Тема Отечества в преподавании иностранного языка в высших учебных заведениях
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-1-128-137
В период угрозы национальному суверенитету страны осознание ценности Отечества через систему образования и воспитания послужит той мобилизационной силой, которая поможет нам противостоять вызовам настоящего времени. Однако многие преподаватели испытывают сложности в реализации задач патриотического воспитания в целом и в частности в формировании образа Отечества на занятиях по иностранному языку (ИЯ). Особые сложности в условиях ведения жесткой информационной войны испытывают преподаватели европейских ИЯ. Цель исследования состояла в переосмыслении традиционных подходов по организации патриотического воспитания на занятиях по ИЯ, ядром которого является формирование личности, которая дорожит своим Отечеством. Задачи исследования заключались в изучении отечественного опыта по формированию образа Родины на занятиях по ИЯ; в обосновании важности пересмотра устоявшихся форм работы в соответствии со сложившейся обстановкой и разработке новых подходов в реализации патриотического воспитания, отвечающих современным требованиям. На основе методов сопоставления, обобщения и анализа литературных данных, с опорой на результаты эмпирических исследований были разработаны основные направления работы по реализации поставленных задач. Материалом исследования выступают результаты практического опыта преподавания дисциплины «Иностранный язык» студентам языкового факультета. Формирование образа Отечества на занятиях по ИЯ должно опираться на следующие принципы: 1. Сохранение преемственности. 2. Создание целостного и яркого образа Отечества. 3. Создание позитивного образа страны. 4. Формирование умения критиковать конструктивно. 5. Побуждение к определению личной позиции студента как активного гражданина нашего общества. 6. Поощрение инициативности учащихся в решении насущных проблем страны. 7. Выявление наиболее значимых на сегодняшний день проблем, требующих активного участия молодежи, составляет основу принципа актуальности. Особую роль в этой работе играет личность преподавателя, который прививает потребность знать больше о своей стране; способствует формированию духовного опыта молодежи, служащего основой для развития чувства любви к Родине; формирует чувство причастности к общему делу; учит видеть пути реализации собственных возможностей для служения на благо Отечества. На современном этапе особенно важно осознать значимость формирования индивидуального алгоритма обретения образа Отечества у учащихся и умения не только представить его иноязычному собеседнику, но и аргументированно отстаивать его интересы.
Ключевые слова: иностранные языки, высшая школа, Отечество, Родина, патриотическое воспитание, национальное самосознание, гражданская позиция
Библиография:
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. С. 15. URL : http://government.ru/docs/18312/.
2. Кожевников С. И. Патриотическое воспитание студентов вузов: на примере изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2005. С. 28.
3. Соколова О. Л., Скопова Л. В. Воспитание патриотизма у студентов неязыкового вуза в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку // Нижегородское образование. 2022. № 3. С. 32–41.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великого русского языка. Современное написание: в 4 т. М.: АСТ, 2001. Т. 2. С. 1188.
5. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: в 3 т. М.: Вече. Мир книги, 2001. Т. 2. С. 239.
6. Смирнова Г. Е. Конкретно-речевое употребление понятия «отечество» в русском языке как фактор формирования национальной самоидентичности в России XVIII столетия // Культура и искусство. 2018. № 10. С. 10–15. doi: 10.7256/24540625.2018.10.27589
7. Перевозникова А. К. Концепт «родина» как составляющая национального образа России в русской языковой картине мира // Концепт: философия, религия, культура. 2019. № 1. С. 54–61.
8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Прогресс, 1994. Т. 1. 1743 с.; Т. 2. 2030 с.; Т. 3. 1782 стб.; Т. 4. 1916 стб.
9. Ларионова Д. Г. Национально-культурная специфика концептуализированной области «patria» и ее учет в обучении русскому языку американских студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2011. С. 25.
10. Чикаева Т. А. Родина или Отечество: разграничение понятий // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2017. № 1. С. 90–97.
11. Чикаева Т. А. Философские предпосылки успешного патриотического воспитания // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 52–55. https://doi.org/10.18500/1819-7671- 2020-20-1-52-55
12. Чикаева Т. А. Родина. Патриотизм (социально-философское исследование). М.: Издательство МХПИ, 2019. С. 129.
13. Васичкина О. Н. К вопросу воспитания патриотизма на занятиях по иностранному языку // Архивариус. 2015. № 3 (3). С. 33–35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-vospitaniya-patriotizma-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 14.07.2023).
14. Володина Д. В., Юрьева Ю. С. Формирование гражданско-патриотической личности при изучении дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 11-1. С. 150–146.
15. Антонова М. В. Формирование патриотических ценностей у студентов ССУЗ в процессе обучения иностранному языку (на материале французского языка): автореф. дис. … канд. пед. наук. Пенза, 2007. С. 25.
16. Ильинский И. М., Луков В. А. Московские студенты: трансформации ценностных ориентаций // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moskovskie-studenty-transformatsii-tsennostnyh-orientatsiy (дата обращения: 18.02.2024).
17. Сысоева Н. А. Воспитание патриотизма будущего учителя на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в педагогическом вузе // Известия ВГПУ. 2014. № 1 (86).
18. Шахворостова Е. А. Диалог культур на уроках английского языка с использованием национально-регионального компонента // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2018. № 26. С. 145–149.
19. Коннова З. И., Семенова Г. В. Развитие гражданственности и патриотизма у студентов вузов при обучении иностранному языку с применением ar-технологии // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2022. № 4.
20. Большая российская энциклопедия. URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2324213 (дата обращения: 20.07.2023).
21. Hirschsprung N., Tricot T., Leroux A. V., Pardo É., Mous N. Cosmopolite 4: Livre de l’élève // Hachette. 2019. P. 128.
22. Козаренко О. М. Особенности восприятия Франции и России русскоязычными студентами // Иностранные языки в школе. 2021. № 9. С. 75–83.
23. Смирнов В. А. Молодежная политика и воспитательная деятельность в российских университетах: этапы развития и ключевые противоречия // Высшее образование в России. 2023. № 5. С. 9–20. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-9-20
24. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1. С. 400.
25. Силкова К. А., Плешкова И. А. Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия // Вестник НГПУ. 2012. № 1. С. 84–93.
26. Ильин И. А. Путь духовного обновления / сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 1216 с.
Выпуск: 1, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ
Страницы: 128 — 137
Скачиваний: 1