О некоторых особенностях цветовой картины мира М. А. Волошина и средствах ее вербализации
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-1-95-102
Особый интерес М. Волошина к цветонаименованиям вызван как особенностью эпохи (Серебряный век), так и его увлечением не только поэтическим словом, но и в равной степени изобразительным творчеством. Цветовая картина мира стихотворений М. Волошина отличается многообразием колорем, передающих оттенки того или иного цвета, и необычностью создаваемых цветообразов, в которых обнаруживаются особенности восприятия автором мира. В статье приводятся результаты исследования семантики и символического значения частотных колорем, встречающихся в лирических текстах М. Волошина, данные анализа отдельных стихотворений, содержащих цветовую символику, для определения роли цветописи в понимании мировосприятия поэта и особенностей его творческой манеры. В ходе исследования использованы методы семантико-стилистического, контекстологического, мотивного анализа, позволяющие раскрыть особенности воплощения и значение цветовой картины мира М. Волошина. Многообразие цветового воплощения в лирике М. А. Волошина связано с особенностью мироощущения Волошина-художника, давшего себе установку «все формы, все цвета вобрать в себя глазами». Кроме того, на многоцветье его поэзии оказала влияние увлеченность поэта символистскими и импрессионистскими учениями. Цветопись, являясь одним из основных средств выражения авторских интенций, помогает передать тончайшие цветовые оттенки и символику в отражении чувств лирического героя. Наиболее частотные цвета, используемые М. Волошиным: красный в его многочисленных вариациях, золотой, серый, лиловый – часто содержат метафизическую символику. Для передачи цвета М. Волошин использует и лексемы, обозначающие растения (цветы), а также минералогические обозначения. Исследование лирических текстов М. Волошина с точки зрения использования в них колорем позволило сделать вывод о том, что цветовая картина мира поэта отличается богатством и разнообразием воплощений: красочные эпитеты, необычные метафоры, сравнения, синестетические образы, минералогические обозначения – это неполный список используемых автором средств и приемов. Значимость проведенного исследования заключается в отражении авторского мировосприятия через постижение заложенных в цветонаименованиях символических значений изображаемого.
Ключевые слова: М. А. Волошин, цветовая картина мира, цветонаименования, цветопись, цветообраз, символизм, импрессионизм, Серебряный век
Библиография:
1. Степанова В. В. Слово в тексте. Из лекций по функциональной лексикологии. СПб.: Наука: САГА, 2006. 272 с.
2. Волошин М. А. Жизнь – бесконечное познанье: стихотворения и поэмы. Проза. Воспоминания современников. Посвящения / сост., подготовка текстов, вступ. ст., краткая биохроника, коммент. В. П. Купченко. М.: Педагогика-Пресс, 1995. 576 с.
3. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 702 с.
4. Мещерина Е. Г. «Се красота из синего эфира...» (к проблеме эстетики цвета в поэзии Серебряного века) // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия, 2009. № 1. С. 64–90.
5. Баруткина М. О. Гений места: Максимилиан Волошин и Киммерия // Крым в культурных и исторических контекстах. Известия Уральского федерального университета, 2014. № 3 (130). С. 114–121. URL: https://studylib.ru/doc/2228665/%C3%A8%C3%A7%C3%A2%C3%A5%C3%B1%C3%B2%C3%A8%C3%9F---ural._skij-federal._nyj-universitet (дата обращения: 08.03.2022).
6. Пинаев С. М. «Близкий всем, всему чужой…». Максимилиан Волошин в историко-культурном контексте Серебряного века. М.: РУДН, 2009. 343 с.
7. Озеров Л. М. Волошин, увиденный его современниками // Воспоминания о М. Волошине. М.: Сов. писатель, 1990. С. 1–6.
8. Волошин М. А. Лики творчества. Л.: Наука, 1989. 848 с.
9. Латухина А. Л., Маринина Ю. А. Поэтика импрессионизма во французской и русской лирике конца XIX – начала ХХ веков (на материале творчества П. Верлена и М. Волошина) // Научный диалог. 2018. № 7. С. 177–190. URL: https://www.nauka-dialog.ru/jour/article/view/855 (дата обращения: 08.11.2022).
10. Волошин М. А. Собрание сочинений: в 13 т. (17 кн.) / сост. В. П. Купченко, А. В. Лавров. М.: Эллис Лак, 2003. 2015. Т. 7. 768 с.
11. Иванченко С. А. Лексическая и образная структура надписей к акварелям М. А. Волошина как отражение его поэтической картины мира // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 2. С. 144–153. DOI: 10.23951/1609-624X-2022-2-144-153
12. Бунина С. Миф о Петербурге и миф о Коктебеле в творческой судьбе М. Волошина. URL: http://ctuxu.ru/article/art/mif_o_peterburge.htm (дата обращения: 09.09.2022).
13. Козубовская Г. П. Мифопоэтика цикла М. Волошина «Киммерийские сумерки» // Высшая школа: научные исследования: материалы межвузовского международного конгресса. Москва, 9 декабря 2021 года. М.: Инфинити, 2021. С. 73–81.
14. Волошин М. А. Одилон Рэдон / Искусство и искус. URL: http://dugward.ru/library/voloshin/voloshin_odilon_renon.html (дата обращения: 08.11.2022).
Выпуск: 1, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК
Страницы: 95 — 102
Скачиваний: 506