История становления и значение спортивно-гимнастических обществ Германии в патриотическом воспитании молодежи
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-36-42
Изучение накопленного опыта функционирования национальных систем физического воспитания в контексте их патриотического значения для воспитания молодежи, анализ ошибок и наиболее эффективных практик организации спортивно-патриотического воспитания являются ключевым фактором в процессе решения задач, поставленных Президентом страны и Правительством. Актуальность исследования подчеркивается в ряде государственных документов и отражает объективный запрос государства на перестройку имеющейся системы патриотического воспитания молодежи. Рассматривается история становления спортивно-гимнастических обществ Германии в XIX – начале XX в., определены немецкие педагоги, стоящие у истоков использования физкультурно-спортивной деятельности в целях патриотического воспитания молодежи. Целью исследования является ретроспективный анализ становления спортивно-гимнастических обществ Германии и их роль в патриотическом воспитании немецкой молодежи в XIX – начале XX в. В процессе исследования были использованы теоретические методы: анализ и синтез, обобщение, абстрагирование. В качестве основных материалов исследования выступили оцифрованные труды создателей немецкой гимнастической системы, труды основоположников отечественной истории физической культуры, научные публикации, рассматривающие особенности милитаризации подрастающего поколения в Германии в конце XIX – начале XX в. В качестве результатов исследования было выделено четыре этапа в истории спортивно-гимнастических обществ Германии XIX–XX вв. и их функций в патриотическом воспитании молодежи: период зарождения гимнастических школ, связанный с деятельностью Фита и Гутс-Мутса, внедрений гимнастической подготовки в общеобразовательных организациях, предпосылки использования воспитательной функции физической культуры; период укрепления, связанный с деятельностью Ф. Яна, развитием гимнастического движения и прочной взаимосвязью между физической подготовкой и патриотическим воспитанием; период борьбы, связанный с насаждением государственного контроля в вопросах националистического воспитания немецкой молодежи и ответной реакцией общества, в виде организаций «Перелетных птиц»; период национализации, полного подчинения государству спортивно-гимнастических обществ, осуществление с их помощью идеологической обработки населения.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, милитаризация физического воспитания, молодежь, спортивно-гимнастические общества, туркунст
Библиография:
1. Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408518353/ (дата обращения: 11.06.2024)
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/ (дата обращения: 16.06.2024).
3. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». URL: https://edu.gov.ru/nationalproject/projects/patriot/ (дата обращения: 20.06.2024).
4. Хилько Н.Ф., Озерова О.А. Педагогический потенциал воспитания патриотического сознания студентов (на примере подвига Д.М. Карбышева) // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2023. Вып. 2 (226). С. 43–51.
5. Мутьев А.В. Распространение сокольской системы гимнастики как средства физического воспитания в Крыму в начале ХХ в. // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 487. С. 147–154.
6. Болдырев И.И., Банников М.И. Сущность и содержание понятия «спортивно-патриотическое воспитание» // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 109–115.
7. Сапронова З.В. Спортивно-патриотическое воспитание студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 2007. № 6. С. 66–68.
8. Болдырев И.И. Воспитание гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2021. 184 с.
9. Ротерс Т.Т. Духовно-физическое воспитание личности в образовательном пространстве физической культуры. Луганск: Книга, 2021. 264 с.
10. Берглинд А.Г. Очерк истории гимнастики. СПб.: Типография В.В. Пратц, 1872. 78 с.
11. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. СПб.: Тип. А. Бенке, 1912. 384 с.
12. Jahn F.L., Eiselen E. Die deutsche Turnkunst zur Einrichtung der Turnplätze dargestellt. Berlin. 1816. URL: https://archive.org/details/b29305366/page/n9/mode/2up (дата обращения: 02.04.2024).
13. Jahn F.L. A treatise on gymnasticks. 1828. URL: https://archive.org/details/61420950R.nlm.nih.gov/page/n218/mode/1up (дата обращения: 07.05.2024).
14. Ростовцев А. Борьба за молодежь в капиталистических странах. Л.: Прибой, 1930. 72 с.
15. Левитин С.А. Милитаризация юношества в Германии и других странах Европы. М.: Практические знания, 1917. 136 с.
16. Штюренбург Г. О военном воспитании молодежи. СПб.: Школа и жизнь, 1912. 73 с.
17. Мельникова Н.Ю., Трескин А.В. История физической культуры и спорта. М.: Советский спорт, 2013. 392 с.
18. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. М.: Академия, 2007. 312 с.
19. Пельменев В.К., Конеева Е.В. История физической культуры. М.: Юрайт, 2022. 184 с.
20. Виватенко С.В., Сиволап Т.Е. Из истории создания немецкой народной гимнастики: Фридрих Ян // Общественное здоровье и формирование здорового образа жизни в России и Китае. СПб.: Астерион, 2021. С. 18–22.
21. Першин Ю.Ю., Политов А.В. Немецкая система физической подготовки «Turnen» и ее влияние на физическую подготовку военнослужащих США в XIX–XX вв. // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2020. № 3. С. 67–73.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 36 — 42
Скачиваний: 79