Программа по географии средней школы Монголии: история развития методики обучения географии
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-2-73-81
Первые научные сведения о монгольских географических объектах получили Н. М. Пржевальский, Г. Н. Потанин, М. В. Певцов, В. А. Обручев и ряд других ученых. Российские и советские ученые, основываясь на широком спектре многолетних исследований, внесли уникальный вклад в исследование географии Монголии, немалую роль сыграли также монгольские исследователи. Основываясь на последних исследованиях в истории страны, Э. М. Музаев выделил четыре этапа истории исследования. На основании этого О. Намнандорж и Ш. Цэгмид в географическом изучении страны определили два больших периода: дореволюционный и постреволюционный. Выделенные ими периоды характеризуют появление национальных ученых, исследования которых в эти периоды имели разные цели, результаты и направления. Победа народной революции в Монголии заложила научный фундамент в развитие образовательного содержания по изучению географии Монголии. В данный момент важно сделать краткий обзор первых 100 лет истории развития методики и обучения географии. В 1990-х годах Монголия перешла к новой политической системе, и эти изменения были постоянной темой во всех секторах общества, включая образование. С тех пор в секторе образования происходят структурные, организационные, технологические и учебные изменения. Среди этих областей обновление учебных программ является ключевым фактором изменения системы образования. В связи с этим пересматриваются цели обучения, разрабатываются новые основные учебные планы, стандарты, учебники и вспомогательные материалы, а также совершенствуются педагогические методы, системы оценивания и среда обучения. В связи с переходом на 12-летнюю систему общего образования разрабатываются новые основные учебные программы, учебники и учебные пособия. С начала 2015–2016 учебного года используется новая учебная программа по географии. Основное внимание уделяется историческим изменениям в учебной программе по географии, сравнительным исследованиям старых (2012 г.) и новых (2015 г.) учебных программ (структура, содержание, преемственность, взаимосвязь и т. д.); представлен результат исследования.
Ключевые слова: учебный план, основной учебный план, история учебного плана
Библиография:
1. Сумъяа Ц., Мөнхтуяа Ө. Шинжлэх ухааны бичиг үсгийн боловсрол-багш мэргэжилтний гүйцэтгэх үүрэг [Scientific literacy education-the role of the teacher] // Багш боловсролын хөгжил, шинэчлэл. Улаанбаатар: Мөнхийн үсэг, 2006. Х. 41–46.
2. Төрөөс боловсролын талаар баримтлах бодлого [Government policy on education]. Улаанбаатар, 1995. URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/10935 (дата обращения: 23.12.2022).
3. Монгол улсын хууль. Монгол улсын Боловсролын багц хууль [Education package of Mongolia]. Улаанбаатар, 2002. URL: https://legalinfo.mn/mn/detail/9020 (дата обращения: 23.12.2022).
4. Шагдар Ш. Газарзүйн хичээлээр шийдвэрлүүлэх асуудал [Problems to be solved by geography lessons]. Улаанбаатар, Шинжлэх ухаан танин мэдэхүй, 2007. 130 х.
5. Мунхцэцэг Г. Отражение вопросов глобального изменения климата в методологии образования и учебной программе по географии средней школы Монголии [Reflection of issues of global climate change in the methodology of education and the curriculum on the geography of secondary school in Mongolia] // Астраханский вестник экологического образования. 2023. № 1 (73). С. 138–143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50205057 (дата обращения: 13.02.2023).
6. Батчулуун Е. Газарзүйн боловсролын үндэс [Fundamentals of Geography Education]. Улаанбаатар: Мөнхийн үсэг, 2020. 480 х.
7. Батсүх Г. Ерөнхий боловсролын дунд сургуульд газарзүй заах арга [Methods of teaching geography in general secondary schools]. Улаанбаатар: Ардын боловсролын яамны хэвлэл, 1982. 175 х.
8. Батчулуун Е. Сургуулийн газарзүйн онол аргазүй [Theory and methodology of school geography]. Улаанбаатар: Мөнхийн үсэг, 2001. 380 х.
9. Мунхцэцэг Г. Программа преподавания географии в Монголии и историческое развитие учебников // Устойчивое развитие в современном нестабильном мире: Проблемы теории и практики. 2023. № 1. С 235–242. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50186447 (дата обращения: 23.01.2023).
10. Батсүх Г. Дунд сургуульд физик-газарзүй заах арга [Methods of teaching physics and geography in secondary schools]. Улаанбаатар, Хэвлэх үйлдвэр, 1963. 222 х.
11. Содномваанчиг Г. Монголын бага, дунд боловсролын агуулга арга зүйн хөгжлийн товч тойм (1911–2000) [A brief overview of the content and methodology development of primary and secondary education in Mongolia (1911–2000)]. Улаанбаатар: Адмон, 2001. 280 х.
12. Даш Д., Мандах Н. Газарзүйн шинжлэх ухааны хөгжлийн түүх [History of development of geographical science]. Улаанбаатар: Адмон, 2011. 613 х.
13. Бүрэн дунд боловсролын сургалтын хөтөлбөр (X–XII) [Curriculum for upper secondary education (X–XII)]. Улаанбаатар, Хэвлэх үйлдвэр, 2019. 282 х.
14. Суур боловсролын сургалтын хөтөлбөр [Basic Education Curriculum (VII–IX)]. Улаанбаатар, Хэвлэх үйлдвэр, 2019. 139 х.
15. Насанбаяр Б. Суурь боловсролын сургалтын цөм хөтөлбөр [Core Curriculumof Basic Education]. Улаанбаатар: БСШУЯ, 2015. 159 х.
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА
Страницы: 73 — 81
Скачиваний: 205