Анализ проблемы недостаточной обучаемости английскому языку
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-77-84
В современном образовательном процессе проблема недостаточной обучаемости при изучении иностранных языков, особенно английского, становится все более актуальной. Несмотря на значительное количество исследований в области педагогики и психологии, комплексное понимание причин и механизмов, приводящих к затруднениям в освоении второго языка, до сих пор требует детального изучения. Студенты высших технических учебных заведений часто сталкиваются с трудностями в изучении английского языка, что существенно ограничивает их профессиональные и академические перспективы. Эти трудности могут быть обусловлены различными факторами, такими как когнитивные особенности, межполушарное взаимодействие, культурные различия, недостаток мотивации и времени, а также влияние традиционных образовательных методик, которые не всегда учитывают индивидуальные потребности учащихся. Латерализация языковой функции у взрослых оказывает существенное влияние на процессы восприятия и обработки языковой информации. Изменения в биоэлектрической активности мозга студентов в процессе обучения иностранным языкам отражают разделение активности полушарий. Культурные барьеры, разница в стилях обучения и восприятие социальных взаимодействий между культурами выступают в качестве глубинных аспектов, оказывающих влияние на успешное обучение. Отсутствие целостного подхода к выявлению и устранению причин недостаточной обучаемости ведет к снижению качества образования, потере интереса к изучению языка и, как следствие, к ограничению возможностей студентов в профессиональной сфере. В условиях глобализации и увеличивающейся роли английского языка в международном профессиональном общении решение этой проблемы становится критически важным. Настоящее исследование направлено на выявление ключевых факторов, влияющих на недостаточную обучаемость, и разработку рекомендаций по адаптации образовательных программ, что позволит повысить успешность студентов в изучении английского языка и укрепить их конкурентоспособность на международной арене.
Ключевые слова: трудности обучения, недостаточная обучаемость, успешность, психофизиологические особенности, межполушарное взаимодействие, культурные различия
Библиография:
1. Sangpanasthada T. The Relationship Between Cognitive Development and Language Learning in a Cross-Cultural Context: A Review of the Literature and its Implication // Brock Education Journal. 2006. URL: https://doi.org/10.26522/brocked.v15i2.69 (дата обращения: 30.08.2024).
2. Мошкова Е.И. Психологические особенности учащихся и трудности обучения иностранному языку // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4, № 6. URL: http://mir-nauki.com/PDF/26PSMN616.pdf (дата обращения: 30.08.2024).
3. Дакукина Т.А. Проблемы обучения второму иностранному языку в общеобразовательной школе // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 1 (55). C. 100–112.
4. Бисалиев Р.В. Формирование иноречевых способностей взрослого индивида в рамках психофизиологического подхода // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков: сб. материалов XXII Междунар. научно-практ. конф. Москва, 25 октября 2023 г. М.: АЛЕФ, 2023. С. 79–87.
5. Демарева В.А., Чугрова М.Е., Полевая С.А. Комплексные психофизиологические маркеры успешности освоения английского языка русскоязычными школьниками: межполушарная асимметрия и режимы вегетативной регуляции // Вестник психофизиологии. 2018. № 4. С. 151–158.
6. Шабанова А.Е. Роль смешанных эмоций и позитивной психологии при изучении иностранного языка // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 6-2. С. 107–109. doi: 10.37882/2223-2982.2023.6-2.39. URL: http://www.nauteh-journal.ru/files/075f9b48-822e-4e88-a43e-5b4a29639124 (дата обращения: 30.08.2024).
7. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. 400 с.
8. Frederickson N., Cline T. Special Educational Needs, Inclusion and Diversity: A textbook. Maidenhead: Open University Press, 2002. 480 p.
9. Kormos J. Specific Learning Difficulties in Second Language Learning and Teaching // Language Teaching. 2020. Vol. 53. P. 1–15. doi: 10.1017/S0261444819000442 (дата обращения: 30.08.2024).
10. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г. // Национальная психологическая энциклопедия. 2-е изд. М.: Джангар, 2012. 864 c.
11. Харрис Дж. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 1096 с.
12. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 320 с.
13. Minagawa-Kawai Y., Cristià A., Dupoux E. Cerebral Lateralization and Early Speech Acquisition: A Developmental Scenario // Developmental Cognitive Neuroscience. 2011. Vol. 1, № 3. P. 217–232. doi: 10.1016/j.dcn.2011.03.005 (дата обращения: 30.08.2024).
14. Журавлев И.В., Ощепкова Е.С. Мозг и язык: проблема латерализации // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2020. № 62. С. 22–46. EDN ENLVVR. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44521799 (дата обращения: 30.08.2024).
15. Plante E., Almryde K., Patterson D.K., Vance C.J., Asbjørnsen A.E. Language Lateralization Shifts with Learning by Adults // Laterality. 2015. Vol. 20, № 3. P. 306–325. doi: 10.1080/1357650X.2014.963597 (дата обращения: 30.09.2024).
16. Хохлова Л.А., Дерягина Л.Е. Особенности внутри и межполушарного взаимодействия при восприятии иностранных языков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2010. № 2. С. 39–44. URL: https://journals.rudn.ru/medicine/article/view/2874 (дата обращения: 30.08.2024).
17. Ogbu J.U. Understanding Cultural Diversity and Learning // Educational Researcher. 1992. Vol. 21, № 8. P. 5–24. doi: 10.2307/1176697 (дата обращения: 30.08.2024).
18. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. The Educational Failure of Pupils and Students as a Social Phenomenon: A Research Methodology // Higher Education in Russia. 2020. Vol. 29, № 5. P. 34–44. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-34-44 (дата обращения: 30.08.2024).
19. Фукалова А.О., Ямских Т.Н. Организация пользовательского интерфейса адаптивного электронного обучающего курса в виртуальной среде Moodle // Право и образование. 2018. № 5. С. 21–29.
20. Носков М.В., Сомова М.В., Федотова И.М. Управление успешностью обучения студента на основе марковской модели // Информатика и образование. 2018. № 10 (299). С. 4–11. doi: 10.32517/0234-0453-2018-33-10-4-11 (дата обращения: 30.08.2024).
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 77 — 84
Скачиваний: 59