Инициативы будущих учителей в педагогических вузах
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-5-93-102
Статья посвящена изучению работы по формированию инициатив студентов в педагогических вузах. Основное противоречие, которое было выявлено в ходе исследования, говорит о том, что при высоком научном интересе к инициативам, возникающим в процессе как профессиональной деятельности, так и профессионального образования, в том числе педагогического, их суть в подготовке учителей пока изучена недостаточно. Помимо этого, недостаточно изучены и систематизированы формы, виды, потенциал генерации инициатив будущих учителей в пространстве педагогического вуза. Целью данного исследования стало уточнение понятия и видов педагогических инициатив на теоретическом уровне, выявление и анализ особенностей (форм) работы с инициативами будущих учителей в педагогических вузах России, определение степени генерации вузами педагогических инициатив студентов. Материалом исследования выступили: научно-педагогическая литература и информация сайтов 34 педагогических вузов России, документы конкурсных профессиональных мероприятий. В процессе исследования применялись такие методы, как анализ научной литературы; наблюдение за практической деятельностью педагогических вузов; контент-анализ информации университетских сайтов как формализованный метод изучения текстовой и графической информации сайта с последующим ее переводом в количественные данные и ее статистической обработкой. Анализ исторической и научной литературы, связанной с инициативной деятельностью студентов педагогических вузов, позволил дать определение инициативы – нравственное качество личности, ее способность выражать передовые, творческие идеи в активной деятельности, мерило активности и способ побуждения к новым выражениям. Были выделены «укрупненные группы» инициатив: социально-педагогические, профессионально-педагогические, интеллектуально-познавательные, определены значение и формы реализации указанных инициатив при работе со студентами и рассмотрены их особенности. В рамках исследования проведен анализ представления педагогическими вузами разных видов инициатив на своих официальных сайтах. Была составлена карта анализа сайта и по собранным данным произведены статистические подсчеты видов педагогических инициатив студентов.
Ключевые слова: будущие учителя, педагогический вуз, инициативы студентов, профессиональные инициативы, педагогические инициативы
Библиография:
1. Игорь Субботин – Афоризма.рф. URL: https://xn--80aaudvjo4a.xn--p1ai/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80/%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C-%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BD/page/61 (дата обращения: 16.01.2023).
2. Соломатина Т. Б. Инициативы в педагогической деятельности // Инициативы XXI века. 2009. № 1. С. 8–12.
3. Ян Амос Коменский. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939. 320 с.
4. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 603 с.
5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
6. Валуйская Т. Л. Интеллектуальная инициатива студентов: между креативностью и интеллектом // Инновационные технологии в современной парадигме языкового образования: сб. материалов республ. науч.-практ. сем. с междунар. участием, Минск, БГУ, 26–27 окт. 2012 г. Минск: Изд. центр БГУ, 2013. С. 10–13.
7. Анисимова В. А., Драговоз Л. А. Актуализация педагогической инициативы специалистов в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2016. № 15. С. 24–26.
8. Фокина М. М. Обеспечение поддержки педагогических инициатив // Научно-практические исследования. 2020. № 3-2 (26). С. 53–57.
9. Борисенкова Е. С., Логинов В. В., Найн А. Я. Актуализация социально-педагогической инициативы как фактор проектирования образовательной реальности // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 20–24.
10. Соломатина Т. Б., Насибова С. В. Социально-педагогические инициативы в деятельности учреждений дополнительного образования детей // Наука и школа. 2008. № 2. С. 37–39.
11. Беликов В. А., Гришин А. В., Звада О. А. Технологии развития конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы на основе актуализации социально-педагогической инициативы // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4 (16). С. 213–216.
12. Махинин А. Н. Поддержка социальных инициатив как фактор формирования гражданской идентичности студентов // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 1. С. 23–28. DOI 10.15293/1813-4718.1901.03
13. Черноталова К. Л. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессиональной инициативы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. № 11 (Ноябрь). С. 11–15. URL: http://e-koncept.ru/2012/12147.htm (дата обращения: 18.01.2023).
14. Косачева Е. П. Педагогические условия развития познавательной инициативы будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки в вузе: дис. … канд. пед. наук. Череповец, 1999. 170 с.
15. Чеботарев А. И., Ерофеев А. Н., Карпов А. С., Поселенцев В. А. Творческая инициатива в процессе формирования профессиональных качеств будущих военных специалистов // Научное обозрение: электрон. журн. 2020. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskaya-initsiativa-v-protsesse-formirovaniya-professionalnyh-kachestv-buduschih-voennyhspetsialistov/viewer (дата обращения: 18.01.2023).
16. Логинов В. В., Найн А. Я. Актуализация социально-педагогической инициативы специалистов как фактор управления качеством физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2016. № 1. С. 58.
17. Дашевская Л. В. Социальные инициативы студентов как фактор повышения качества подготовки специалиста в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 23 с.
18. Батаршев А. В. Психолого-педагогические предпосылки профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 4 (12). С. 92–99.
19. Шанц Е. А. Инициативность как одно из социально значимых качеств личности студента в общественно полезной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Межд. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. С 157–159.
20. Головинова И. Ю. Формирование инициативности студентов младших курсов в учебно-познавательной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 176 с.
21. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 320 с.
22. Зырянова Н. И. Введение в профессионально-педагогическую деятельность: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 153 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/29990/1/978-5-8050-0679-2.pdf Текст: электронный (дата обращения: 18.01.2023).
23. Комарова Э. П., Фетисов А. С. Педагогическая инициатива как звено в механизме личностно-центрированного взаимодействия субъектов образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2016. № 3. С. 28–31.
Выпуск: 5, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 93 — 102
Скачиваний: 268