Конвенциально-рефлексивная система методов обучения для подготовки профессионально мобильного педагога в цифровой образовательной среде
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-2-7-15
При выделении в качестве показателя профессиональной мобильности понятия «активность личности», которое трактуется как готовность и адаптивность к деятельности при изменении условий на основе освоения новых форм и видов действий, описывается конвенциально-рефлексивная система методов обучения для процесса подготовки современного педагога, гарантирующая формирование у учителя умений самостоятельно составлять и оценивать методы обучения в меняющейся цифровой образовательной среде. Особенности предложенной системы методов обучения выделены при использовании парадигмального подхода с учетом исследования статуса «метода обучения» как цели обучения в «Современной» образовательной парадигме. Такой статус метода в контексте профессиональной подготовки учителя позволяет указать два класса методов: обучения и организации учебно-познавательной деятельности. Суть спецификации методов каждого класса в системе подготовки педагогических кадров определена свойством автологичности (то есть необходимостью описания самого себя). Для рассмотренного свойства установлены четыре основных признака (характеристики) проявления: наличие цели автологичности, фиксация причинно-следственных связей для использования метода в конкретной методической системе, исследование причинно-следственных связей для использования метода при трансформировании модели конкретной методической системы, формулировка оценочного суждения о целесообразности (или нецелесообразности) применения метода в определенной методической системе или педагогической ситуации. Наделение свойства автологичности выделенными характеристиками содержательной и процессуальной сущности определяет ключевую для профессионального педагогического обучения связку между знаниями и способами деятельности, позволяя активизировать профессиональную (функциональную) грамотность, качественные характеристики личности, а также позитивную психофизическую настроенность студентов. Указанные компетентностные составляющие входят в профиль «способности к пониманию и действию», рассматриваемый как основа профессиональной мобильности. Достижение дидактической полноты представленной конвенциально-рефлексивной системы методов обучения определяется формированием у учителя умения самостоятельно составлять методы обучения и методы организации учебно-познавательной деятельности в цифровой образовательной среде. В качестве средства формирования указанного умения предлагается «учебно-познавательная экспертная система», которая содержит программную поддержку – генератор дезагрегирования методов обучения и экспертный блок, наполненный методами конвенциально-ролевой рефлексии. В рамках использования предложенной системы формирование выделенного умения может проводиться в три этапа. В парадигмальной терминологии «учебно-познавательная экспертная система» является, по сути, элементом «ценностной установки» дисциплинарной матрицы «Современной» парадигмы, метафизическая часть которой задается цифровой образовательной средой.
Ключевые слова: парадигмальный подход, дисциплинарная матрица, конвенциально-рефлексивная система методов обучения, автологичность метода обучения, профессиональная мобильность, способность к пониманию и действию, учебно-познавательная экспертная система, цифровая образовательная среда
Библиография:
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 № 544н с изм. и допол. в ред. от 05.08.2016. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 27.11.2022).
2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 28.11.2022).
3. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / пер с англ. М.: Политиздат. 1992. 543 с.
4. Пашковская И. Н. Социально-педагогические основы профессионального самоопределения педагога: дис. … д-ра пед. наук. 13.00.01. Санкт-Петербург. 2002. 344 с.
5. Шаламова Л. Ф., Марусяк Д. М., Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю. Региональная модель подготовки педагогических кадров как объект исследования // Science for Education Today. 2022. № 1. С. 99–125. Биктуганов Ю. И. Профессиональная мобильность педагога: учеб. пособие. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2016. 120 с.
7. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете. М.: ВЛАДОС, 2008. 201 с.
8. Гершунский Б. С. Философия образования. М., 1998. 432 с.
9. Михайлов Ф. Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. 1999. №8. С. 92–118.
10. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс. 1977. 300 с.
11. Semenova I. N. Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm. Yelm, WA. USA: Science Book Publishing House. 2014. 156 с.
12. Миронова Л. И. Информационное обеспечение вузовской подготовки в условиях междисциплинарного проектирования и менеджмента качества образования. Екатеринбург: УрФУ. 2021. 287 с.
13. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–112.
14. Никитина Е. А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога: дис. … канд. пед. наук; 13.00.01. Иркутск, 2007. 199 с.
15. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России: дис. … д-ра пед. наук. 13.00.08. Ростов-на-Дону. 2006. 337 с.
16. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 440 с.
17. Эрдынеева К. Г., Васильев А. А. Формирование цифровой культуры обучающихся колледжа: субъектно-деятельностный подход // Ученые записки Забайкальского гос. ун-та. 2020. Т. 15. № 1. С. 22–31.
18. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. 416 с.
19. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Модернизация педагогического образования в условиях цифровой трансформации // Высшее образование: проблемы и трансформации / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2019. С. 403–411.
20. Шуклина Е. А. Самооценка образовательной успешности как институциональный феномен: социологический анализ эффективности и внутрисистемных противоречий // Вестник Института социологии. 2021. № 38. C. 99–119.
21. Семенова И. Н., Слепухин А. В., Эрентраут Е. Н. Система экспертирования для формирования у студентов педвузов умений составлять и оценивать методы обучения в современной информационно-коммуникационной дидактической среде // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 120–129.
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА
Страницы: 7 — 15
Скачиваний: 297