Образ современного учителя и школьника глазами первокурсников – будущих педагогов: результаты эмпирического исследования
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-25-35
Изменяющиеся условия жизнедеятельности школы и образовательных систем требуют изменения типа учителя, его личностно-профессиональных характеристик. Поколение обучающихся также меняет свои параметры. Поэтому цель данного исследования ‒ представление педагогическому сообществу результатов применения проективной методики для создания образа современного школьного педагога и обучающегося общего образования. Научная новизна эксперимента состоит в формировании образа школьного учителя на основе эмпирических данных от обучающихся с учетом их индивидуально-личностных особенностей, в частности модальности вывода информации. В результате исследования выявлено, что: образ современного учителя представляется следующими характеристиками: креативный, умный, терпеливый, ответственный, соблюдающий нормы педагогической этики (тактичный), понимающий своих учеников человек; образ современного ученика складывается из следующих параметров: любознательный, активный, креативный и творческий, владеющий IT-технологиями, внимательный, при этом зависимый от гаджетов, хитрый, ленивый, но саморазвивающийся, старательный, трудолюбивый, ответственный, коммуницирующий и независимый в поведении представитель Z-поколения. Основным инструментом сбора эмпирической базы данных является проективная методика «Пишу/Рисую»; использованы методы качественной обработки данных, ранжирование, построение графических объектов, анализ, синтез, моделирование образов учителя и ученика, интерпретационный метод. Теоретическая значимость исследования заключается в подтверждении/отрицании некоторых характерных черт современного учителя и обучающегося уровня среднего общего образования, выявлении трансформации представлений о главных и приоритетных характеристиках педагога и школьника, что может служить некоторой фактологической основой для подтверждения/уточнения теории поколений. Практическая значимость определяется созданием образов учителя и ученика, которые могут быть приняты за некоторые ориентиры в становлении личностных качеств данных субъектов. Полученные факты могут быть учтены при выстраивании стратегий обучения студентов в вузе, а также при реализации программ дополнительного профессионального образования для дипломированных педагогов.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, современный педагог, современный обучающийся, теория поколений, образ учителя, образ школьника, проективная методика исследования, модальность вывода информации
Библиография:
1. Гаврилюк А. Отношение к учителю ‒ индикатор состояния экономики и общества // Человек и труд. 2007. № 12. С. 44–47.
2. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Журнал для воспитания. 1857. № 1. URL: http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_o_polze.html) (дата обращения: 26.08.2023).
3. Люди будущего: ценности и ориентиры современной российской молодежи. URL: https://wciom.ru/expertise/ljudibudushchego-cennosti-i-orientiry-sovremennoi-rossiiskoi-molodezhi (дата обращения: 18.12.2023).
4. Ефимова Г.З. Динамика престижа педагогической профессии в России и мире: экономический аспект // Науковедение. 2015. Т. 7, № 6. doi: 10.15862/112EVN615
5. Негматова М.М., Курбонова Э.К., Курбонова Н.К. О качествах современного учителя // Проблемы педагогики. 2020. № 1 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kachestvah-sovremennogo-uchitelya (дата обращения: 20.08.2023) (Республика Узбекистан).
6. Петраш Е.А., Сидорова Т.В. Портрет современного учителя в новой цифровой реальности // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2021. № 4. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2021.4.8
7. Черкесов Б.А., Лобода О.Б. Учитель XXI века: какой он? // Успехи современного естествознания. 2015. № 1‒2. С. 305-310. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34837 (дата обращения: 20.08.2023).
8. Современный учитель – взгляд в будущее: сб. науч. ст. Ч. 1. Екатеринбург, 2022. 332 с.
9. Мирошкина М.Р. Цифровое поколение в образовании. Научный доклад по результатам комплексного междисциплинарного исследования «Цифровое поколение. Портрет в контексте образования» (поддержан РФФИ № 15-06-10018/17). 26 декабря 2017 г. URL: http://molclub.ru/articles/135 (дата обращения: 19.09.2023).
10. Чернявская А.П. Становление партнерской позиции педагога. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. 328 с.
11. Каким должен быть современный учитель?. 14 октября 2022. URL: https://school.kontur.ru/publications/2435 (дата обращения: 20.08.2023).
12. Шумская О.А., Придворева И.Г., Татарникова Е.Г. Каким должен быть современный учитель? // Глобус: психология и педагогика. 2020. № 4 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kakim-dolzhen-byt-sovremennyy-uchitel (дата обращения: 20.08.2023)
13. Карпов А.В., Воронова Т.А. Цифровизация и развитие психики ребенка: вызовы нового времени // Человеческий капитал. 2021. № 8 (152). С. 22‒28. doi: 10.25629/HC.2021.08.02
14. Учитель в современной системе образования России. URL: https://akvobr.ru/uchitel_v_sovremennoi_sisteme_obrazovanija_rossii.html (дата обращения: 20.08.2023).
15. Коршунова О.В., Береснева Л.Н. Мотивы выбора педагогической профессии и востребованные качества педагога: исследование представлений студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 154‒177. doi: 10.32744/pse.2021.5.11
16. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. 1991. Р. 39–41.
17. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy. What the Cycles of History Tell Us About America’s Next Rendezvous with Destiny. N.Y.: Broadway Books, 1997. Р. 71–83.
18. Шамис E., Никонов Е. Теория поколений: необыкновенный Икс. М.: Университет «Синергия», 2016. 140 с.
19. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausavozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya (дата обращения: 21.08.2023).
20. Шишкунова В.А. Теория поколения: понятие и характеристика // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. № 13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniya-ponyatie-i-harakteristika (дата обращения: 21.08.2023).
21. Царско А.А. Игровой тренинг как эффективное средство выбора профессии старшеклассниками поколения Z // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 2 (48). С. 37–47. doi: 10.23951/2307-6127-2023-2-37-47
22. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). doi: 10.15838/tdi.2018.2.42.6
23. Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики в 2 т. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. Т. 1. 295 с. Т. 2. 319 с.
24. Périer, P. Choosing a teacher career: Social and academic determinants and students’ choice [S’orienter vers les métiers de l’enseignement: Déterminants socio-scolaires et choix des étudiant.e.s] // Orientation Scolaire Et Professionnelle. 2016. № 45 (4). Р. 423–447. doi: 10.4000/osp.5259
25. Уколов Р.А. Ценности труда и профессионально-карьерного роста среди молодежи: результаты социологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 25–29.
26. Булатников И.Е. Личность. Мораль. Воспитание: Проблемы социально-нравственного становления личности в условиях глобализации культуры // Избранные труды: в 2 т. Т. 1. Курск: ВИП, 2017. 392 с.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 25 — 35
Скачиваний: 99