Мультимодальные паттерны компенсации речевых сбоев (на материале студенческого диалогического дискурса)
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-1-9-18
Речь, являясь многоаспектным явлением, не теряет своей актуальности в лингвистических исследованиях. Известно, что вербальная коммуникация появилась эволюционно позднее невербальной формы, тем не менее мультимодальный подход к моделированию языкового общения на базе спонтанного диалога только начинает развиваться в отечественной лингвистике. Целью статьи являются предоставление данных о соотношении вербального и невербального компонентов в моменты затруднений развертывания устного спонтанного дискурса между двумя коммуникантами и их последующая систематизация в виде основных мультимодальных паттернов. Материалом исследования послужили 16 видеофрагментов спонтанных диалогов носителей русского языка, общий хронометраж которых составил 90 минут. Анализируемый видеоматериал относится к студенческому спонтанному диалогическому дискурсу. Темы диалогических выступлений условно можно разделить на два блока – общение друзей/коллег и общение между клиентом и обслуживающим персоналом. Каждый видеофрагмент проаннотирован в программе ELAN v. 6.2. Представленные результаты основаны на общелингвистических описательном и сравнительно-сопоставительном методах, а также методе анализа когнитивного события. При описании когнитивного события и приведении статистических данных представлены основные мультимодальные паттерны, характеризующиеся наиболее частотными видами речевых сбоев и воспроизводимым набором невербальной реакции на их образование. Настоящее исследование строится на идее жестовой воспроизводимости. В результате анализа выявлены основные типы речевых сбоев, разделенных на пять блоков. Каждый из блоков сопровождают основные повторяющиеся мультимодальные паттерны, реализуемые в разных каналах, – мануальный, окуломоторный и целографический. Количество речевых сбоев, регистрируемых на внешнем уровне, прямо зависит от темы и не всегда от уровня компетенции говорящих, так как все диалоги являются импровизацией студентов, имеющих пресуппозиции относительно развертывания дискурса в зависимости от заданной роли. Речевые сбои и принципы их компенсации в разных мультимодальных каналах зависят как от внутренних (когнитивных), так и от внешних факторов (перекрестная речь, перебивания), которые представляют взаимопроникающую неделимую систему.
Ключевые слова: мультимодальный паттерн, речевой сбой, мануальные жесты, окуломоторный канал, целографический канал, когнитивное событие, перекрестная речь
Библиография:
1. Napier J. Hands. US: Princeton University Press, 1993. 200 p.
2. Подлесская В. И., Кирбик А. А. Самоисправления говорящего и другие типы речевых сбоев как объект аннотирования в корпусах устной речи // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2007. № 2. С. 2–23.
3. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Языки славянской культуры, 1989. 424 с.
4. Dell G. A Spreading-activation Theory of Retrieval in Sentence production // Psychological Review. 1986. Vol. 93. P. 283–321.
5. Красиков Ю. В. Теория речевых ошибок (на материале ошибок наборщика). М.: Наука, 1980. 124 с.
6. Levelt W. J. M. Monitoring and Self-repair in Speech // Cognition. 1983. Vol. 14. Р. 41–104.
7. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 2003. 250 с.
8. Postma A. Detection of Errors during Speech Production: A Review of Speech Monitoring Models // Cognition. 2000. Vol. 77. P. 97–131.
9. Eisler F. G. Psycholinguistics: Experiments in Spontaneous Speech. Academic Press Inc., 1968. 169 p.
10. Kendon A. Origins of Modern Gesture Studies // Gesture and the Dynamic Dimension of Language / eds. S. Duncan, J. Cassell, E. T. Levy. 2007. P. 1–11.
11. Calbris G. Elements of Meaning in Gesture. Amsterdam: Philadelphia (PA), 2011. 378 p.
12. Loehr D. P. Temporal, Structural and Pragmatic Synchrony between Intonation and Gesture // Laboratory Phonology. 2012. Vol. 3 (1). P. 71–89.
13. Graf H. P. et al. Visual prosody: Facial Movements Accompanying Speech // Proceedings of the Fifth IEEE International Conference on Automatic Face and Gesture Recognition. 2002. P. 396–401.
14. Fung H., Mok P. Temporal Coordination between Focus Prosody and Pointing Gestures in Cantonese // Journal of Phonetics, 2018. Vol. 71. P. 113–125.
15. Korotaev N. A. et al. Disfluencies in Russian Spoken Monologues: A Distributional Analysis // Computational Linguistics and Intellectual Technologies: Proceedings of the International Conference «Dialogue 2020». 2020. P. 454–466.
16. Watzlawick P., Beavin J. H., Jackson Don D. Pragmatics of Human Communication. A Study of Interactional Patterns, Pathologies and Paradoxes. London: Faber and Faber, 1968. 296 p.
17. Леонов И. В. Паттерны культурно-исторического процесса: парадигмально-тематический анализ: автореф. дис. … д-ра культурологии. СПб., 2015. 41 с.
18. Chistova E. V. Interactivity of simultaneous interpreters as actors of a cognitive event // J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci. 2020. Vol. 13 (3). P. 375–384.
19. Колмогорова А. В., Чистова Е. В. Когнитивный механизм порождения креативных решений в переводческой деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2020. № 3. С. 59–71.
20. Колмогорова А. В. Languaging: язык в точке пересечения коммуникации и когниции // Когнитивные исследования языка. 2017. № 29. С. 95–103.
21. Adda G. et al. Speech Overlap and Interplay with Disfluencies in Political Interviews. 2007. P. 41–46.
Выпуск: 1, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 9 — 18
Скачиваний: 507