Методический конструктор как средство организации профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка (в части формирования методической компетенции)
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-144-152
Рассматриваются возможности применения методического конструктора в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка в вузе. Делается обзор существующих определений понятия «профессиональная компетентность», раскрывается его структура, выделяются три основных компонента: лингвистический, педагогический и методический. Методическая компетенция понимается как способность эффективного планирования, организации и реализации образовательного процесса, включает в себя умение учителя выбирать и применять различные подходы и методы обучения, а также оценивать и корректировать свою деятельность с учетом целей и потребностей обучающихся. Делается попытка применить такой инструмент, как методический конструктор, для организации работы по формированию методической компетенции студентов-бакалавров. Именно методический конструктор как система, предназначенная для создания и организации образовательных материалов, учебных программ, позволяет планировать и моделировать учебный процесс по формированию методической компетенции и приблизить его к потребностям реальной профессиональной деятельности будущих учителей. Предлагаемый методический конструктор включает два блока: аудиторной и внеаудиторной деятельности. Первый блок содержит следующие компоненты: интерактивные лекции; семинарские занятия; проектную практику; производственную практику и научно-исследовательскую работу. Блок методического конструктора, связанный с внеаудиторной деятельностью студентов, включает в себя: участие студентов в методических конкурсах; участие в межвузовских и всероссийских олимпиадах по педагогике и теории обучения иностранным языкам (ИЯ); участие в студенческих научно-практических конференциях. При реализации всех блоков методического конструктора рекомендуется применять интерактивные и цифровые ресурсы для того, чтобы обучение носило активный деятельностный характер. Приводятся примеры использования различных цифровых материалов на лекциях и семинарах по дисциплине «Методика преподавания ИЯ»; описан проект, выполненный второкурсниками в рамках проектной практики; кратко охарактеризован всероссийский конкурс видеоуроков по методике преподавания ИЯ; проанализированы результаты всероссийской студенческой научно-практической конференции «Новые технологии в обучении иностранным языкам», которая ежегодно проводится преподавателями кафедры теории и методики обучения ИЯ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Делается вывод, что методический конструктор позволяет преподавателям комплексно и гибко подходить к реализации всех требований, предъявляемых к профессиональному стандарту будущего учителя иностранного языка.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, методическая компетенция, методический конструктор, профессиональный стандарт будущего учителя иностранного языка, методика преподавания иностранного языка
Библиография:
1. Герасимова М.А. Особенности формирования педагогических компетенций учителей, обучающихся в педагогической магистратуре // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 2-2.
2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=281205
3. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. М., 2004. 336 с.
4. Мальченко А.А. Психолого-педагогический компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2006. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-komponent-professionalnoy-kompetentnosti-uchitelya-inostrannogo-yazyka (дата 05.10.2024).
5. Тетина С.В. Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в условиях введения профессионального стандарта педагога // Научное обоснование системы повышения квалификации кадров. 2016. № 2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-uchitelya-inostrannogo-yazyka-v-usloviyah-vvedeniya-professionalnogo-standarta-pedagoga (дата обращения: 05.10.2024).
6. Семенова Ю.И. Учет педагогических условий при формировании и развитии профессиональной компетентности учителя иностранного языка // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-pedagogicheskih-usloviy-pri-formirovanii-i-razvitii-professionalnoy-kompetentnosti-uchitelya-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 05.10.2024).
7. Мурованая Н.Н., Тяллева И.А., Курбангалиева Ю.Ю. Развитие информационно-коммуникационной составляющей операционного компонента профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка в условиях дополнительной профессиональной подготовки // Гуманитарные науки. 2022. № 3 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-informatsionno-kommunikatsionnoy-sostavlyayuschey-operatsionalnogo-komponenta-professionalnoy-kompetentsii-buduschego (дата обращения: 05.10.2024).
8. Барышникова И.Е. Профессиональная компетентность: виды, структура и современные подходы // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-vidy-struktura-i-sovremennye-podhody (дата обращения: 07.10.2025).
9. Чаплыгина Ю.С. Профессиональная компетенция как фактор интеграции преподавателя в мировой образовательный процесс // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. № 4-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentsiya-kak-faktor-integratsii-prepodavatelya-v-mirovoy-obrazovatelnyy-protsess (дата обращения: 07.10.2025).
10. Лубянова М.А., Золоторева М.А. Методическая компетентность как базовая составляющая подготовки учителя иностранного языка // Kant. 2020. № 2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-kompetentnost-kak-bazovaya-sostavlyayuschaya-podgotovki-uchitelya-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 05.10.2024).
11. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка // Вестник ЮУрГГПУ. 2013. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-kompetentsiya-buduschego-uchitelya-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 06.11.2024).
12. Убайдуллоева Ф.А. Формирование методической компетенции будущих учителей иностранного языка с целью подготовки к педагогической практике в школе // Вестник Педагогического университета. 2022. № 6-2 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-metodicheskoy-kompetentsii-buduschih-uchiteley-inostrannogo-yazyka-s-tselyu-podgotovki-k-pedagogicheskoy-praktike-v (дата обращения: 06.11.2024).
13. Филиппова О.Г., Мулланурова О.А., Кочетова И.И., Соколова Л.С., Рябич О.В., Корыткина Г.Б., Шепелева М.Н. Дошкольный конструктор профориентационных игропрактик «Педагогическая находка»: методическая разработка. Ангарск, 2020. 15 с.
14. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12.08.2020 г. № 969 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика» (Зарегистрировано в Минюсте России 25 августа 2020 г). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-45-03-02-lingvistika-969/ (дата обращения 05.10.2024).
15. Научное наследие Е.И. Пассова в контексте развития иноязычного образования» к 90-летию со дня рождения (1930-2019). URL: https://uchitel.club/conferences/pedsovet-2021-inyaz-conf-april (дата обращения: 05.10.2024).
16. Издательство «Просвещение». Учитель. Club. URL: https://uchitel.club/webinars/angliyskiy-yazyk/fgos?page=2 (дата обращения: 05.10.2024).
17. Технология коммуникативного иноязычного образования / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др. М.: Prosveshсheniye, 2008. (Серия учебных фильмов для работы с УМК «Английский язык» для 2–11 классов). URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_1701973/ (дата обращения: 05.10.2024).
18. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». URL: ttps://fipi.ru (дата обращения: 05.10.2024).
19. Колесников А.А. Как обучать иностранному языку студентов педагогического вуза: Актуальные проблемы и возможные решения // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 462. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-obuchat-inostrannomu-yazyku-studentov-pedagogicheskogo-vuza-aktualnye-problemy-i-vozmozhnye-resheniya (дата обращения: 05.10.2024).
20. Афанасьева О.В. Проблемы подготовки будущих учителей иностранного языка в современной России и возможные пути их решения // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9, вып. 4. doi: 10.30853/ped20240045
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 144 — 152
Скачиваний: 71