Модель развития готовности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования к принятию стратегических решений
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-125-134
Исследуется проблема моделирования процесса развития готовности студентов к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве. Цель анализа заключается в разработке и презентации концептуальной модели развития готовности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования к принятию стратегических решений с учетом особенностей моделирования в системе высшего образования. В исследовании использованы системный, информационный, аксиологический, деятельностный, процессный, когнитивный, культурологический, нейро-сетевой подходы. Обобщены философские, социологические, педагогические и психологические теоретические идеи согласно объекту исследования. Для решения исследовательской задачи были использованы методы теоретического анализа, синтеза, сравнения, обобщения, индукции, дедукции, анализа схематических представлений моделей в образовании, моделирование. На основе анализа научных исследований показано, что процесс развития готовности студентов к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве на данном этапе развития высшей школы практически не исследован, хотя является важной психолого-педагогической и социальной проблемой. С учетом инновационных тенденций в высшем образовании определены цели моделирования − согласование экспертных данных и фиксация внутренних представлений об объекте исследования, на который воздействует поток информации, раскрываемый через изменяющееся культурно-образовательное пространство. Важно, что благодаря данным целям будет представлено измеряемое и измеренное поведение личности. Высказано предположение, что уровень готовности студентов к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве качественно улучшится вследствие внедрения психолого-педагогических условий (развитие мотивации студентов к накоплению фонда знаний о стратегических решениях для профессиональной и личной сфер жизни, использование воспитательных воздействий, направленных на гармонизацию личности в достижении успешности, накопление первоначального опыта принятия стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве). Практическое применение данной модели для студентов-бакалавров психолого-педагогического образования возможно в центрах личностного развития, организации воспитательной работы университетов. Обобщено содержание модели развития готовности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве с учетом особенностей ее формализованного описания. Модель представлена в схематическом виде.
Ключевые слова: стратегические решения, содержание воспитания, формы и методы воспитания, социальные процессы, моделирование в системе высшего образования, культурно-образовательное пространство
Библиография:
1. Brigas C. Modeling and Simulation in an Educational Context: Teaching and Learning Sciences // Research in Social Sciences and Technology. 2019. № 4. P. 1–12. doi: 10.46303/ressat.04.02.1 (дата обращения: 20.08.2024).
2. Гончаренко А.Н. Моделирование систем: лабораторный практикум. М.: Издат. дом НИТУ «МИСиС», 2022. 56 с.
3. Сергеева В.П. Проектирование инновационных технологий и моделирование в образовательном процессе вуза: учебно-метод. пособие. М.: Инфра-М, 2020. 239 с.
4. Моделирование систем: практикум / сост. Р.В. Кузьменко, Н.А. Андреева, Е.В. Корчагина и др. Воронеж: Воронежский институт ФСИН России, 2022. 96 с.
5. Астраханцева И.А., Бобков С.П. Моделирование систем: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2023. 216 с.
6. Когнитивное моделирование в системе высшего образования в условиях цифровизации / под ред. В.Ш. Масленниковой. Казань: ИППСП, 2019. 155 с.
7. Перминов Е.А., Тестов В.А. Методология моделирования как основа реализации междисциплинарного подхода в подготовке студентов педагогических направлений // Образование и наука. 2020. № 22 (6). С. 9–30. doi: 10.17853/1994-5639-2020-6-9-30
8. Сорокин С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование в системе педагогического и инженерно-технического образования. М.: Ruscience, 2022. 152 с.
9. Obidov J.G. Virtual process modeling technologies based on imitation-variability in technical higher education institutions // E3S Web of Conferences. 070 (2023). IPFA 2023. 452. 17. doi: 10.1051/e3sconf/202345207017
10. Frejd P., Vos P. The spirit of mathematical modeling – a phlosophical study on the occasion of 50 years of mathematical modeling education // Mathematics Enthusiast, 2023. № 21. P. 269–300. doi: 10.54870/1551-3440.1626
11. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1965. 304 с.
12. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.; Л.: Наука, 1966. 302 с.
13. Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов / пер. с англ.; под ред. О.В. Староверова. М.: Финансы и статистика, 1985. 295 с.
14. Веденов А.А. Моделирование элементов мышления. М.: Наука, 1988. 160 с.
15. Малков С.Ю. Социальная самоорганизация и исторический процесс: Возможности математического моделирования. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 240 с.
16. Адлер А. Жизнь и ее модели / пер. Е. Абаевой. М.: АСТ, 2023. 256 с.
17. Якоб Г. Не наступай на одни и те же грабли. Пойми своего внутреннего ребенка, измени модели поведения и найди счастье / пер. с нем. О. Буркиной. СПб.: Портал, 2022. 368 с.
18. Шамис А.Л. Пути моделирования мышления: Активные синергические нейронные сети, мышление и творчество, формальные модели поведения и «распознавания с пониманием». М.: КомКнига, 2006. 336 с.
19. Холина Л.И., Абаскалова Н.П., Дахин А.Н. Моделирование и неопределенность педагогических результатов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 101–110. doi: 10.15293/2226-3365.1506.11
20. Вэй Цзи Ма, Кёрдинг К., Голдрайх Д. Байесовские модели восприятия и действия / пер. с англ. В. С. Яценкова. М.: ДМК Пресс, 2023. 458 с.
21. Пегат А. Нечеткое моделирование и управление / пер. с англ. 4-е изд., электрон. М.: Лаборатория знаний, 2020. 801 с.
22. Москалева Л.Ю., Шевченко Ю.В. Готовность студентов к принятию стратегических решений: разработка психолого-педагогической диагностической методики // Russian Journal of Education and Psychology. 2024. Т. 15, № 2. С. 7–21. URL: https://rjep.ru/jour/index.php/rjep/issue/view/20 (дата обращения: 20.08.2024).
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 125 — 134
Скачиваний: 63