Классификация источников информации по характеру ее предъявления с позиций обучения математике
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-116-124
Математическая деятельность – это обмен информацией и ее обработка. Обычно основное внимание уделяется обучению обработке информации. Например, мы выделяем обработку информации на уровне типовых алгоритмов, типовых стратегий деятельности, методологии. Но работа с информацией начинается с ее предъявления, которое характеризуется используемым языком, темпом и стилем передачи информации и т. д. Но влияние уровня фиксации порядка предъявления единиц информации изучено недостаточно. Цель состоит в изучении различных моделей предъявления единиц информации и их влиянии на процесс обучения математике. Построены и изучены разные модели представления и первичного восприятия информационных единиц и создана аксиоматическая теория, которая помогла систематизировать и изучить влияние различных подходов к представлению информации на обучение математике. Представлен новый подход к изучению влияния порядка предъявления информации на обучение математике. Это имеет как теоретическую, так и практическую значимость, поскольку результаты исследования могут быть использованы для разработки более эффективных методов обучения математике, а также для улучшения образовательных программ. Выявлены три варианта предъявления и первичного восприятия информационных единиц: последовательное предъявление (примером является устная речь), единовременное предъявление всех единиц информации с фиксированным приоритетным порядком их анализа (например, текстовое сообщение), единовременное предъявление информации с произвольным порядком анализа информационных единиц (например, чертеж, график, таблица). Это важно для повышения эффективности обучения математике, в частности развития у обучающихся мыслительных операций анализа и синтеза. Сделан вывод о важности учета порядка предъявления информации при разработке образовательных программ и методик обучения математике. Это позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Ключевые слова: обучение математике, информация, предъявление информации, аксиоматическая теория
Библиография:
1. Черчес Т.Е. Психологические аспекты восприятия учебной информации при разных формах ее предъявления // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы III Международной научно-практ. конф. Калуга, 2018. С. 377–381.
2. Косенко В.С. Исследование влияния изображения и вербального текста на восприятие креолизованного текста (экспериментальное исследование) // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2019. Т. 16, № 3. С. 310–321.
3. Рыжкина И.Б. Образовательные возможности коллажа как дидактического средства: междисциплинарный подход // Образование и наука. 2014. № 6 (115). С. 113–133.
4. Dvoryatkina S.N., Dyakina A.A., Safronova T.M. Popular science film as a resource for integrating media education technologies into the mathematics teaching system // Perspectives of Science and Education. 2023. № 6 (66). С. 192–203.
5. Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 5. С. 48–70.
6. Гадзаова Л.П. Функциональность образовательного и просветительского контента трио – литературы, музыки и живописи – в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Язык и культура. 2021. № 53. С. 162–174.
7. Быстрова М.Г., Рыблова А.Н. Виды и особенности предъявления и переработки профессионально значимой информации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2002. № 7. С. 84–86.
8. Мельников Ю.Б., Привалов С.М. Внутреннее алгебраическое представление стратегии как средство организации обучения математической деятельности // Современное образование. 2019. № 4. С. 1–14.
9. Пойа Д. Как решать задачу: пособие для учителей (Пер. с англ.) 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1961. 208 с.
10. Тенхунен П.Ю., Елисеева Ю.А. Особенности восприятия учебной информации современными студентами: потенциал визуальной концептуализации // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 4 (81). С. 28–34.
11. Мельников Ю.Б. Электронное учебное пособие «Математика (часть 2): математический анализ». URL: http://lib.usue.ru/resource/free/18/MelnikovAlgebra8/index.html (дата обращения: 22.08.2024).
12. Залата О.А., Еременко Ю.А. Оценка восприятия образовательного контента на различных уровнях мультимедиа // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 4 (101). С. 678–691.
13. Недбайлов А.А. Структурирование информации при решении задач в электронных таблицах // Информатика и образование. 2019. № 2 (301). С. 42–46.
14. Батаева Е.В. Когнитивные и метакогнитивные способности обучающихся в контексте смарт-образования // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 4. С. 36–59.
15. Иванова О.В. Smart-лекция как модульная визуализация математической информации в высшей школе // Информатика и образование. 2020. № 6 (315). С. 27–35.
16. Хачатурова С.С. Анализатор текстовых документов // Вестник педагогических наук. 2023. № 1. С. 110–113.
17. Соловьева В.А., Вениг С.Б., Белых Т.В. Анализ окуломоторной активности, наблюдаемой при изучении образовательного материала с экрана // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 1 (102). С. 91–109.
18. Инновационное научно-методическое сопровождение учебного процесса в школе и вузе / Белов Ф.А., Гераськин А.С., Грецова А.П., Железовская Г.И., Железовский Б.Е., Недогреева Н.Г., Нурлыгаянова М.Н., Костенко Ю.К. Саратов: Просвещение, 2017. 224 с.
19. Маджуга A., Еримбетова С., Ахметжан Б. Диалог – суть технологий обучения // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 116–119.
20. Гордиенко Т.П., Меметова Г.Э. Смарт-образование как новая парадигма современной системы образования // Kant. 2023. № 1 (46). С. 246–252.
21. Алейникова Д.В. Проблемное поле искусственного интеллекта в образовательной сфере // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023. № 1 (846). С. 9–12.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 116 — 124
Скачиваний: 58