Педагогическая система адаптивной физической культуры в профессиональной деятельности военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-85-93
Детально исследуются вопросы разработки и научного обоснования военно-педагогической системы адаптивной физической культуры, ориентированной на реабилитацию, профессиональную подготовку и эффективную интеграцию военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в профессиональную деятельность в составе Вооруженных Сил Российской Федерации. В условиях современных вызовов и требований, предъявляемых к системе обороны и безопасности, акцент сделан на необходимость модернизации профессионального образования, повышения квалификации кадров и совершенствования подготовки специалистов, работающих с военнослужащими с ОВЗ. Исследование включает всесторонний анализ научно-теоретических основ и практических подходов к построению педагогических систем, что позволяет учитывать специфику военной службы и особые потребности военнослужащих с ОВЗ. Особое внимание уделено интеграции инновационных технологий, таких как системы мониторинга функционального состояния, виртуальные тренажеры, цифровые платформы и программное обеспечение, способствующее адаптации и развитию военнослужащих с ограниченными возможностями. Важным элементом разработки является учет нормативно-правовых требований и внедрение индивидуализированных методов подготовки, соответствующих современным образовательным стандартам и международным рекомендациям. Основной целью исследования является формирование комплексной педагогической системы, направленной на повышение физической, психологической и профессиональной готовности военнослужащих с ОВЗ к выполнению поставленных служебных задач, включая их успешную интеграцию в коллективы воинских подразделений. Анализ выявленных противоречий в теории и практике позволил определить ключевые проблемы, связанные с необходимостью интеграции реабилитационных и образовательных компонентов, а также разработать персонализированные траектории профессионального роста. Предлагаемые методологические подходы основаны на принципах системности, личностной ориентации, инновационного развития и аксиологического обоснования. Применение данных принципов способствует созданию многофункциональной педагогической системы, которая гармонично объединяет цели боевой подготовки и реабилитации, адаптируя военнослужащих с ОВЗ к выполнению служебных обязанностей, что в свою очередь обеспечивает повышение уровня боеспособности ВС РФ.
Ключевые слова: профессиональное образование, адаптивная физическая культура, военнослужащие с ОВЗ, профессиональная подготовка, реабилитация, военно-педагогическая система
Библиография:
1. Веденская Т.Е. Понятие «система» и системный подход в педагогике // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 197–199.
2. Карпов В.Б., Иващенко А.С. Совершенствование подготовки военнослужащих с учетом опыта боевых действий в военных конфликтах низкой интенсивности // Развитие военной педагогики в ХХI веке: VII Межвузовская научно-практическая конференция 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается, Санкт-Петербург, 23 апреля 2020 года. СПб.: Издательство ВВМ, 2020. С. 153–156.
3. Зыков А.В., Смирнов А.Г., Щуров А.Г., Черный В.С. Развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2024. № 4. С. 19–24.
4. Щуров А.Г., Бурьян В.В., Дмитриев Г.Г., Муника А.А. О необходимости повышения квалификации военных специалистов физической подготовки по оздоровительной физической культуре // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2023. № 2. С. 217–220.
5. Евсеев С.П., Грачиков О.А. О разработке адаптированных образовательных программ по адаптивной физической культуре для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне среднего профессионального образования // Итоговая научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2021 г., посвященная Дню российской науки, Санкт-Петербург, 18–29 апреля 2022 года. Ч. 2. СПб.: Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2022. С. 96–99.
6. Карасаева Л.А., Курдыбайло С.Ф., Владимирова О.Н. Возможности профессиональной деятельности инвалидов с дефектами верхних конечностей // Здравоохранение Российской Федерации. 2007. № 2. С. 28–30.
7. Исламов В.А., Образцов М.С., Савченко О.А., Макаров А.Н. Обзор международных программ реабилитации ветеранов боевых действий средствами и методами физической культуры и спорта // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2024. № 2. С. 230–235.
8. Маркова С.М. Проектирование педагогических систем и их реализация в условиях региональной системы профессионального образования (на примере Мининского университета). М.: ФЛИНТА, 2017. 168 с.
9. Краснова О.В., Яремко Н.Н. Теория функционирования и развития систем педагогических взаимодействий как основа проектирования в образовании // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 12-2. С. 442–449.
10. Летуновская С.С. Оценка использования инструментов государственной политики в области комплексной реабилитации инвалидов как основа построения системы комплексной реабилитации // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. № 5. С. 125–127.
11. Образцов М.С., Миколенко В.В. О содержании программы повышения квалификации военнослужащих медицинской службы в вопросах реабилитации и абилитации средствами и методами адаптивной физической культуры и спорта // Педагогическое образование. 2024. Т. 5, № 6. С. 143–147.
12. Исламов В.А., Трубица С.А., Савченко О.А. и др. Физическая подготовка в военно-медицинских учебных заведениях: учебник / под общ. ред. В.А. Исламова. СПб. : Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, 2023. 273 с.
13. Образцов М.С. Адаптивная физическая культура и спорт в непрерывном профессиональном образовании военнослужащих медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024. № 12 (238). С. 292–298.
14. Образцов М.С., Исламов В.В., Савченко О.А. Педагогическая модель повышения квалификации специалистов служебно-прикладной физической подготовки к деятельности в сфере адаптивной физической культуры // Вестник педагогических наук. 2024. № 3. С. 117–123. doi: 10.62257/2687-1661-2024-3-117-123
15. Исламов В.А., Крюков Е.В., Образцов М.С., Ковлен Д.В. Концепция адаптивной физической культуры и спорта военнослужащих в системе профессионального образования и боевой подготовки войск // Вестник педагогических наук. 2024. № 7. С. 238–244. doi: 10.62257/2687-1661-2024-7-238-244
16. Цыплакова С.А. Системный подход к проектированию педагогического процесса как социальной системы // В мире научных открытий. 2013. № 3-1(39). С. 154–164.
17. Ижденева И.В. Личностно ориентированный подход в современном образовательном пространстве // Интерактивная наука. 2021. № 8(63). С. 21–22. doi: 10.21661/r-554781
18. Земцова В.И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода. М.: Компания «Спутник», 2008. 207 с.
19. Панасина С.Ю. Нормативно-правовое обеспечение процесса социализации обучающихся в системе образования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 3. С. 73–79. doi: 10.37882/2223-2982.2022.03.22
20. Образцов М.С., Исламов В.А., Савченко О.А., Елизаров Д.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика физической культуры. 2023. № 10. С. 79–81.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 85 — 93
Скачиваний: 77