Учебный проект и учебное исследование: типичные ошибки и их анализ
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-94-104
Представлено одно из ключевых направлений современного образования – проектная и исследовательская деятельность школьников. Отмечается, что в современной педагогике исследовательская работа определяется и как метод познания, и как уровень освоения учебного материала учащимися. Как следствие – изменение места и роли проектно-исследовательской деятельности в системе российского образования от элемента внеурочной деятельности к неотъемлемому компоненту учебного процесса. В связи с этим обращено внимание на немалый опыт, накопленный школами, различного типа образовательными организациями в вопросах разработки и реализации проектной и исследовательской деятельности. Он требует осмысления и анализа. Предпринята попытка дать взвешенную оценку имеющегося опыта исследовательской и проектной деятельности. Прежде всего уделено внимание причинам актуализации проектно-исследовательской деятельности в российском образовании и обилию работ, посвященных различным аспектам проектно-исследовательской деятельности школьников на разных этапах образования (от начального этапа школьного образования к старшей школе). Вместе с тем определен ряд важнейших работ, которые оказали наибольшее влияние на решение проблем постановки проектно-исследовательской деятельности учащихся. Центром внимания стали типичные ошибки, которые допускают учащиеся при выполнении исследовательских и проектных работ. На основе анализа 437 работ учащихся из разных регионов России представлен разбор типичных ошибок, дана классификация и выявлены их причины. В процессе анализа обращено внимание на разработанные авторские критерии оценки исследовательских и проектных работ. Предложенная классификация ошибок отражает ключевые дефициты в постановке и реализации проектной и исследовательской деятельности. Выявленные типичные ошибки, которые допускаются не только учащимися, но и педагогами как руководителями работ, – это возможность выявления дефицитов самой системы образования. Представленная классификация ошибок может помочь выстроить систему работы как с учащимися, так и с учителями по устранению наиболее типичных ошибок.
Ключевые слова: учебное исследование, учебный проект, критерии оценивания, классификация ошибок, ключевые дефициты, система работы
Библиография:
1. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 175 с.
2. Ерохина Е.Л. Текст исследовательской работы учащегося: к проблеме жанра // Проблемы современного образования. 2013. № 1. С. 132–139.
3. Савенков А.И., Афанасьева Ж.В., Богданова А.В. и др. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности младших школьников в условиях рефлексивно-деятельностного подхода к образованию с использованием ресурсов организации занятий со студентами. М.: Известия ИППО, 2020. 180 с.
4. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой подход // Народное образование. 2018. № 6–7. С. 116–121.
5. Обухов А.С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: cб. ст. / под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. C. 67–77.
6. Аввакумова И.А., Дударева Н.В. Формирование профессиональной готовности будущего учителя математики к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 113–119. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26638530 (дата обращения: 21.07.2024).
7. Подругина И.А., Левушкина О.Н., Ильичева И.В. и др. Пути совершенствования профессиональных компетенций педагогов в области обучения школьников проектно-исследовательской деятельности // Наука и школа. 2019. № 6. С. 88-94. doi: 10.31862/1819-463X-2019-6-88-95
8. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Анализ результатов изучения востребованности научно-методической поддержки организации проектной и исследовательской деятельности школьников // СНВ. 2022. № 3. С. 229–234.
9. Святохо Е.А. Факторы мотивации педагогов к организации исследовательской деятельности учащихся по основам безопасности жизнедеятельности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. №1. С. 37–52. doi: 10.18413/2313-8971-2021-7-1-0-4
10. Гордиенко Т.П., Святохо Е.А. Исследовательская деятельность учащихся как объект педагогического проектирования: учебно-метод. пособие. Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2022. 124 с.
11. Проектные практики школы XXI века: материалы III Научно-педагогического форума, Москва, 23–24 марта 2023 г. / отв. ред. И.А. Подругина. М.: МПГУ, 2023. 132 с.
12. Лучшие педагогические практики по организации проектной и исследовательской деятельности школьников: материалы межрегионального конкурса. Липецк, 19.09.2023 – 07.11.2023 г.: сб. науч. тр. / отв. ред. Л.Ю. Негробова. Липецк: Липецкий ГПУ, 2023. 95 с.
13. Савенков А.И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. 92 c.
14. Савенков А.И. Мониторинг исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследователь/Researcher. 2013. № 3–4. С. 86–95.
15. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие. М.: Ось-89, 2013. 480 с.
16. Леонтович А.В., Савичев A.C. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / под ред. А.В. Леонтовича. 4-е изд. М.: ВАКО, 2020. 161 с. (Современная школа: управление и воспитание).
17. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Прометей, МГПУ, 2006. 224 с.
18. Обухов А.С. Исследовательская деятельность учащихся // Научно-метод. сб. в двух томах / под общ. ред. А.С. Обухова. М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. Т. 2. 495 с.
19. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 272 с.
20. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7–11 классов. Сургут: РИО СуРГПУ, 2014. 135 с.
21. Лазарев В.С. Рекомендации для учителей по формированию практических и познавательных умений учащихся в проектной деятельности. Сургут: РИО СуРГПУ, 2014. 40 с.
22. Карпов А.О. Общество знаний. Генезис, исследовательское образование, университет 3.0 / вступ. ст. Н.Г. Багдасарьян. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023. 584 с.
23. Семенова Н.А. Анализ проблем организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях Томска и региона // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2021. Вып. 2 (214). С. 94–100. doi: 10.23951/1609-624X-2021-2-94-100.
24. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 292-306. doi: 10.17323/1814-9545-2015-3-292-307
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 94 — 104
Скачиваний: 64