Основные характеристики интегративного подхода в обучении иностранному языку в техническом вузе
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-2-121-128
Особенно актуальным вопросом на сегодняшний день является обучение специалистов технических областей как наиболее приоритетных в современной системе высшего образования. Ведется постоянная работа по повышению качества образовательного процесса, и предметы гуманитарного цикла играют особую роль в этой работе. Ключевое место занимает иностранный язык, необходимый для плодотворной реализации инженерной деятельности, сопровождающейся огромным количеством документации на английском языке. Все чаще возникает дилемма, каким образом построить процесс обучения в техническом вузе, чтобы обеспечить комплексное усвоение и применение академического и профессионального материала в практической деятельности студентов. Помощником, позволяющим обеспечить такую подготовку, является интегративный подход в обучении. Главной идеей данного подхода выступает развитие у студентов умений работать автономно, находить, оценивать, анализировать и классифицировать полученную информацию на родном и иностранном языке, используя знания из разных предметных областей. Изучены и проанализированы основные характеристики интегративного подхода в обучении иностранному языку студентов технического вуза для того, чтобы обеспечить качественное объединение содержания предметов профессиональной направленности и иностранного языка в единое целое. Материалами исследования послужили работы многих отечественных авторов, изучающих интегративный подход в обучении. В исследовании используются научные методы (теоретический, эмпирический и метод статистического анализа), обеспечивающие сбор, анализ, обработку и интерпретацию данных с целью описания основных характеристик, присущих интегративному подходу в техническом вузе. В ходе анализа литературы выводится определение интегративного подхода со всеми свойственными ему характеристиками, актуальными в техническом вузе. Результатами исследования выступили данные, полученные в процессе проведения научно-образовательных мероприятий, направленных на интеграцию иностранного языка и профильных технических дисциплин, проводимых в Томском политехническом университете. Описываются положительные эффекты, наблюдаемые студентами в ходе участия. В заключении подчеркивается важность интегративного подхода для актуализации междисциплинарных связей при изучении иностранного языка в техническом вузе.
Ключевые слова: интегративный подход, технический вуз, профильная дисциплина, иностранный язык, междисциплинарные связи, высшее профессиональное образование
Библиография:
1. Шевцова Г. В., Москалец Л. Е. Роль мотивации при обучении профессионально ориентированному иностранному языку в техническом вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2022. Вып. 2 (220). С. 116–124. doi:10.23951/1609-624X-2022-2-116-124
2. Николаева М. В. Лингвокультурный и интегративный подходы к обучению иностранному языку студентов неязыковых вузов: сущность, особенности, эффективность // Вестник педагогических наук. 2021. № 6. С. 114–118. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46503458 (дата обращения: 5.03.2023).
3. Krylov E., Khalyapina L., Nordmann A. Teaching English as a Language for Mechanical Engineering // Technology and Language. 2021. Vol. 2 (4). Р. 126–143. doi: 10.48417/technolang.2021.04.08 (дата обращения: 17.03.2023).
4. Khromov S. S., Gulayevaa N. A., Zelenetskayab I. S., Minakovac L. Yu., Sheketerac A. L. An Algorithm for the Integration of Information and Communication Technologies in Teaching Languages for Special Purposes // Procedia: Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 200. Р. 224–229. doi:10.1016/j.sbspro.2015.08.056
5. Зимняя И. А., Земцова Е. В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14–19.
6. Лопаткин В. М. Интеграционные процессы в региональной системе педагогического образования. М.: Моск. пед. гос. ун-т; Барнаул: Нац. фонд подготовки кадров, 2000. C. 162.
7. Акимова О. Б., Чапаев Н. К. Интегративный подход к созданию акмеологически ориентированной системы общепедагогической подготовки педагога профессионального образования // Философия образования. Образовательная политика. 2012. № 10. С. 8–16.
8. Клепиков В. Н. Интеграционные процессы в современном образовании // Школьные технологии. 2014. № 5. С. 13–14.
9. Тенищева В. Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2008. 339 с.
10. Гревцева Г. Я., Циулина М. В., Болодурина Э. А., Банников М. И. Интегративный подход в учебном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 262. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30458065 (дата обращения: 10.03.2023).
11. Черкашина Е. И. Модель учебного пособия по иностранному языку для специальных целей в системе профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2021. Вып. 5 (217). С. 37–45. doi:10.23951/1609-624X-2021-5-37-45
12. Научно-образовательные мероприятия ТПУ. URL: https://portal.tpu.ru/science/konf (дата обращения: 26.03.2023).
13. Всероссийская научная конференция с международным участием «Теплофизические основы энергетических технологий». URL: https://portal.tpu.ru/science/konf/toet (дата обращения: 26.03.2023).
14. Всероссийский конкурс переводов для студентов нелингвистических специальностей. URL: https://portal.tpu.ru/science/konkurs/translation (дата обращения: 26.03.2023).
15. Международный конкурс научно-исследовательских проектных работ студентов на английском языке. URL: https://portal.tpu.ru/science/konkurs/niprs (дата обращения: 26.03.2023).
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Страницы: 121 — 128
Скачиваний: 369