые слова: университет, модель «Университет 4.0» версия 2, аутсайдер, уникальный специалист, специалист с базовым образованием, квалифицированный специалист, высококвалифицированный специалист
Библиография:
1. Маниковская М. А. Цифровизация образования: этический аспект // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 35–38.
2. Fallis G. Multiversities, Ideas, and Democracy. 2nd ed. Toronto, ON, Canada: University of Toronto Press, 2007.
3. Müller-Christ G. Nachhaltigkeitsforschung in einer transzendenten Entwicklung des Hochschulsystems–Ein Ordnungsangebot für Innovativität // Innovation in der Nachhaltigkeitsforschung: Ein Beitrag zur Umsetzung der UNO Nachhaltigkeitsziele / Leal Filho, W., Ed. Springer: Berlin/Heidelberg, Germany, 2017. P. 161–180.
4. Kerr C. The Uses of the University. With a New Chapter and Preface. 5th ed. Cambridge, MA, USA: Harvard University Press, 2001.
5. Giesenbauer B., Tegeler M. The Transformation of Higher Education Institutions Towards Sustainability from a Systemic Perspective // Universities as Living Labs for Sustainable Development / Leal Filho, W., Salvia, A.L., Pretorius, R.W., Brandli, L.L., Manolas, E., Alves, F., Azeiteiro, U., Rogers, J., Shiel, C., Do Paco, A., Eds. Cham, Germany: Springer International Publishing, 2020. P. 637–650.
6. Заходякин И. В. Постиндустриальный поскриптум // Креативная экономика. 2018. № 1. С. 97–100.
7. Lewin K. Feldtheorie. Bern, Germany: Klett-Cotta, 1982.
8. Müller-Christ G. Nachhaltigkeitsforschung in einer transzendenten Entwicklung des Hochschulsystems – Ein Ordnungsangebot für Innovativität // Innovation in der Nachhaltigkeitsforschung: Ein Beitrag zur Umsetzung der UNO Nachhaltigkeitsziele / Leal Filho, W., Ed. Berlin/Heidelberg, Germany: Springer, 2017. P. 161–180.
9. Scharmer C. O.; Theory U. Leading from the future as it emerges: The social technology of presencing. 2nd ed. San Francisco, CA, USA: Berrett-Koehler, 2016.
10. Томюк О. Н., Дьячкова М. А., Кириллова Н. Б., Дудчик А. Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся // Перспективы науки и образования. 2019. Т. 42, № 6 (42). С. 422–434.
11. Brash B., Pfeil A. Unterrichten mit digitalen Medien. Stuttgart: Goethe Institut München, Ernst Klett Sprachen, 1. Aufl age, 2007. Р.144.
12. Mineva O. K., Polyanskaya E. V. Formation modern open educational space // CEUR Workshop Proceedings. Сер. “DLT 2021 – Selected Papers of the 6th International Scientific and Practical Conference “Distance Learning Technologies”” 2021. С. 211–216.
13. Неборский Е. В. Ассинхронизация идентичности в контексте глобализации образования // Проблемы современного образования. 2015. № 3. С. 5–9.
14. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Университет 4:0: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 1. С. 16–29.
15. Scharmer C. O., Kaufer K. Leading from the emerging future. From ego-system to eco-system economies. 1st ed. San Francisco, CA, USA: Berrett-Koehler, 2013.
16. Назайкинская О. Новая схема высшего образования «2+2+2»: чего ждать и к чему готовиться. URL: https://mel.fm/blog/olga-nazaykinskaya/84190-novaya-skhema-vysshego-obrazovaniya-222-chego-zhdat-i-k-chemu-gotovitsya (Свободный) (дата обращения: 22.04.2022).
17. Markelov K. A., Polyanskaya E. V., Mineva O. K., Taran V. N. Paradigm transformation of education system in digital reality // CEUR Workshop Proceedings. 5. Сер. “DLT 2020 – Selected Papers of the 5th International Scientific and Practical Conference “Distance Learning Technologies””. 2021. С. 186–198.
18. Alikaeva M., Ksanaeva M., Prigoda L., Mineva O. The role of the digital educational environment in the formation of personnel for the digital econovy // CEUR Workshop Proceedings. SLET 2019 – Proceedings of the International Scientific Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research. 2019.
19. Багдасарьян И. С., Каячев Г. Ф. Современный взгляд на подготовку магистров менеджмента: развитие личности студента в условиях новых общественных вызовов // Вестник КрасГАУ. 2012. № 4 (67). С. 288.
20. Каячев Г. Ф., Багдасарьян И. С. О трансформации системы методов подготовки магистров по направлению «Менеджмент» в контексте реализации современной научно-образовательной парадигмы высшего образования // Вестник Томского гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18). С. 167–173.
21. Kayachev G. F., Vasileva Z. A., Bagdasaryan I. S. Transformation of education technologies in trainig master students in menegament // The Impact of New Technologies on Business Education. 17th Annual Conference European Council for Business Education. 2012. С. 80–86.
Выпуск: 5, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 67 — 75
Скачиваний: 454