Логико-содержательные линии между физикой и математикой как основа профессиональной подготовки учителей в современном педагогическом вузе
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-43-53
Рассматривается проблема формирования у современного учителя математики и физики профессиональных компетенций, относящихся к прикладным и функциональным аспектам соответствующих дисциплин. Приводятся обоснования необходимости учета взаимосвязи между математикой и физикой. Выделяя логико-содержательные линии межпредметных связей между физикой и математикой, предлагается решать и методические задачи, которые проиллюстрированы на примере рассмотрения таких понятий, как «функция» и «движение». В соответствии с теоретическим анализом логико-содержательных межпредметных линий между математикой и физикой обосновывается необходимость согласованного формирования математических и физических понятий в процессе обучения студентов в соответствии со специально разработанными организационно-методическими условиями, а также представляется разработанная программная модель по механике и уровни ее реализации в практике обучения студентов педагогического вуза. При этом логико-содержательные межпредметные линии определяются прежде всего наличием общих фундаментальных и прикладных областей. Разработка логико-содержательных линий межпредметных связей математики и физики осуществлялась на основе методологии системного обзора, который позволяет исключить субъективный подход при интерпретации данных по взаимосвязи математики и физики, выявить тенденции развития исследуемой проблемы и определить ее значимые теоретические и прикладные аспекты. Данная методология предполагает использование совокупности взаимодополняющих методов: качественного и количественного анализа с целью выявления взаимосвязи программного содержания математики и физики; системного анализа с целью определения структурно-функциональных элементов при описании взаимосвязи математики и физики; аналитической группировки программного учебного материала и качественных и количественных характеристик разделов математики и физики. Реализация дизайна логико-содержательных линий межпредметных связей математики и физики осуществлялась на базе логического подхода. На первом этапе на основе практики обучения студентов педагогического вуза был сформулирован доказательный подход к исследуемой проблеме. Отбор программного материала осуществлялся на основе специальной модели, для реализации которой разрабатывались логико-содержательные линии межпредметных связей математики и физики. Системно-структурный подход позволил разработать уровни реализации программной модели и систему индивидуальных расчетно-графических заданий для подготовки будущих учителей в современном педагогическом вузе.
Ключевые слова: учитель, математика, физика, профессиональная подготовка, логико-содержательные линии, межпредметные связи, программная модель, организационно-методические условия, уравнения движения точки
Библиография:
1. Богомаз И.В., Степанова И.Ю., Математическое знание как фундаментальный элемент пропедевтики инженерной подготовки в общеобразовательной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 96–99.
2. Костенко И.П. Динамика качества математического образования. Причины деградации // Математическое образование. 2011. Вып. 2. С. 2–13.
3. Алексеевнина А.К. К вопросам непрерывного образования инженерных кадров: необходимость формирования функциональной грамотности школьников на уроках физики и математики // Инженерное образование. 2022. Вып. 32. C. 7–14.
4. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) (ред. от 29.06.2017) // СПС «Консультант Плюс».
5. Шурыгин В.Ю., Шурыгина И.В. Активизация межпредметных связей физики и математики как средство формирования метапредметных компетенций школьников // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5, № 4 (17). C. 41–44.
6. Милинский А.Ю., Днепровская О.А. Реализация междисциплинарной подготовки будущих учителей математики и физики // Школа будущего. 2022. № 4. С. 172–179.
7. Богомаз И.В., Степанова И.Ю., Песковский Е.А. Концептуальное осмысление педагогических вопросов для развития инновационного общества // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 96–99.
8. Богомаз И.В., Степанов Е.А., Чабан Е.А. Графическая компетентность студентов, обучающихся в педагогических вузах // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2020. Вып. 6. С. 108–117.
9. Богомаз И.В., Песковский Е.А., Фомина Л.Ю. Формирование межпредметных понятий как аспект практико-ориентированности школьного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 96–99.
10. Маркеев А.П. Теоретическая механика: учебное пособие для университетов. М.: Наука, 1990. 416 с.
11. Пиларова О.Ф. Теоретические основы оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в условиях современного технического вуза. М.: Академия естествознания, 2011. 195 c.
12. Вареников С.В. К вопросу изучения общетехнических дисциплин будущими учителями технологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 163–167.
13. Становление и развитие системы университетского технического образования России / под ред. И.Б. Федорова, В.К. Балтяна. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 187 c.
14. Тесленко В.И., Прокопьева Н.В. Организационно-дидактические условия воспитания мировоззренческой активности будущего учителя физики в процессе обучения // Физическое образование в вузах. 2020. Т. 6, № 3. С. 102–109.
15. Тесленко В.И., Прокопьева Н.В. Методологические основы проектирования индивидуальной траектории непрерывного профессионального образования // Инновации в образовании. 2021. № 7. С. 66–74.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 43 — 53
Скачиваний: 66