Фразеологическая картина мира обучающихся в системе среднего профессионального образования: лингвокогнитивное исследование
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-4-103-110
Представления о мире объективированы во фразеологических единицах, отражающих общечеловеческие ценности, которые являются приобретенными в период взросления и вступления во взрослую жизнь. В статье поднимается вопрос формирования фразеологической картины мира у обучающихся в учебных заведениях среднего профессионального образования России. Отмечается разница между сформированными фразеологическими картинами мира обучающихся на базе девяти (десяти) классов основного общего образования и обучающихся в высших учебных заведениях. Сопоставляются фразеологические картины мира русскоязычных и иноязычных обучающихся. Отмечено влияние возраста, уровня образования и жизненного опыта на широту используемых в речи фразеологизмов. Доказывается, что формирование картины мира зависит не только от семьи и социальной среды, в которой рос и воспитывался человек, но и от его умений и желаний познавать этот мир. Определяются основные факторы, влияющие на формирование концептов фразеологических картин мира. На основании интерпретации обучающимися фразеологических единиц делается вывод об эволюции языка.
Ключевые слова: фразеологические единицы, фразеологическая картина мира, когнитивная лингвистика
Библиография:
1. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокульторологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 288 с.
2. Сираева Р. Т., Фаткуллина Ф. Г. Фразеологическая картина мира: основное содержание и признаки // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13230 (дата обращения: 04.12.2022).
3. Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Аспекты теории фразеологии. М.: Знак, 2008. 656 с.
4. Ковшова М. Л. Семантика и прагматика фразеологизмов (лингвокультурологический аспект): автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2009. 48 с. URL: https://www.dissercat.com/content/semantika-i-pragmatika-frazeologizmovlingvokulturologicheskii-aspekt (дата обращения: 10.01.2023).
5. Телия В. Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. 203 с.
6. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 2: Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Языки русской культуры, 1995. 767 с.
7. Дзюба Е. В. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие для высших учебных заведений. Екатеринбург: [б. и.], 2018. 280 с.
8. Гутовская М. С. Актуальные проблемы когнитивной фразеологии // Языки мира в мир языков: межвуз. сб. науч. ст. Минск: БГУ, 2015. С. 75–82. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/123172 (дата обращения: 10.01.2023).
9. Чикина Е. Е. Выявление национально-культурной специфики фразеологизмов: современные подходы // INTERCULTUR@L-NET. 2004. Вып. 3. URL: https://textarchive.ru/c-2655325.html (дата обращения 28.01.2023).
10. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие. Минск: ТетраСистемс, 2004. 256 с.
11. Кибрик А. А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. 1994. № 5. С. 126–139. URL: https://vja.ruslang.ru/ru/archive/1994-5/126-139 (дата обращения 08.04.2023).
12. Федоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М.: Астрель, АСТ, 2008. 878 с.
13. Брилева И. С. Большой фразеологический словарь русского языка: значение, употребление, культурологический комментарий / под ред. В. Н. Телия. М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. 781 с.
14. Асадулина Г. С. Формирование социокультурной языковой адаптации иноязычных обучающихся через изучение русских фразеологизмов в учебных заведениях среднего профессионального образования России // Сборник статей XX Международного научно-исследовательского конкурса «Студент года – 2022». Пенза, 2022. С. 226–231. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47950052&pff=1 (дата обращения 07.05.2023).
15. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л. И. Скворцова. 27-е изд., испр. М.: Оникс: Мир и Образование: Астрель, 2011. 1360 с.
Выпуск: 4, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ
Страницы: 103 — 110
Скачиваний: 235