Использование технологий искусственного интеллекта в преподавании иностранных языков в высшей школе
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-105-115
Рассматриваются технологии искусственного интеллекта, обладающие широкими возможностями для активизации различных аспектов иноязычного образовательного процесса, а также для оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка в высшей школе. Целью исследования является изучение дидактического потенциала, преимуществ, а также ограничений технологий искусственного интеллекта в рамках преподавания дисциплины «Иностранный язык» в высшей школе. Применялись методы теоретического анализа, включая обзор и изучение научно-методической литературы, а также интернет-материалов, связанных с исследуемой проблематикой. Кроме того, осуществлялась рефлексия педагогической деятельности автора исследования и использовался метод анкетирования. Выделены дидактические возможности технологий искусственного интеллекта в рамках обучения иностранному языку: создание персонализированных образовательных траекторий, обеспечение интерактивности учебно-образовательного процесса, фасилитация самостоятельной работы студентов, автоматизация контрольно-оценивающих процедур, повышение вовлеченности в учебный процесс. Описан опыт применения ряда платформ (платформы для генерации изображений, чат-боты, специализированные платформы для преподавателей иностранного языка), построенных на основе искусственного интеллекта, с помощью которых реализуется вышеописанный дидактический потенциал. Проведено анкетирование среди преподавателей Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого с целью изучения их отношения и готовности к внедрению технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс. Использование инструментов и приложений на базе искусственного интеллекта в иноязычном образовании обеспечивает интерактивность учебного процесса, повышает вовлеченность студентов, автоматизирует работу преподавателя иностранного языка. При этом подчеркивается, что необходимо совершенствовать цифровые компетенции профессорско-преподавательского состава для обеспечения системной интеграции искусственного интеллекта в образовательную практику.
Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросеть, чат-бот, иностранные языки, высшая школа
Библиография:
1. McCarthy J., Minsky M.L., Rochester N. A proposal for the Dartmouth Summer Research Project on Artificial Intelligence // AI Magazine. 1995. № 4. P. 12–14. doi: 10.1609/aimag.v27i4.1904
2. Chiu T.K.F. A Holistic Approach to the Design of Artificial Intelligence (AI) Education for K-12 Schools // TechTrends. 2021. № 65. P. 796–807. doi: 10.1007/s11528-021-00637-1
3. Pedro F. Artificial intelligence in education: Challenges and opportunities for sustainable development. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000366994.locale=ru (дата обращения: 20.02.2024).
4. Beijing consensus on artificial intelligence and education. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000368303 (дата обращения: 20.02.2024).
5. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403075723/?ysclid=liuf2qtfk0498832848 (дата обращения: 04.02.2024).
6. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6–16.
7. Евдокимова М.Г., Агамалиев Р.Т. Лингводидактический потенциал систем искусственного интеллекта // ЭСГИ. 2023. № 2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvodidakticheskiy-potentsial-sistem-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 27.02.2024).
8. Шуйская Ю.В., Дроздова Е.А., Мыльцева М.В. Привлечение нейросетей к проведению дебатов на иностранном языке на продвинутом этапе его изучения // МНКО. 2023. № 2 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privlechenie-neyrosetey-k-provedeniyu-debatov-na-inostrannom-yazyke-na-prodvinutom-etape-ego-izucheniya (дата обращения: 27.02.2024).
9. Jia-Cing L., Gwo-Jen H., Mei-Rong A.C. Roles and research foci of artificial intelligence in language education: an integrated bibliographic analysis and systematic review approach // Interactive Learning Environments. 2023. № 31 (7). P. 4270–4296. doi: 10.1080/10494820.2021.1958348
10. Шефиева Э.Ш., Исаева Т.Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovatelnom-protsesse-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-na-primere-obucheniya-inostrannym (дата обращения: 25.02.2024).
11. Костюкович Е.Ю. Применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в вузе // Современное педагогическое образование. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-iskusstvennogo-intellekta-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku-v-vuze (дата обращения: 28.01.2024).
12. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика обучения студентов написанию иноязычных творческих работ на основе оценочной обратной связи от искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 115–135. doi: 10.32744/pse.2024.1.6
13. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе практики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 201–218. doi: 10.32744/pse.2023.3.13
14. Лапина В.Ю. Искусственный интеллект в преподавании иностранных языков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 10-1(85). С. 149–152.
15. Петрова М.Г. Искусственный интеллект в методике преподавания иностранных языков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 5-2. С. 62–66.
16. Щебельская Э.Г. Применение искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5 (102). С. 76–81.
17. How to have difficult conversations. URL: https://www.youtube.com/watch?v=TQ48GVMfvMg (дата обращения: 19.02.2024).
18. Анкета «Использование ИИ в образовательном процессе». URL: https://forms.gle/Xw1e7H81jDMgqJFB8 (дата обращения: 27.02.2024).
19. Крылова Е.А. Технология смешанного обучения в системе высшего образования // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2020. № 1(207). С. 86–93. doi: 10 .23951/1609-624X-2020-1-86-93
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 105 — 115
Скачиваний: 75