Метод решения ситуационных задач в практике формирования универсальных компетенций студентов технического профиля
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-5-57-66
В сложившейся политической и социально-экономической ситуации актуализируется вопрос качественной подготовки инженерных кадров и специалистов IT-отрасли. Для удовлетворения запросов со стороны работодателей у студентов технического профиля обучения важно формировать не только предметно-специализированные компетенции, но и непредметные - универсальные, позволяющие ориентироваться в любой жизненной ситуации, эффективно вести коммуникацию, работать в команде, критически мыслить и т. д. В связи с этим важным становится применение в образовательном процессе практико-ориентированных технологий и методов, работающих на развитие таких компетенций. Цель статьи - обобщение педагогического опыта по применению в образовательном процессе метода решения ситуационных задач (кейс-метода) и выявление его преимуществ и ограничений. Материалом исследования служит эмпирический опыт применения в образовательном процессе факультета инновационных технологий Томского государственного университета в рамках реализации дисциплины «Профессиональная коммуникация на английском языке» метода решения ситуационных задач (кейс-метода). В работе авторы опираются на принципы системно-деятельностного и компетентностного подходов. Экспериментальное использование метода решения ситуационных задач (кейс-метода) в процессе преподавания английского языка для профессиональных целей доказало не только большой интерес студентов к такому виду творческой работы, но и важность применения данного метода в образовательном процессе. Данный метод способствует развитию критического мышления студентов, повышению способности студентов применять знания в новых ситуациях, развитию творческого потенциала и интеллектуальных способностей студентов. Представление результатов решения кейсов на иностранном языке является важным инструментом формирования коммуникативной компетенции, необходимой студентам в их будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем метод решения ситуационных задач имеет и ряд ограничений, связанных в основном с процедурными вопросами его применения в образовательном процессе. Делается вывод, что применение метода решения ситуационных задач в образовательном процессе способствует развитию универсальных компетенций студентов технического профиля и как вид педагогической практики может применяться в рамках существующих в образовательной программе дисциплин без дополнительного введения специальных курсов по развитию таких компетенций.
Ключевые слова: компетентностный подход, универсальные компетенции, кейс-метод, метод решения ситуационных задач, студенты
Библиография:
1. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/69019 (дата обращения: 24.05.2023).
2. Программа развития ТГУ как участника программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». URL: https://priority2030.ru/analytics/j8wbik3emg/about/program (дата обращения: 24.05.2023).
3. Основные профессиональные образовательные программы высшего образования по направления подготовки 27.03.02 «Управление качеством», 01.03.02 «Прикладная математика и информатика», 37.03.01 «Психология». URL: https://www.tsu.ru/education/bacalavr/scroll_bacalavr.php (дата обращения: 24.05.2023).
4. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования: аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / С. М. Авдеева, П. В. Гасс, Е. Ю. Карданова, Ю. Н. Корешникова, А. А. Куликова, Е. А. Орел, Т. В. Пащенко, П. С. Сорокин. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 52 с.
5. Software Engineering Competency Model. Version 1.0. SWECOM. A Project of the IEEE Computer Society. URL: https://www.ieee.org/searchresults/index.html?q=SWECOM#gsc.tab=0&gsc.q=SWECOM&gsc.page=1 (дата обращения: 28.02.2021).
6. Ануфриева Т. Н. Контент-анализ понятия «гибкие навыки» (soft skills) // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2023. Вып. 2 (226). С. 120–132. doi: 10.23951/1609-624X-2023-120-132
7. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов У59 к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2020. 472 c.
8. Тарханова И. Ю. Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики // Социально-политические исследования. 2019. № 1 (2). С. 110–118.
9. Синько О. В. Сущность проблемно-ориентированного обучения, его преимущества и недостатки // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2022. № 1. С. 265–266.
10. Жаутикова С. Б., Медведева И. В., Жиенбаева К. М. и др. Преимущества использования проблемно-ориентированного обучения (PBL) в учебном процессе // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2020. № 4 (29). С. 7–15.
11. Borda E., Haskell T., Boudreaux A. Cross-disciplinary learning: A framework for assessing application of concepts across STEM disciplines, 2020. URL: https://www.researchgate.net/publication/347300544_Cross-disciplinary_learning_A_framework_for_assessing_application_of_concepts_across_STEM_disciplines (дата обращения: 27.03.2023).
12. Акулич Е. М., Бондарчук Д. А. Проектное обучение в вузе как возможность развития профессионально-творческого потенциала студентов // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 2-1. С. 473–479.
13. Казун А. П., Пастухова Л. С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 32–59.
14. Липатова С. Д., Хохолева Е. А. Технология формирования навыков командной работы в условиях проектного обучения студентов вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 18, № 1. С. 57–70.
15. Лебедев П. В. Использование кейсов и кейс-метода в образовательном процессе: учеб. пособие. М.: НГПК, 2017. 114 с.
16. Canning R. Education: Skills Training // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences (Second Edition). Elsevier, 2015. P. 215–217.
17. Косова Е. А. Методический подход к разработке ситуационных задач для формирования компетенций цифровой доступности электронного обучения // Информатика и образование. 2023. Т. 38, № 1. С. 33–44.
18. Самойленко С. Г. Языковая подготовка как составляющая современной стратегии профессиональной подготовки инженерных кадров // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (60). С. 171–176.
Выпуск: 5, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 58 — 66
Скачиваний: 187