Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 10.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №2 Профессиональная идентичность личности в условиях индустриализации 2,0 в Российской Федерации: педагогические аспекты и инновационные методологические подходы
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Поиск
  • Рейтинг
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Профессиональная идентичность личности в условиях индустриализации 2,0 в Российской Федерации: педагогические аспекты и инновационные методологические подходы

Пьянкова Людмила Алексеевна

DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-15-24

Информация об авторе:

Пьянкова Л.А., кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный индустриальный университет (ул. Кирова, 42, Новокузнецк, Россия, 654007). Е-mail: duby.ludmila@yandex.ru; ORCID ID: 0000-0003-1486-5542; SPIN-код: 7296-4481.

Переход к индустриализации 2,0 – современному технологическому укладу в условиях острого дефицита кадров, низкого уровня их квалификации, отрицательной конкуренции меняет парадигму занятости и актуализирует профессиональную идентичность личности с ориентацией на высокотехнологические сферы, прежде всего индустриального производства, поддерживаемого искусственным интеллектом, цифровизацией и автоматизацией. В этих условиях повышается запрос на новую номенклатуру и содержание компетенций, что представляет ориентиры методологической инновации и определяет исходные принципы такой работы – системность, индивидуальный подход, геймификация, проектирование образовательного и профессионального маршрута оптанта. На примере Сибирского государственного индустриального университета (СибГИУ) показаны возможности системы профессионального ориентирования. Анализ, синтез и обобщение теоретических исследований в области профессионального определения и ориентирования, Доктрины индустрии, Единой модели профессиональной ориентации населения, ведущие положения антропологического и конвергентного подходов позволили сформулировать противоречия между современным состоянием рынка труда и возможностями образования осуществлять воспроизводство кадров необходимой квалификации и номенклатуры. Выявлены институциональные возможности для преодоления аксиологической неоднородности представителей индивидуалистической и коллективистской России в управлении сотрудниками, сформированы принципы человеконцентрического социума, представляющего акмеологический и цивилизационный поворот в общественном сознании, который может быть реализован на основе ментальной концепции профессионального ориентирования на допрофессиональном, профессиональном и послепрофессиональном уровнях. Выявлен актуальный механизм профессионального определения, релевантный запросам рынка труда и представляющий договор между гражданами и государством как взаимные обязательства в отношении занятости и удовлетворения иерархии потребностей личности. Определено содержательное наполнение процессов профессиональной идентификации, имманентно представляющей количественную и качественную трансформацию личности как переход из социальности в профессиональность и в измененном виде вновь в социальность. Указаны целевые ориентиры на индивидуальном и общественном уровне, представляющие кластеры задач, имплементированные в стратегемы социально-экономического развития страны, сущностно являющиеся цивилизационным поворотом в ментальности. Определены исходные основания ментальной концептуализации.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, индустриализация, человекоцентрическое общество, парадигма занятости, механизм профессионального определения, индивидуализация, проектный подход, системный подход

Библиография:

1. Пьянкова Л.А. Занятость и формирование компетенций «работников будущего» // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 54. С. 136–157. doi: 10.17223/19988648/54/7

2. Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Цифровая экономика: трансформация промышленных предприятий // Инновации в менеджменте. 2017. № 1 (11). С. 32–43.

3. Домнышев А.В., Пьянкова Л.А., Затепякин О.А. Рационализация подготовки высококвалифицированных и мобильных кадров для решения задачи согласования рынка труда и рынка образовательных услуг в регионе // РЭиУ. 2024. № 1 (77). С. 1–21.

4. Рынок труда в 2023: тенденции и прогнозы // Исследовательский центр портала Superjob.ru. URL: https://vc.ru/hr/942302rynok-truda-v-2023-godu-lyubopytnye-rezultaty-issledovaniya-superjob (дата обращения: 02.09.2024).

5. Пьянкова Л.А., Затепякин О.А. Генезис и основы формирования профессионального определения личности. Новокузнецк: Издат. центр СибГИУ, 2023. 232 c.

6. Пьянкова Л.А. Влияние индивидуально-типологических особенностей личности на ее профессиональное определение в современных условиях // Социально-философские аспекты науки и образования. 2023. № 1. С. 36–49.

7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. 500 с.

8. Пьянкова Л.А. Ментальная концепция профессиональной ориентации молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета. Часть 1. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2024. Т. 9, № 2(32). С. 220-229. doi: 10.21603/2500-3372-2024-9-2-220-229

9. Пьянкова Л.А. Ментальная концепция профессиональной ориентации молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета. Часть 2. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2024. Т. 9, № 2 (32). С. 230-240. doi: 10.21603/2500-3372-2024-9-2-230-240

10. Степанова Л.А. Развитие отечественного педагогического образования в контексте идеалов 1920-х годов // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 153–158.

11. Жиронкина О.В. Отечественный и зарубежный опыт анализа феномена педагогической конвергенции // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. Т. 5, № 3. С. 201–211.

12. Баксанский О.Е. Мировоззрение будущего: конвергенция как фундаментальный принцип // Педагогика и просвещение. 2014. № 3. С. 50–65.

13. Блинова Т.Л. Конвергентный подход в обучении // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 42–48.

14. Ковальчук М.В., Нарайкин О.С., Яшина Е.Б. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития // Вопросы философии. 2013. № 3. С. 3–11.

15. Лэйард Р. Счастье: уроки новой науки / пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2012. 416 с.

16. Эндрю Э. Кларк «Что составляет хорошую работу? Примеры из стран ОЭСР». Рабочие документы DELTA 2004-28, DELTA (Высшая нормальная школа), 2004. URL: https://ideas.repec.org/p/del/abcdef/2004-28.html (дата обращения: 21.06.2024).

pyankova_lyudmila_alekseevna_15_24_2_238_2025.pdf ( 536.67 kB ) pyankova_lyudmila_alekseevna_15_24_2_238_2025.zip ( 531.2 kB )

Выпуск: 2, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 15 — 24

Скачиваний: 642

Для цитирования:


2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ