Технология формирования ценностного отношения подростков к здоровью средствами педагогического стимулирования
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-2-44-53
Актуальность формирования ценностного отношения подростков к здоровью связана с потребностью общества в здоровых, здоровьеориентированных учащихся. Несмотря на значительный потенциал, накопленный в отечественной и зарубежной педагогике в области теории и практики приобщения подростков к здоровью, нуждается в создании целостная система формирования ценностного отношения подростков к здоровью в условиях образовательного процесса школы. Как показывает анализ научной литературы, на сегодняшний момент отсутствуют работы, раскрывающие сущность и содержание формирования ценностного отношения подростков к здоровью на основе теории и технологии педагогического стимулирования в условиях образовательного процесса школы. Таким образом, возникло противоречие между необходимостью формирования ценностного отношения подростков к здоровью и неразработанностью технологии решения этой проблемы средствами педагогического стимулирования в педагогической теории и практике. Теоретической основой исследования выступила концепция педагогического стимулирования. В качестве методов исследования использован анализ педагогической теории и практики по исследуемой проблеме, наблюдение за деятельностью и взаимодействием учащихся и учителей в процессе педагогического стимулирования подростков, педагогический эксперимент, анкетирование, методы статистической обработки данных. Обоснована типология подростков по отношению к здоровью: «инертные», «утилитарные реалисты», «нацеленные на здоровье», «скептики» и недопустимый, критический, допустимый, оптимальный уровни сформированности ценностного отношения к здоровью; определены комплексы стимулов, включающие ведущие и вспомогательные стимулы по отношению к представителям типологических групп учащихся; освещена методическая инструментовка реализации комплексов стимулов ценностного отношения подростков к здоровью. Раскрываются этапы реализации технологии формирования ценностного отношения подростков к здоровью средствами педагогического стимулирования, представлены результаты применения технологии. В заключении сделан вывод о том, что стимул личностной значимости здоровья должен быть лидирующим в сумме других моральных побудителей.
Ключевые слова: ценностное отношение, подростки, здоровье, технология, средства педагогического стимулирования, образовательный процесс школы
Библиография:
1. Воробьева И. Н. Педагогические основы формирования ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. С. 1208–1213.
2. Обухова К. А., Пономарева Л. И., Ган Н. Ю. К вопросу о ценностном отношении к здоровью как к философской категории // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 1. С. 15–19.
3. Бачинин И. В. Формирование ценностного отношения к здоровью у обучающихся в процессе духовно-нравственного воспитания // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 105–114.
4. Нефедова А. С. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2014. № 13 (72). С. 274–276.
5. Абрамова Е. С. Источники информации подростков о здоровом образе жизни // Концепт. 2015. № 1. С. 56–60.
6. Сорокина В. М., Сорокин Д. Ю. Ценностное отношение учащихся к здоровому образу жизни // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-3. С. 528–531.
7. Шмойлова Н. А., Каширский Д. В. Ценностное отношение к здоровью и саморазвитие личности // Психология и психотехника. 2020. № 1. С. 68–77.
8. Хакимова Г. А., Гребенюк Г. Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. 175 с.
9. Душкина М. Р. Психология влияния в социальных коммуникациях: психологическое воздействие – методы и технологии. М.: Юрайт, 2019. 213 с.
10. Котова И. Б., Сухомлинова Е. Н. Опыт формирования ценностного отношения к здоровью у старших школьников // Гуманизация образования. 2012. № 1. С. 36–42.
11. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учеб.-метод. пособие. Саратов: Издат. центр «Наука», 2009. 52 с.
12. Равкин З. И. Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследования истории советской школы. Йошкар-Ола, 1972. 292 с.
13. Равкин З. И. Стимулирование как педагогический процесс (основы общей теории) // Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы. Йошкар-Ола, 1972. С. 61.
14. Науменко Ю. В. Комплексное формирование социокультурного феномена «здоровье» у подростков в общеобразовательной школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.: Педагогика, 2009. 46 с.
15. Ирхин В. Н., Ирхина И. В., Коваленко И. А. Формирование ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни на основе концепции педагогического стимулирования // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. 2010. № 24 (95). С. 304–311.
16. Ирхин В. Н., Коваленко И. А. Педагогическое стимулирование ценностного отношения подростков к здоровью средствами физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 3. 2011. С. 7–9
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 44 — 53
Скачиваний: 240