Реализация концепции «Университет 4.0» в Сибирском федеральном округе
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-2-82-90
Переход к Индустрии 4.0 является одной из центральных задач экономического и социального развития России. Новый уклад экономики, расширяя поле деятельности человека, отражается на требованиях к компетентности специалиста. Адаптируясь к новым требованиям рынка труда, университеты уже сегодня начинают осуществлять преобразования по разным направлениям своей деятельности. Целью настоящего исследования является выявление основных направлений деятельности университетов Сибирского федерального округа (СФО) в области трансформации университета в Университет 4.0. Для достижения цели проведен теоретический анализ работ российских и зарубежных ученых, посвященных содержанию трансформации университета в Университет 4.0. Кроме того, рассмотрены данные открытых информационных ресурсов ведущих университетов Сибирского федерального округа для установления основных направлений деятельности по трансформации университета в Университет 4.0. В ходе теоретического анализа выявлена сущность и характерные черты Университета 4.0. Идеей Университета 4.0 является трансформация образования с учетом потребностей и вызовов цифрового общества. Такая трансформация подразумевает введение и развитие индивидуализированного гибридного обучения, не ограниченного пространственно-временными рамками, при котором студент обладает достаточной степенью автономности и принимает участие в формировании плана своего обучения. Отмечается важность проектного подхода в обучении, развития наставничества и открытой образовательной среды. Анализ направлений деятельности университетов СФО позволил установить, что в настоящее время в сибирских университетах активно развиваются научно-исследовательские проекты, связанные с решением актуальных глобальных и региональных проблем, цифровизацией, информатизацией, вовлечением студентов в научно-исследовательскую деятельность в рамках данных проектов. Деятельность по данным проектам осуществляется в том числе с участием индустриальных партнеров, государственных органов и в рамках международного сотрудничества. Университеты развивают цифровую среду, позволяющую получать доступ к научно-образовательным и инфраструктурным ресурсам, а также разрабатывают цифровые инструменты для освоения профессиональных компетенций. Несмотря на то, что Университет 4.0 в научных исследованиях считается проектом будущего, уже сегодня мы можем видеть серьезные изменения в деятельности университетов, которые позволяют сделать вывод о том, что трансформация происходит ускоренными темпами.
Ключевые слова: Университет 4.0, Индустрия 4.0, цифровизация образования, цифровой университет, высшее образование
Библиография:
1. Мезина Т. В. и др. Влияние Индустрии 4.0 на экономику и производство // Вестник ГУУ. 2022. № 2. С. 71–76. doi: 10.26425/1816-4277-2022-2-71-76 (дата обращения: 18.02.2023).
2. Industry 4.0 / H. Lasi [et al.] // Business & Information Systems Engineering. 2014. № 6. P. 239–242. doi: 10.1007/s12599-014-0334-4
3. Responsible Consumption and Production. Encyclopedia of the UN Sustainable Development Goals / ed. L. Filho [etal.]. Cham: Springer, 2020. 862 p. doi: 10.1007/978-3-319-95726-5
4. Кадры для цифровой экономики. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/ (дата обращения: 25.02.2023).
5. Шевякова А. Л., Петренко Е. С., Уразбеков А. К. Вызовы Индустрии 4.0 системе образования: возможные изменения в формировании компетенций // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 9. С. 2079–2096. doi:10.18334/ce.14.9.110825
6. Mourtzis D. Development of skills and competences in manufacturing towards education 4.0: a teaching factory approach // Proceedings of 3rd International Conference on the Industry 4.0 Model for Advanced Manufacturing. Cham, 2018. P. 194–210. doi: 10.1007/978-3-319-89563-5_15
7. Иванченко И. В. и др. Образование 4.0: новые компетенции для цифровой экономики // Вестник ЗабГУ. 2021. № 7. С. 103–111. doi: 10.21209/2227–9245–2021–27–7–103–111
8. Белова Е. Н. Развитие ключевой управленческой компетентности работников сетевой самообучающейся организации // Сибирский пед. журнал. 2016. № 5. С. 65–71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-klyuchevoy-upravlencheskoykompetentnosti-rabotnikov-setevoy-samoobuchayuscheysya-organizatsii (дата обращения: 25.02.2023).
9. Moraes E. et al. Integration of Industry 4.0 technologies with Education 4.0: advantages for improvements in learning // Interactive Technology and Smart Education. 2022. URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/ITSE-11-2021-0201/full/html (дата обращения: 25.02.2023).
10. Фиофанова О. А. Подготовка преподавателей-исследователей в университетах когнитивного типа (организационные принципы образовательной программы магистратуры «Управление исследованиями, разработками, инновациями в университете») // Высшее образование сегодня. 2017. № 10. С. 22–28. doi: 10.25586/RNU.HET.17.10.P.22
11. Нестеров А. Ю. Проблемы управления знаниями в университете четвертого поколения // БГЖ. 2021. № 1 (34). С. 189–192. doi: 10.26140/bgz3-2021-1001-0043
12. Butt R. et al. Integration of industrial revolution 4.0 and IOTs in academia: a state-of-the-art review on the concept of education 4.0 in Pakistan [review] // Interactive Technology and Smart Education. 2020. Vol. 17, № 4. P. 337–354. doi: 10.1108/ITSE-02-2020-0022
13. Fisk P. Education 4.0. The future of learning will be dramatically different, in school and throughout life. 2017. URL: www.peterfisk.com/2017/01/future-education-youngeveryone-taught-together/ (дата обращения: 18.02.2023).
14. Фадеев А. С., Змеев О. А., Газизов Т. Т. Модель университета 4.0 // Ped. Rev. 2020. № 2 (30). С. 172–178. doi: 10.23951/2307-6127-2020-2-172-178
15. Паскова А. А. «Образование 4.0» в эпоху цифровой трансформации: перспективы и возможные пути реализации // Вестник Майкопского гос. технолог. ун-та. 2021. № 4. С. 100–107. doi: 10.47370/2078-1024-2021-13-4-100-106
16. Другова Е. А., Журавлева И. И., Захарова У. С. и др. Искусственный интеллект для учебной аналитики и этапы педагогического проектирования: обзор решений // Вопросы образования. 2022. № 4. C. 107–153. doi: 10.17323/1814-9545-2022-4-107-153
17. Остапенко М. С., Назарова В. Ю. Внедрение индивидуальных образовательных траекторий в вузе // Вестник ПНИПУ. Машиностроение. Материаловедение. 2022. Т. 24, № 2. C. 87–95. doi: 10.15593/2224-9877/2022.2.10
18. Рудинский И. Д., Давыдов А. В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. № 1. С. 1–9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibridnye-obrazovatelnye-tehnologii-analiz-vozmozhnostey-i-perspektivy-primeneniya (дата обращения: 25.02.2023).
19. Неборский Е. В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. № 4. URL:http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf (дата обращения: 25.02.2023).
20. Аронов А. М., Белова Е. Н. Принципы управления инновационной деятельностью вуза // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. № 4 (132). С. 9–13. URL: http://vestnik.tspu.ru/files/vestnik/PDF/articles/aronov_a._m._9_13_4_132_2013.pdf (дата обращения: 25.02.2023).
21. Университет 4.0. Сибирский федеральный университет. URL: https://www.sfu-kras.ru/projects (дата обращения: 25.02.2023).
22. Виртуальный университет 4.0. Томский государственный университет. URL: http://innomap.tsu.ru/Projects/Info/1171 (дата обращения: 25.02.2023).
23. Институт человека цифровой эпохи. Томский государственный университет. URL: https://ihde.tsu.ru/ru/ (дата обращения: 25.02.2023).
24. Кафедра-центр симуляционных технологий. Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого. URL: https://krasgmu.ru/index.php?page[common]=dept&id=1873 (дата обращения: 25.02.2023).
25. Педагогический технопарк «Кванториум» им. Л. В. Киренского. КГПУ им. В. П. Астафьева. URL: http://www.kspu.ru/division/446/ (дата обращения: 25.02.2023).
26. Педагогический технопарк «Кванториум» им. народного учителя СССР Б. И. Вершинина. Томский гос. пед. ун-т. URL: https://www.tspu.edu.ru/kvantorium.html (дата обращения: 25.02.2023).
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 82 — 90
Скачиваний: 320