Опыт создания и реализации модели подготовки специалистов в области преподавания русского языка как иностранного в современном поликультурном пространстве (на примере деятельности Муданьцзянского педагогического университета)
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-4-93-102
Речь идет о необходимости поиска новых решений в образовательной деятельности, связанной с изучением русского языка как иностранного, в условиях современного поликультурного пространства. Национальные образовательные системы по-разному реагируют на вызовы и тренды сегодняшнего дня и разрабатывают программы подготовки специалистов, компетентностная база которых удовлетворяет запросы внутреннего и международного рынка кадровых ресурсов. Инициированная Китаем стратегия «Один пояс ‒ один путь» является политическим, социальным и экономическим контекстом, обусловливающим динамику и трансформацию подготовки профильных кадров. Владение русским языком как средством коммуникации в поликультурном мире считается в Китае важным показателем высокого класса специалистов, что ставит перед вузами страны задачу тщательного продумывания концепции обучения русскому языку как иностранному. Описывается опыт внедрения оригинальной модели подготовки высокопрофессиональных кадров в предметной области «Русский язык как иностранный» в китайском региональном вузе. Раскрываются принципы, детерминирующие образовательную модель, описывается ее дидактический ресурс, содержательное наполнение, функциональные особенности, результаты апробации, намечаются перспективы совершенствования с учетом меняющихся социополитических обстоятельств. Подчеркивается, что при проектировании подобной образовательной модели учитываются факторы территориального расположения вуза-разработчика, его предшествующий опыт многоаспектного взаимодействия с Россией, включая торговлю, образовательные и культурные обмены, наличие материально-технической базы, мотивационные запросы и ожидания сторон, вовлеченных в процесс. В числе черт своеобразия образовательной модели подготовки кадров в области русского языка как иностранного, предложенной к реализации Муданьцзянским педагогическим университетом, отмечается установка на приоритет практической и прикладной подготовки, широкого привлечения стажировочных площадок, этапность и уровневость реализации учебных программ, их междисциплинарность, обязательное использование как традиционных, так и инновационных приемов и методик обучения, отбор контингента для обучения и дифференцированная работа с ним на всем протяжении учебного процесса. Опыт регионального китайского вуза может быть полезен с точки зрения применения в других вузах и других странах.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, поликультурная коммуникация, компетентностный подход, предметные и метапредметные компетенции, образовательная модель
Библиография:
1. Чжоу Я. Исследование путей подготовки в Китае специалистов-международников нового типа в рамках инициативы «Один пояс ‒ один путь» // Reports Scientific Society. 2023. № 8 (40). С. 80‒86.
2. Шань Н. Русский язык в Китае // Русский язык в школе. 2012. № 9. С. 86‒88.
3. Дроздова С. А., Ван Ц. Традиции изучения русского языка в Китае / Диалог культур: лингвокультурологическая база гуманитарного образования: сборник научных статей V международной научно-практической конференции. Симферополь: Ариал, 2017. С. 142‒146.
4. Каплунова М. Я. Русский язык в современном Китае // Социолингвистика. 2023. № 1. С. 60‒71. doi: 10.37892/2713-2951-1-13-60-71
5. Чэн Х. Практические пути подготовки молодых специалистов-международников с точки зрения инициативы «Один пояс ‒ один путь» // Статистика. 2023. № 2. С. 230‒231.
6. Чэнь Ю. Пути подготовки специалистов-международников нового типа в рамках инициативы «Один пояс ‒ один путь» // Офисный бизнес. 2022. № 14. С. 174‒176.
7. Чжан Ц. Международное сотрудничество и практика подготовки специалистов-международников в контексте инициативы «Один пояс ‒ один путь» на примере Сучжоуского профессионального университета // Технологии и инновации. 2020. № 5. С. 142‒144.
8. Чэнь Н. Оптимизированная стратегия модели подготовки в высших учебных заведениях специалистов-международников в рамках инициативы «Один пояс ‒ один путь» // Качественное образование Запада. 2020. № 6 (02). С. 210.
9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34‒44.
10. Фэн Ш. Изучение русского языка китайскими студентами: проблемы, возможности, перспективы // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 2. С. 70‒74.
11. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. С. 9‒16.
12. Ни Я. Ключевые профессиональные компетенции преподавателя при личностно-ориентированном онлайновом обучении русскому языку как иностранному на подготовительном факультете // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16, № 4. С. 458–466. doi: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-4-458-466
13. Курьянович А. В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 90‒101.
14. Курьянович А. В. Компетентностный подход как методологическая основа современного поликультурного языкового образования // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики: материалы ежегодной международной конференции, 7 февраля 2020 г. Екатеринбург: Уральский гос. пед. университет, 2020. Ч. 1. С. 114‒118.
15. Поршнева Е. Р., Королева С. Б. Формирование профессиональной речевой личности преподавателя иностранного языка: роль и место родного языка и культуры // Язык и культура. 2023. № 63. С. 239–254. doi: 10.17223/19996195/63/12
16. Гао Г. О системе подготовки специалистов РКИ к межкультурной коммуникации // Русский язык в зеркале перевода. 2018. № 1. С. 553‒564.
17. Сун Я. Дидактическая модель подготовки учителя русского языка как иностранного с учетом национальной специфики // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2007. № 2. С. 178‒184.
18. Басалаева Е. Г., Шпильман М. В. Анализ модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в Китайской Народной Республике // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 3 (71). С. 26‒44.
19. Барматина И. В., Варакута А. А., Марущак Е. Б. Модель взаимодействия педагогического вуза с базовыми школами в условиях вовлечения высшей школы в непрерывное развитие педагогических работников // Философия образования. 2021. Т. 21, № 4. С. 212–227.
20. Ефремова Л. И. О российско-китайском сотрудничестве в области образования // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. № 4. С. 857–865.
Выпуск: 4, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ
Страницы: 93 — 102
Скачиваний: 218