Диагностика и инструменты оценки гибких компетенций студентов
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-7-14
Проблема исследования состоит в том, что формально результаты обучения (универсальные компетенции) прописаны в программах рабочих дисциплин и фондах оценочных средств, но в процессе обучения одной или нескольким отдельным дисциплинам в вузе сложно определить сформированность данных компетенций. Назрела объективная необходимость поиска эффективных средств оценки гибких компетенций в процессе обучения дисциплинам языкового цикла, что и определило цель исследования – обоснование выбора средств диагностики и оценки гибких компетенций бакалавров-лингвистов. Применены результаты обучения по Основной профессиональной образовательной программе (ОПОП), Учебного плана направления 45.03.02 Лингвистика, в которых закреплены универсальные компетенции обучаемых, позволяющие студенту адаптироваться к быстроменяющимся условиям сферы профессиональной деятельности. Выявлено, что описанные трудовые функции Профессионального стандарта «Специалист в области перевода» раскрывают некоторые аспекты профессиональной деятельности, которые можно соотнести не только со сферой переводоведения, но и с любой другой. Представлены результаты исследования в области подготовки лингвистов профессорско-преподавательского состава Высшей школы иностранных языков и перевода (ВШИЯиП) Казанского федерального университета. Это позволило выделить востребованные гибкие компетенции на основе анализа запросов рынка труда и мнений экспертов в этой области: достижение целей и саморазвитие, самопрезентация и этикет, эффективная коммуникация, управление временем и самоорганизация, критическое и системное мышление, межличностное и межкультурное взаимодействие/командная работа, лидерство, принятие решений и ответственность, творчество и мотивация, управление стрессом. Приведены результаты опроса студентов и преподавателей Высшей школы по выявлению и определению важности тех или иных гибких компетенций для достижения успеха в профессиональной (переводческой или преподавательской) деятельности.
Ключевые слова: компетенции, гибкие компетенции, оценка гибких компетенций, диагностика гибких компетенций, обучение иностранным языкам
Библиография:
1. Илаева Р.А. Формирование гибких компетенций у младших школьников в условиях обучения в сотрудничестве: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2023. 24 с.
2. Михайлова С.В. Развитие надпрофессиональных компетенций студентов технических направлений университета: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2023. 185 c.
3. Ганпанцурова О.Б. Формирование гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2021. 25 с.
4. Учебный план по программе бакалавриата 45.03.02 Лингвистика. Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур, год начала подготовки 2021, образовательный стандарт (ФГОС) № 969 от 12.08.2020. URL: https://kpfu.ru/imoiv/abiturientam/bakalavriat/450302-lingvistika (дата обращения: 02.10.2022).
5. Профессиональный стандарт / Специалист в области перевода. № 134н от 18 марта 2021, регистрационный номер 1438. URL: https:/classinform.ru/profstandarty/04.015-spetcialist-v-oblasti-perevoda.html (дата обращения: 10.11.2021).
6. Alon I., Higgins J.M. Global leadership success through emotional and cultural intelligences // Business horizons. 2005. № 48 (6). P. 501–512.
7. Bancino R., Zevalkink C. Soft Skills: The new curriculum for hard-core technical professionals // Techniques. 2007. № 82 (5). P. 20–22.
8. Bastian V.A., Burns N. ., Nettelbeck T. Emotional intelligence predicts life skills, but not as well as personality and cognitive abilities // Personality and individual differences. 2005. № 39 (6). P. 1135–1145.
9. Рудаков В.Н., Дрожжина Д.С. Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на заработную плату выпускников. М.: Издат. Дом Высшей школы экономики, 2016. 37 с.
10. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / Институт образования НИУ ВШЭ. Серия «Современная аналитика образования». 2018. Вып. 19. 28 c. URL: https://ioe.hse.ru/sovaobr (дата обращения: 01.01.2022).
11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование, 2003. № 5. С. 55–61.
12. Duckworth A.L., Yeager, D.S. Measurement matters: Assessing personal qualities other than cognitive ability for educational purposes // Educational Researcher. 2015. № 44 (4). P. 237–251.
13. Durlak J.A. Handbook of social and emotional learning: Research and practice. Guilford Publications, 2015. 634 p.
14. Koenig J.A. Assessing 21st Century Skills: Summary of a Workshop. Washington, DC: National Academies Press, 2011. 156 p.
15. Kyllonen P.C. Measurement of 21st Century Skills Within the Common Core State Standards Educational Testing Service. 2012. URL: https://www.ets.org/Media/Research/pdf/session5-kyllonen-paper-tea2012.pdf (дата обращения: 08.06.2020).
16. Kamaleeva A.R., Fakhrutdinova A.V., Kondrateva I.G. Axiological priorities of subject-subject interaction in higher education from the perspective of the cognitive paradigm // Tomsk state university journal. 2022. Vol. 478. P. 162–171.
17. Валеев А.А., Кондратьева И.Г. К вопросу об интенсификации обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Образование и саморазвитие. 2017. Т. 12, № 2. С. 42–51.
18. Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда (РФ). URL: https://vk.com/pptrf (дата обращения: 12.10.2021).
19. Центр оценки и развития управленческих компетенций студентов (Министерство образования и науки России). URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/41366/?sphrase_id=7795270 (дата обращения: 02.01.2022).
20. Форсайт компетенций – 2030. Форсайт компетенций: интеграторы, трансляторы и адаптаторы. Сколково. URL: https://www.hse.ru/news/science/74798508.html (дата обращения: 04.10.2021).
21. Assessing the cross curricular skills. URL: https://slideplayer.com/slide/795066/ (дата обращения: 20.03.2022).
22. Assessing 21st Century Skills: Summary of a Workshop / The National Academies Press. URL: https://nap.nationalacademies.org/read/13215/chapter/2 (дата обращения: 26.08.2024).
23. A Curriculum for excellence – the four capabilities. URL: https://dera.ioe.ac.uk/id/eprint/1268/1/SB10-10.pdf (дата обращения: 23.03.2022).
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 7 — 14
Скачиваний: 68