Задания на основе творческой имитации речевых жанров в обучении русскому языку как иностранному студентов медико-биологического профиля
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-1-119-127
Основная цель творческих заданий в лингводидактике – продуктивное письмо, преобразующее объекты и ситуации или представляющее их новом качестве для решения реальных или воображаемых проблемных задач, связанных с вербальной коммуникацией. Условия творческой задачи моделируют ситуацию, требующую от пишущего представить себя участником коммуникации в определенной роли, и это способно стимулировать творческую продуктивную деятельность. Соответствующими поставленной задаче обучения студентов медико-биологического профиля русскому языку как иностранному оказываются творческие задания, подразумевающие необходимость создания продуктивного текста, ориентированного на определенный речевой жанр. Для постановки учебных задач по творческой имитации речевых жанров студентам-инофонам медико-биологического профиля можно привлекать просветительские и научно-популярные жанры медицинского дискурса (календари, буклеты, инфографику, плакаты); публицистические жанры (публикации в блоге или социальной сети в жанре «записки молодого врача/ученого», создание афоризмов/подписей к мемам на медицинские темы, расширение цитат и создание комиксов на медицинскую тематику и т. п.) и бытовые жанры (дневник, досуговые настольные игры медицинской тематики и др.). В отличие от жанров медицинской документации, подразумевающих формально организованную структуру, вышеназванные жанры допускают свободную комбинацию жанровых параметров вместе с индивидуальной авторской композицией информационных элементов. Методом системного моделирования логико-смысловой и композиционной структуры текста был разработан макет речевого жанра, участвовавший в социолого-педагогическом эксперименте, что позволило определить лингводидактический потенциал заданий на основе креативного письма, направленных на овладение русским языком как иностранным в сфере учебной медицинской коммуникации. В результате выявлено, что при выполнении творческих заданий на основе креативного письма самостоятельное выделение проблем происходит в ситуациях, требующих работы поискового, эвристического мышления. Лингводидактический потенциал заданий на основе творческой имитации речевого жанра состоит в том, что развивается гибкость и оригинальность мышления, происходит становление умения генерировать гипотезы, а также развивается коммуникативная компетенция будущего профессионала в сфере медицины.
Ключевые слова: творческие задания, жанровое письмо, творческое письмо, русский язык как иностранный, медико-биологический профиль, учебно-профессиональная коммуникация, медицинский русский язык, язык для специальных целей
Библиография:
1. Bishop W. Colors of a Different Horse: Rethinking Creative Writing Theory and Pedagogy. Urbana, Illinois: National Council of Teachers of English, 1994. P. 77‒99.
2. Earnshaw S. The Handbook of Creative Writing. Edinburgh University Press, 2007. 496 p.
3. Glassner A., Schwarz B. B. What stands and develops between creative and critical thinking? Argumentation? // Thinking Skills and Creativity. 2007. № 2 (1). P. 10‒18. URL: https://www.researchgate.net/publication/229238061_What_stands_and_develops_between_creative_and_critical_thinking_Argumentation (дата обращения: 07.08.2024).
4. Ярмер Н. Д., Унру М. Н. Креативное письмо как форма развития познавательного интереса // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2010. № 1‒2 (55). С. 121‒125.
5. Thebo M. Hey babe, take a walk on the wild side – creative writing in universities // Key Issues in Creative Writing / eds. by D. Donnelly, G. Harper. Bristol: Multilingual Matters, 2013. P. 30‒47.
6. Castleberry A., Ward W., Stein S. Lifelong learning inspires the creative art of academic writing // Curr Pharm Teach Learn. 2019. № 11 (8). P. 757–759. doi: 10.1016/j.cptl.2019.04.002
7. Кизрина Н. Г. Методика поэтапного формирования навыков и умений креативного письма при обучении немецкому языку в вузе // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 58–62.
8. Harper G. Creative Writing Analysis. Routledge, 2022. URL: https://doi.org/10.4324/9781003023388 (дата обращения: 01.07.2024).
9. Макарова Ю. А. Визуальные материалы как средство повышения мотивации к креативному письму на иностранном языке // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 3 (13). С. 87‒96.
10. Селеменева О. А. Методика работы с креолизованными текстами печатной рекламы на занятиях по дисциплине «практикум по креативному письму» // Преподаватель XXI век. 2020. № 2‒1. С. 117‒128.
11. Статник О. Г. Из опыта обучения немецкому языку с применением технологии креативного письма // Spirit Time. 2018. № 6 (6). С. 25‒28.
12. Думина Е. В. Обучение иноязычной письменной коммуникации в сфере юриспруденции на основе технологии креативного письма // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 3 (836). С. 64‒75.
13. Александрова Т. Н. Способы формирования и раскрытия творческого потенциала обучающихся на занятиях по креативному письму // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докл. XII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 2020. С. 154‒159.
14. Батина Е. В., Кожухова И. В. Приемы индивидуализации образовательной деятельности обучающихся языковых специальностей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. Т. 12, № 2. С. 82–91. doi: 10.14529/ped200208
15. Avramenko A. P., Davydova M. A., Burikova S. A. Developing creative writing skills in a high school ESL classroom // Training, Language and Culture. 2018. № 2 (4). P. 55‒69.
16. Житкова Е. В. Креативное письмо в обучении иностранному языку в вузе // Язык и культура. 2009. № 3 (7). С. 101‒104.
17. Дрейфельд О. В. Творческие письменные задания по литературе: учеб. пособие. М.: Изд-во Ипполитова, 2024. 216 с.
18. Мосина М. А., Чупина Е. Е. Использование интернет-сервиса «pic-lits» для развития умений креативного письма на уроке английского языка // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2019. № 15. С. 124‒129.
19. Питина С. А., Щербов А. Д. Креативное письмо в преподавании иностранного языка // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 2. С. 85–93. doi: 10.7442/2071-9620-2021-13-2-85-93
20. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 88–98.
21. Овчинникова Л. О., Агульник Е. Н. Творческое письмо как средство активизации речемыслительной деятельности на занятиях по русскому языку как иностранному // Инновационная экономика и общество. 2020. № 3 (29). С. 95–100.
Выпуск: 1, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ
Страницы: 119 — 127
Скачиваний: 3