Развитие надпрофессиональных и личностных навыков студентов педагогических вузов
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-5-66-75
В процессе становления современной системы российского образования одной из наиболее актуальных проблем является проблема кадрового обеспечения комплексных структурных изменений данной сферы общества. В условиях мультикультурного контекста и современной образовательной парадигмы важнейшим является вопрос подготовки школьного учителя. В статье систематизировано научное знание о современных образовательных результатах (hard-skills, soft-skills, self-skills), предлагается обоснование понятий надпредметных и личностных умений. Систематизированы отдельные инновационные идеи в области организации образовательного процесса в современных вузах: 1) вариативные модели обучения, направленные на формирование у студентов поколения Z личностных и надпредметных навыков: T-shaped model (T-модель), обеспечивающая в горизонтальной плоскости формирование мягких навыков (soft-skills), в вертикальной – предметно-специализированные и профессиональные навыки (hard-skills); V-модель высшего образования, направленная на создание условий для становления творческих специалистов, обладающих умениями непрерывного саморазвития (self-skills); 2) элементы методик формирования у студентов soft-skills, в том числе связанные с различными методами мотивации, организацией процесса коммуникации, использованием специализированных средств обучения, навыков эмоционального интеллекта и др.; 3) модель «Soft-skills педагога», обладающего готовностью к осуществлению образовательного процесса, направленного на формирование у студентов различных образовательных результатов (hard-skills, soft-skills, self-skills) и др. В статье на основании опыта Томского государственного педагогического университета предлагается обоснование процесса формирования надпрофессиональных и личностных навыков студентов педагогического вуза средствами рефлексивно-деятельностного подхода как теоретического основания для проектирования механизмов, обеспечивающих развитие (саморазвитие) потенциала субъекта, способного к самоопределению. Логичным представляется развитие личностных навыков обучающихся с точки зрения их устремления к появлению детерминации своей собственной позиции в любой проблемной ситуации.
Ключевые слова: образование, подготовка учителя будущего, self-skills, самоопределение
Библиография:
1. Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1993. 412 p. DOI: 10.7208/chicago/9780226041223.001.0001
2. Barnard D. The Importance of Soft Skills // VirtualSpeech. URL: https://virtualspeech.com/blog/importance-soft-skills (дата обращения: 13.04.2023).
3. Brungardt C. The intersection between soft skills development and leadership education // Journal of Leadership Education. 2011. Vol. 10, № 1. P. 1–21. DOI: 10.12806/V10/I1/RF1
4. Cinque M. «Lost in translation». Soft skills development in European countries // Tuning Journal for Higher Education. 2016. Vol. 3, № 2. P. 389–427. DOI: 10.18543/tjhe-3(2)-2016pp389-427
5. Богомолова А. О., Гут Ю. Н. Мастер-класс «Soft-skills в работе педагога-психолога» // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 2 (11). С. 16–22.
6. Жадько Н. В., Безруких М. М. Формирование «мягких» навыков в профессиональном обучении // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 8. С. 14–15.
7. Кистина Ю. С. Психологическая компетентность как формообразующий фактор развития soft skills // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам Всерос. (национальной) науч.-практ. конф. (15–29 ноября 2021 г.). Красноярск. 2022. С. 146–148.
8. Короткая М. В., Попова Е. Д. Развитие soft skills у студента вуза через работу со школьниками // Высшая школа. 2016. № 12. С. 54–55.
9. Петров А. Ю., Махароблидзе А. В. Soft skills современного менеджера: командообразование и лидерские навыки. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2017. 188 с.
10. Рогалева Е. В., Третьякова Л. Р. Гибкие навыки (soft-skills) педагогов и подходы к их формированию // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2022. № 2. С. 82–87.
11. Сорокопуд Ю. В., Амчиславская Е. Ю., Ярославцева А. В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 194–196. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-186-194-196
12. Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2016. Т. 2, № 4. С. 222–234.
13. Астапенко Е. В., Шмурыгина О. В. Надпрофессиональные навыки преподавателя профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. Т. 10, № 3. 2022. С. 21–34. DOI: 10.52944/PORT.2022.50.3.001
14. Степашкина Е. А., Суходоев А. К., Гужеля Д. Ю. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов. М.: НИУ ВШЭ, 2022. С. 33 (Современная аналитика образования. № 2 (62)).
15. Колосов Е. А. Современное состояние профессионального образования // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 6 (34). С. 91–97. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-91-97
16. Фадеев А. С., Змеев О. А., Газизов Т. Т. Модель университета 4.0 // Научно-педагогическое обозрение. 2020. Вып. 2 (30). С. 172–178. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-2-172-178
17. Леонтьева Е. Г. Развитие профессиональных, надпрофессиональных и самостоятельных навыков у студентов-центениалов в условиях цифровизации // Научно-педагогическое обозрение. 2021. Вып 3 (37). С. 116–123. DOI: 10.23951/2307-6127-2021-3-116-123
18. Кириллов Н. П., Леонтьева Е. Г. Опыт развития творческого потенциала студентов и преподавателей // Проблемы управления в социальных системах. 2014. Т. 7, № 11. С. 18–27.
19. Зарецкий В. К., Зарецкий Ю. В., Островерх О. С., Тихомирова А. В., Федоренко Е. Ю. Сравнительный анализ концептуальных оснований современных образовательных систем и образовательных практик (на примере сравнения развивающего обучения и рефлексивно-деятельностного подхода) // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 4. С. 3–18. DOI: 10.17759/psyedu.2020120401
20. Зарецкий В.К. Еще раз о зоне ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 2. С. 37–49. DOI: 10.17759/chp.2021170204
21. Попов А. А. Русские компетенции // Деятельностный подход в образовании / сост. В. А. Львовский. М.: Авторский клуб, 2021. С. 266–281.
22. Попов А. А. Дидактика открытого образования. М.: НКЦ, 2020. 352 с.
23. Федотов А. А. Человеческий потенциал и человеческий капитал: сущность и отличие понятий // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 7 (77). С. 148–155. DOI: 10.24412/2411-0450-2021-7-148-155
24. Арнаут М. Н. Дефиниция понятий «человеческий капитал», «человеческий потенциал» и «человеческий ресурс» // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 2. С. 79–85. DOI: 10.24412/2071-6435-2021-2-79-85
25. Matteson M. L., Anderson L., Boyden C. Soft Skills: A Phase in Search of Meaning // Portal: Libraries and the Academy. 2016. V. 16, № 1. P. 71–88. DOI: 10.1353/pla.2016.0009
26. Москалев М. Г., Носова А. Д., Газизов Т. Т. Цифровые образовательные ресурсы в работе педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (220). С. 77–85. DOI: 10.23951/1609-624X-2022-2-77-85
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 66 — 75
Скачиваний: 314