Профессиональная идентичность личности в условиях индустриализации 2,0 в Российской Федерации: педагогические аспекты и инновационные методологические подходы
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-15-24
Переход к индустриализации 2,0 – современному технологическому укладу в условиях острого дефицита кадров, низкого уровня их квалификации, отрицательной конкуренции меняет парадигму занятости и актуализирует профессиональную идентичность личности с ориентацией на высокотехнологические сферы, прежде всего индустриального производства, поддерживаемого искусственным интеллектом, цифровизацией и автоматизацией. В этих условиях повышается запрос на новую номенклатуру и содержание компетенций, что представляет ориентиры методологической инновации и определяет исходные принципы такой работы – системность, индивидуальный подход, геймификация, проектирование образовательного и профессионального маршрута оптанта. На примере Сибирского государственного индустриального университета (СибГИУ) показаны возможности системы профессионального ориентирования. Анализ, синтез и обобщение теоретических исследований в области профессионального определения и ориентирования, Доктрины индустрии, Единой модели профессиональной ориентации населения, ведущие положения антропологического и конвергентного подходов позволили сформулировать противоречия между современным состоянием рынка труда и возможностями образования осуществлять воспроизводство кадров необходимой квалификации и номенклатуры. Выявлены институциональные возможности для преодоления аксиологической неоднородности представителей индивидуалистической и коллективистской России в управлении сотрудниками, сформированы принципы человеконцентрического социума, представляющего акмеологический и цивилизационный поворот в общественном сознании, который может быть реализован на основе ментальной концепции профессионального ориентирования на допрофессиональном, профессиональном и послепрофессиональном уровнях. Выявлен актуальный механизм профессионального определения, релевантный запросам рынка труда и представляющий договор между гражданами и государством как взаимные обязательства в отношении занятости и удовлетворения иерархии потребностей личности. Определено содержательное наполнение процессов профессиональной идентификации, имманентно представляющей количественную и качественную трансформацию личности как переход из социальности в профессиональность и в измененном виде вновь в социальность. Указаны целевые ориентиры на индивидуальном и общественном уровне, представляющие кластеры задач, имплементированные в стратегемы социально-экономического развития страны, сущностно являющиеся цивилизационным поворотом в ментальности. Определены исходные основания ментальной концептуализации.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, индустриализация, человекоцентрическое общество, парадигма занятости, механизм профессионального определения, индивидуализация, проектный подход, системный подход
Библиография:
1. Пьянкова Л.А. Занятость и формирование компетенций «работников будущего» // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 54. С. 136–157. doi: 10.17223/19988648/54/7
2. Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Цифровая экономика: трансформация промышленных предприятий // Инновации в менеджменте. 2017. № 1 (11). С. 32–43.
3. Домнышев А.В., Пьянкова Л.А., Затепякин О.А. Рационализация подготовки высококвалифицированных и мобильных кадров для решения задачи согласования рынка труда и рынка образовательных услуг в регионе // РЭиУ. 2024. № 1 (77). С. 1–21.
4. Рынок труда в 2023: тенденции и прогнозы // Исследовательский центр портала Superjob.ru. URL: https://vc.ru/hr/942302rynok-truda-v-2023-godu-lyubopytnye-rezultaty-issledovaniya-superjob (дата обращения: 02.09.2024).
5. Пьянкова Л.А., Затепякин О.А. Генезис и основы формирования профессионального определения личности. Новокузнецк: Издат. центр СибГИУ, 2023. 232 c.
6. Пьянкова Л.А. Влияние индивидуально-типологических особенностей личности на ее профессиональное определение в современных условиях // Социально-философские аспекты науки и образования. 2023. № 1. С. 36–49.
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. 500 с.
8. Пьянкова Л.А. Ментальная концепция профессиональной ориентации молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета. Часть 1. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2024. Т. 9, № 2(32). С. 220-229. doi: 10.21603/2500-3372-2024-9-2-220-229
9. Пьянкова Л.А. Ментальная концепция профессиональной ориентации молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета. Часть 2. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2024. Т. 9, № 2 (32). С. 230-240. doi: 10.21603/2500-3372-2024-9-2-230-240
10. Степанова Л.А. Развитие отечественного педагогического образования в контексте идеалов 1920-х годов // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 153–158.
11. Жиронкина О.В. Отечественный и зарубежный опыт анализа феномена педагогической конвергенции // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. Т. 5, № 3. С. 201–211.
12. Баксанский О.Е. Мировоззрение будущего: конвергенция как фундаментальный принцип // Педагогика и просвещение. 2014. № 3. С. 50–65.
13. Блинова Т.Л. Конвергентный подход в обучении // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 42–48.
14. Ковальчук М.В., Нарайкин О.С., Яшина Е.Б. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития // Вопросы философии. 2013. № 3. С. 3–11.
15. Лэйард Р. Счастье: уроки новой науки / пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2012. 416 с.
16. Эндрю Э. Кларк «Что составляет хорошую работу? Примеры из стран ОЭСР». Рабочие документы DELTA 2004-28, DELTA (Высшая нормальная школа), 2004. URL: https://ideas.repec.org/p/del/abcdef/2004-28.html (дата обращения: 21.06.2024).
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 15 — 24
Скачиваний: 65