Развитие музыкального мышления с помощью мультимедийных лекций: результаты исследования
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-54-63
Современный рынок труда требует от выпускников профессиональных образовательных учреждений наличия определенных компетенций в области своей специализации. Развитие музыкального мышления, включающего в себя целый комплекс профессиональных компетенций в области музыкального искусства, в том числе сферы музыкально-компьютерных технологий, становится приоритетной целью в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов. Музыкальное мышление как вид специфического мышления педагога-музыканта позволяет оперативно решать различные профессиональные задачи, понимать музыкальные процессы. Педагог с высоким уровнем развитости музыкального мышления способен адаптировать методы обучения под индивидуальные особенности обучающихся, своевременно определять и реагировать на их потребности и возможности в процессе учебной музыкальной деятельности, наполнять образовательный процесс творческим содержанием, тем самым вызывая интерес и поддерживая высокий уровень мотивации обучающихся к освоению образовательной программы, способствуя дальнейшей профессиональной самореализации. Очевидна потребность во внедрении инновационных методов обучения, способствующих эффективному и доступному получению необходимого образовательного материала в процессе обучения. В связи с тем что музыкальное мышление имеет множество проявлений, способы активизации, а также оценка уровня его развитости у студентов создают проблемную ситуацию в процессе обучения. В качестве одного из таких методов в исследовании будет рассматриваться применение мультимедийных лекций, направленных на развитие музыкального мышления у будущих педагогов-музыкантов, так как именно данная способность объединяет сразу несколько компетентностных характеристик специалиста в области музыкально-компьютерных технологий. В этой связи одним из первых будет представлен опыт применения в профессиональном музыкальном образовании мультимедийных лекций для развития музыкального мышления студентов, а также результаты, подтверждающие эффективность данной цифровой дидактической технологии. В рамках исследования определены критерии и показатели наличия музыкального мышления у будущих педагогов-музыкантов. Проведена оценка уровня развитости музыкального мышления у студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (n = 28). Представлены результаты исследования эффективности применения мультимедийной лекции в процессе подготовки будущих педагогов-музыкантов.
Ключевые слова: цифровые технологии, мультимедийная лекция, музыкальное мышление, профессиональные компетенции, педагоги-музыканты
Библиография:
1. Нежинская Т.А., Глазырина Е.Ю. Методы формирования профессиональных специализированных компетенций студентов в области музыкально-компьютерных технологий // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 1 (213). С. 44–48.
2. Тагариева И.Р., Заббарова М.М., Беркет Ф.Ф. Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей музыки в условиях цифровизации системы образования: применение концепции «HARD-SOFT SKILLS» // Современное педагогическое образование. 2023. № 4. С. 227–233.
3. Буторина Н.И., Коновалов А.А. Принципы и подходы к формированию профессионально-специализированных компетенций у студентов в области музыкально-компьютерных технологий // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 1. С. 117–123.
4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: книги первая и вторая / под ред. Е.М. Орловой. 2-е изд. М.: Музыка, 1971. 373 с.
5. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления / под ред. М.Г. Арановского. М.: Музыка, 1974. С. 59–74.
6. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 268 с.
7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: учеб. пособие. 2-е изд. СПб.: Планета музыки, 2020. 488 с.
8. Полозов С.П. Музыкальное мышление как фактор формирования и развития музыкальной культуры: информационное основание // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 340. С. 70–75.
9. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 336 с.
10. Шакамалова Г.М., Захарова Н.А., Коняхина Г.П. Инновационные мультимедийные технологии как средство подготовки учителей физической культуры // Вестник Южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 5 (165). С. 187–199.
11. Марчук С.В. Использование учебного сайта преподавателя при осознанном подходе к изучению русского языка как иностранного // Открытое образование. 2020. № 5. С. 18–28.
12. Соловьев А.Б. Методические особенности разработки и внедрения мультимедиа в учебном процессе в современном вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 150–159.
13. Мельник М.К. Практические аспекты педагогики коллективного музицирования в детских духовых оркестрах на основе мультимедийных технологий // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (51). С. 443–448.
14. Неделка М. Электронный учебник музыкальных форм как средство эффективного обучения // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2021. № 19. С. 40–44.
15. Быкова А.Д. Педагогические технологии развития аналитических способностей будущих педагогов-музыкантов: результаты исследования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2024. № 1 (17). С. 79–95. doi.: 10.17853/2686-8970- 2024-1-79-95
16. Винокурова П.В., Буторина Н.И. Развитие познавательного интереса учащихся на занятиях по музыкальной литературе с применением компьютерных технологий // ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6). С. 7–21. doi: 10.17853/2686-8970-2021-3-7-21
17. Буторина Н.И., Коновалов А.А. Развитие музыкальной культуры подростков посредством цифровых образовательных технологий // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 2. С. 121–131. doi: 10.24412/1997-0803-2022-2106-121-131
18. Остроглазова Н.А., Старостина Н.В. Лекция-презентация как инструмент внедрения инноваций в вузе // Высшее образование в России. 2021. № 6. С. 97–107. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-97-107
19. Хорошун А.В. Обучение студентов педагогического колледжа музыкальной литературе с использованием мультимедийных лекций // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 1 (13). C. 88–102. doi: 10.17853/2686-8970-2023-1-88-102
20. Вариясова Е.В., Иванова Е.А., Карнюшина В.В. Видеолекция как пример внедрения цифровых технологий в образовательный процесс вуза // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. № 1 (53). С. 116–122.
21. Homood A., Shehadeh F., Awaji N.Y. Immediate knowledge retention among nursing students in live lecture and video-recorded lecture: A quasi-experimental study // Nurse Education in Practice. 2022. doi: 10.1016/j.nepr.2022.103307. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35144164/ (дата обращения: 1.06.2024).
22. Природова О.Ф., Никишина В.Б. Модульные видеолекции: оценка эффективности // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 4 (7). С. 17–23.
23. Коновалов А.А., Буторина Н.И. Музыкально-компьютерная деятельность: особенности профессиональной подготовки специалистов // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 8. С. 84–110. doi: 10.17853/1994-5639-2021-8-84-110
24. Коновалов А.А., Пилясова И.Ю. Развитие музыкального мышления у будущих педагогов-музыкантов в процессе мультимедийных лекций // Образование и культурное пространство. 2023. № 3. С. 37–47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54763534 (дата обращения: 25.06.2024).
25. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник. М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 2003. 336 с.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 54 — 63
Скачиваний: 61