Тьюторское сопровождение разных групп начинающих педагогов при реализации проекта «Профессионалитет» в учреждениях среднего профессионального образования
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-2-64-76
Актуальность данного исследования определяется необходимостью осмысления проблемы восполнения выявленных дефицитов профессиональной деятельности у начинающих педагогов учреждений среднего профессионального образования (СПО) в условиях тьюторского сопровождения, обеспечивающих выполнение требований федерального проекта «Профессионалитет». Цель – рассмотреть содержание компонентов профессионального развития начинающих педагогов учреждений СПО и формирования в условиях реализации новой образовательной технологии «Профессионалитет» посредством технологии тьюторского сопровождения. Методология исследования строится на анализе концепции новой образовательной технологии «Профессионалитет», основание которой представлено деятельностным подходом, обеспечивающим формирование высококвалифицированного специалиста, отвечающего требованиям соответствующей отрасли производства. Применены следующие методы исследования: анализ затруднений профессиональной деятельности начинающих педагогов на основе наблюдения, метод экспертных оценок, диагностическая беседа, анкетирование. Предлагаются следующие компоненты профессионального развития начинающего педагога: мотивационноценностный, рефлексивно-оценочный, методический и компонент развивающего взаимодействия педагога и обучающихся. Содержание данных компонентов рассматривается с опорой на компетенции, необходимые для выполнения профессиональной педагогической деятельности: предметные, коммуникативные, методические, психолого-педагогические. Их наполнение сопряжено с выполнением требований федеральных государственных образовательных стандартов СПО и новой образовательной технологии «Профессионалитет». Формирование компонентов профессионального развития происходит в процессе тьюторского сопровождения разных категорий начинающих педагогов: специалистов различных производственных отраслей, молодых специалистов с педагогическим образованием и без него. Описаны профессиональные дефициты разных групп начинающих педагогов и формы их тьюторского сопровождения. Практическая значимость настоящего исследования связана с возможностью восполнения дефицитов профессиональной деятельности неоднородных групп начинающих педагогов учреждений СПО посредством тьюторского сопровождения их профессионального развития. Представленные результаты раскрывают возможности тьюторского сопровождения как механизма, обеспечивающего не только переход педагогов на качественно более высокий уровень профессионального развития, но и как общий технологический инструментарий новой образовательной технологии «Профессионалитет».
Ключевые слова: Федеральный проект «Профессионалитет», новая образовательная технология «Профессионалитет», компоненты профессионального развития, начинающие педагоги учреждения СПО, тьюторское сопровождение
Библиография:
1. Постановление Правительства РФ от 14 января 2022 г. № 4 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки развития образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, а также образовательных кластеров среднего профессионального образования в рамках федерального проекта “Профессионалитет” государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” (с изменениями и дополнениями)» // ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/403413347/#friends (дата обращения: 03.09.2024).
2. Новая образовательная технология «Профессионалитет»: сб. метод. материалов. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2023. 312 с.
3. Дмитриева И.А. Оценка уровня профессионального развития начинающего педагога среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 4. С. 141–149.
4. Дмитриева И.А. Условия индивидуализации сопровождения профессионального развития молодого и начинающего педагога СПО // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Семейные традиции: вызовы и перспективы: материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 24–25 апреля 2024 г.). Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2024. C. 412.
5. Дмитриева И.А. Тьюторское сопровождение профессионального развития молодого педагога как современная технология наставничества: сб. материалов международного научно-образовательного форума «Современный учитель – взгляд в будущее». Ч. 3. Екатеринбург, 2022. С. 143–147.
6. Прозументова Г.Н. Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1. Феноменология образовательных инноваций. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 484 с.
7. Каитов А.П. Формирование позитивной профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях индивидуализации профессиональной подготовки на уровне бакалавриата // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 3 (55). С. 25–34.
8. Профессиональное развитие // Большая психологическая энциклопедия. URL: https://clck.ru/3FLKuV (дата обращения: 03.09.2024).
9. Распоряжение Минпросвещения России от 27.08.2021 № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана» // СПС «КонсультантПлюс. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-minprosveshcheniia-rossii-ot-27082021-n-r-201/ (дата обращения: 03.09.2024).
10. Студянникова М.А. Профессиональное развитие педагога в образовательном пространстве университетского комплекса: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2006. 22 с.
11. Полякова В.А. Формирование готовности педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 6. С. 28–35.
12. Поздеева С.И. Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. № 6 (28). С. 91–96.
13. Щедровицкий Г.П. Рефлексия: избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. С. 485–495.
14. Дмитриева И.А. Становление субъектной позиции молодого и начинающего педагога учреждения среднего профессионального образования в процессе тьюторского сопровождения // Субъектность в образовании, профессиональной деятельности и научном исследовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Томск, 25–27 апреля 2024 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2024. С. 44–49.
15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://clck.ru/3FLL5h (дата обращения: 03.09.2024).
16. Прозументова Г.Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 41 с.
17. Прозументова Г.Н. Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт гуманитарного исследования). 2-е изд. Томск: ТГУ, 2016. 412 с.
18. Щенников С.А., Теслинов А.Г., Чернявская А.Г. и др. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. М.: Дрофа, 2006. 591 с.
19. Поздеева С.И., Дмитриева И.А. Подготовка педагога среднего профессионального образования к осуществлению тьюторской деятельности // Казанский педагогический журнал. 2023. Т. 29, № 4. С. 47–64.
20. Никитина Л.А., Лебедева К.С., Рыбина О.Е. Деятельностные игры в профессиональной подготовке – ресурс формирования образовательной самостоятельности будущих педагогов // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2023. Вып. 2 (226). С. 86–94.
21. Ливенцова Е.Ю., Румянцева Т.Б. Метод решения ситуационных задач в практике формирования универсальных компетенций студентов технического профиля // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2024. Вып. 5 (235). С. 58–66.
Выпуск: 2, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 64 — 76
Скачиваний: 59