Организационные формы и содержательная специфика изучения русского языка в Исламской Республике Иран
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-135-143
Анализируется современное состояние и существующие прогрессивные тенденции развития системы обучения русскому языку в Исламской Республике Иран. Обращение к данной теме определяется необходимостью всестороннего анализа потребностей Ирана в изучении русского языка и в получении молодежью образования на русском языке. Цель исследования – проанализировать современное состояние изучения русского языка, условия для дальнейшего его продвижения и на этой основе предложить методику изучения начального курса русского языка (содержательный и методический контент) в рамках общеразвивающей программы «Начинаем изучать русский язык». Использовались следующие методы исследования: анализ и синтез научных источников по проблеме исследования для определения его исходных положений; систематизация данных для анализа и разработки организационных и содержательных условий изучения русского языка в учебных учреждениях Ирана; прямое наблюдение; сбор информации путем целенаправленного восприятия и регистрации организационных форм изучения русского языка; анализ и обобщение педагогического опыта преподавателей Центра открытого образования в г. Тегеран. Материалом для исследования послужили аналитические отчеты по результатам проведенных мероприятий в Иране, а также опыт обучения русскому языку в рамках общеразвивающей программы «Начинаем изучать русский язык». Проведенный анализ изучения русского языка в Иране показал, что наиболее востребованными организационными формами являются курсовой и вузовский форматы. В системе школьного образования изучение русского языка еще не получило официального статуса, однако благодаря взаимодействию и совместным усилиям русистов Ирана и России в этом направлении ведется подготовительная работа, в частности, школьникам, интересующимся русским языком, предлагаются факультативные дисциплины и общеразвивающие программы. Представляется перспективным продолжение изучения практики преподавания русского языка в Центре открытого образования в г. Тегеран и трансляция этого опыта в образовательные организации Исламской Республики Иран.
Ключевые слова: Исламская Республика Иран, русский язык как иностранный, организационные формы изучения РКИ, содержательная специфика изучения РКИ, вводный фонетико-грамматический курс, начальный этап
Библиография:
1. Указ Президента Российской Федерации от 05.09.2022 № 611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом». URL: consultant.ru›document/cons_doc_LAW_425946/
2. Индекс положения русского языка в мире (к 30-летию Содружества Независимых Государств) // Мир русского слова. 2022. № 4. С. 106–108.
3. Запесоцкий А.С. Россия – Иран: диалог культур: Международная научная конференция, Санкт-Петербург, 8 апреля 2016 г. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2017. С. 6–10.
4. Калаши Нахидех. Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку иранских студентов (уровни А1-В1): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2022. 21 с.
5. Карими-Мотаххар Д. Русский язык и литература в современном Иране // Этносы и судьбы в современном социуме: теория и практика / под ред. М.П. Жигаловой. Брест: БрГТУ, 2023. С. 43–47.
6. Сона Д. Обучение русскому языку в Иране // Вестник Педагогического университета. 2013. № 2 (51). С. 213–218.
7. Успенская А.В. Россия и Иран: долгий опыт культурных взаимосвязей // Россия – Иран: диалог культур: Международная научная конференция, Санкт-Петербург, 8 апреля 2016 г. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2017. С. 66–71.
8. Как обстоят дела с изучением русского языка в Иране. URL: https://russkiymir.ru/publications/246256/?ysclid=m3tsynv17s808981052 (дата обращения: 20.11.2024).
9. В Тегеране обсудили российско-иранское гуманитарное сотрудничество. URL: https://edu.gov.ru/press/8182/v-tegerane-obsudili-rossiysko-iranskoe-gumanitarnoe-sotrudnichestvo (дата обращения: 19.11.2024).
10. Ханджани Л. Русский язык в Иране: история, современное состояние, перспективы развития // Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 438–441.
11. Искандари М. Обучение грамматике русского языка на занятиях по РКИ в Иране: проблемы и пути их решения // Культура, духовенство и общество. Серия: Языкознание. 2024. № 4. С. 134–141.
12. Сальмурзаева З.Р. Трудности в освоении русского языка иранскими студентами // Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве: сб. материалов Международного научного конгресса: в 3 ч. / М.Н. Русецкая (гл. ред.), М.А. Осадчий (отв. ред.). Ч. II. М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2021. С. 378–380.
13. Сиями Х.Э. О некоторых проблемах преподавания русского языка как иностранного в Иране // Актуальные вопросы современной лингвистики: Тихоновские чтения: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора А.Н. Тихонова, Елец, 2–4 ноября 2021 г. Ч. 2. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2021. С. 212–216.
14. Российский новый университет посетил Советник Посольства ИРИ в РФ. URL: https://rosnou.ru/info-center/inform/rossiyskiy-novyy-universitet-posetil-sovetnik-posolstva-iri-v-rf/?ysclid=m3txljw3pd271408765 (дата обращения: 11.11.2024).
15. Шейхи Д.Н. Проблемы и потребности обучения русскому языку в иранской аудитории // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4. С. 146–150.
16. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие. 6-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. 480 с.
17. Шпильная Н.Н. Визуализация как грамматологический принцип (к проблеме описания принципов русского письма) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. Вып. 4. С. 106–115.
18. Куницына О.М. Дидактический потенциал поликодового текста в обучении иностранному языку // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2020. Вып. 4 (837). С. 138–149.
19. Воронина Л.А., Летун С.А. Роль национально-культурного компонента при обучении иностранному языку // Вестник Новосибирского университета. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 2. С. 49–56. doi: 10.25205/1818-7919-2021-20-2
20. Лепик С.А., Устинов А.Ю., Чабанец Т.А. Событийный подход к усвоению русского языка учащимися заграншкол Министерства иностранных дел России // Русистика. 2019. Т. 17, № 4. С. 445–459. doi: 10.22363/2618-8163-2019-17-4-445-459
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 135 — 143
Скачиваний: 58