Календарь как способ создания искусственной языковой среды в обучении иностранному языку
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-6-93-103
Впервые в лингводидактике комплексно осмысляется методика использования календаря как жанра печатной продукции с целью создания искусственной языковой среды при обучении иностранному языку. Практическая значимость состоит в описании способов внедрения разных типов календаря в учебную коммуникацию на занятиях по изучению иностранного языка. Создание искусственной языковой среды – это необходимое условие для компенсации нехватки коммуникации на изучаемом иностранном языке в отсутствие естественной языковой среды. В дополнение к уже открытым методикой преподавания иностранных языков способам и приемам организации искусственной языковой среды предлагаем использовать жанр календаря. Практика современной отечественной дидактики показывает активное использование интерактивных календарей в преподавании русского языка как иностранного, однако методика их использования ранее комплексно не осмыслялась. Обзор накопленного опыта и анализ показали высокую активность жанра календаря как средства организации искусственной языковой среды. Проведен эксперимент по внедрению медицинского интерактивного календаря в обучение русскому языку как иностранному студентов медицинского университета (уровень общеязыкового владения А2). Результаты эксперимента дают основание утверждать, что тематический календарь как средство обучения помогает реализовать множество задач: внедрить элементы предметного обучения, актуализировать «пассивную» лексику и ввести ее в речь студентов; как бумажная, так и интерактивная версии календаря обладают высоким потенциалом в организации искусственной языковой среды: обучающиеся контактируют с календарем на ежедневной основе, обращаясь к актуальной информации о сегодняшнем дне недели/месяца/года; использование календаря на занятиях по иностранному языку также способствует развитию навыка кросс-культурной коммуникации, снабжая обучающихся поводами для установления контакта в форме поздравления с тем или иным праздником преподавателей и иноязычных друзей. Данные эксперимента по внедрению работы с календарем в образовательный процесс медицинского университета могут быть экстраполированы на изучение любых иностранных языков.
Ключевые слова: искусственная языковая среда, календарь как жанр, РКИ для медиков, медицинский русский язык, интегрированное предметно-языковое обучение (CLIL), поздравление (жанр)
Библиография:
1. Кузнецова Е. А. Создание «искусственной языковой среды» в рамках профессионально ориентированного обучения иностранному языку // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки.2017. Вып. 78. С. 170‒173.
2. Миронова И. Н. Основные принципы и причины внедрения предметно-языкового интегрированного обучения // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. № 4. С. 19–27. doi: 10.17805/trudy.2020.4.3
3. Иовлева В. И. Модульно-компетентностная технология обучения иностранному языку в техническом вузе // Вопросы методики преподавания в вузе. 2016. № 5 (19-1). С. 96–105.
4. Танцура Т. А. Профессионально ориентированное иноязычное обучение: проблемы и пути решения // Казанский педагогический журнал, 2021. № 2. С. 128–133. doi: 10е.51379/KPJ.2021.146.3.017
5. Дрейфельд О. В. Интерактивный медицинский календарь как жанр интернет-коммуникации: русский язык как иностранный // Виртуальная коммуникация. 2023. № 1. С. 32–36. doi:10.21603/2782-4799-2023-2-1-32-36
6. Кожевникова Е. В., Демина О. В. Иностранный опыт создания языковой среды как средство улучшения языковых навыков студентов (вторая половина ХХ века) // Russian Linguistic Bulletin. 2023. № 3 (39). doi: 10.18454/RULB.2023.39.21
7. Skiada M. The implementation of authentic language input in second language (L2) teaching: Pedagogical arguments // Training, Language and Culture. 2021. Vol. 5, № 1. P. 86–96.
8. Бурина Е. В. Концепция искусственной языковой среды обучения второму иностранному языку (на примере французского языка) // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 3. С. 59–65.
9. Сотова И. А. Жанрово-ориентированный подход, жанровая грамотность и жанровая компетентность как категории лингводидактики // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 4. С. 427–446.
10. Поздеева Е. В., Стринюк С. А. Создание англоязычной среды при обучении английскому языку: проблемы и пути их решения. URL: https://publications.hse.ru/chapters/115234429 (дата обращения: 7.02.2024).
11. Богачёва А. В. Методы создания искусственной языковой среды на занятиях РКИ // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 34‒37. doi: 10.26140/bgz3-2021-1002-0006.
12. Друцко Н. А. К вопросу формирования языковой среды в условиях нелингвистического вуза // Евразийский гуманитарный журнал. 2021. № 4. С 96–105.
13. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Использование новых учебных интернет-технологий в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США) // Вестник Тамбовского университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2008. № 2 (58). С. 363–371.
14. Кесарев Е. Медицинский календарь. URL: https://www.youtube.com/watch?v=NvcAyCNruhs (дата обращения: 7.02.2024).
15. Чернышов С. Русский календарь со Станиславом Чернышовым. URL: https://youtu.be/2ve5xSYPo_Q (дата обращения: 7.02.2024).
16. Интерактивный календарь «Путешествие в Россию». URL: https://sites.google.com/mpgu.edu/calendar/главнаястраница?authuser=0 (дата обращения: 7.02.2023).
17. Плотникова О. В. Русский календарь. 2022. URL: https://t.me/rkitoday (дата обращения: 7.02.2024).
18. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997.
19. Ряузова О. Ю., Булах Е. Потенциал виртуальных экскурсий в обучении студентов на занятиях по РКИ // Педагогика искусства. 2021. № 3. С. 79‒88. doi: 10.34897/IACS.2021/64.35.010
20. Новогодний календарь. 2023. URL: https://www.culture.ru/s/advent-calendar/ (дата обращения: 7.02.2024).
Выпуск: 6, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ
Страницы: 93 — 103
Скачиваний: 73