Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 26.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №3 Когнитивно-семантический механизм конструкции X ЕСТЬ X
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Поиск
  • Рейтинг
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Когнитивно-семантический механизм конструкции X ЕСТЬ X

Чжан Ц.

DOI: 10.23951/1609-624X-2025-3-25-33

Информация об авторе:

Чжан Цзин, кандидат филологических наук, доцент, Шэньянский политехнический университет (Центральный проспект Наньпин, 6, Шэньян, провинция Ляонин, Китай, 110159), директор Института Конфуция Томского государственного университета. Е-mail: 283706168@qq.com; ORCID ID: 0009-0004-4243-2546; SPIN-код: 4071-0593.

X ЕСТЬ X – это сжатая конструкция суждения с омографами субъекта и именного предиката, характерная для повторяющейся речи. На первый взгляд, конструкция Х ЕСТЬ Х не передает никакой новой информации и является бессмысленным речевым актом. Однако выбор любой речевой формы целенаправлен, служит цели смыслопорождения и является сознательным стратегическим выбором пользователя языка. Поэтому понимание смысла конструкции Х ЕСТЬ Х не может быть получено только из ее буквального значения. Цель исследования – основываясь на концептуальном денотативном значении и ассоциативной информации лексических единиц, объяснить механизм смыслообразования этой конструкции с точки зрения когнитивной семантики, интерпретировать субъективные намерения и дискурсивные смыслы говорящего. Языковыми материалами исследования выступили фразы с конструкцией X ЕСТЬ X из Национального корпуса русского языка. Для исследования семантического механизма конструкции X ЕСТЬ X в основном использованы методы описания и интерпретации. Последний Х в конструкции Х ЕСТЬ Х имеет характерное значение и контекстуальный смысл высказывания, а пре-Х обеспечивает предпосылки и пресуппозиции для ассоциации пост-Х в дополнительном атрибутивном значении, что экономит время и усилия слушателя на обработку информации, которая предполагается идеальной когнитивной моделью и контекстом. Можно также сказать, что в конструкции Х ЕСТЬ Х есть три фокуса: синтаксический репрезентативный фокус – пост-Х, семантический фокус – ассоциативная информация Х, т. е. дополнительное атрибутивное значение, и основной фокус – конкретная коннотация в дополнительном атрибутивном значении. Идеальная когнитивная модель является основой для формирования дополнительного значения Х, а когнитивный контекст играет важную роль в выявлении и выборе проявления и рецепции дополнительного значения Х. Выбранные атрибутивные признаки становятся фокусом дискурса и носят маркирующий характер, выражая субъективное намерение говорящего и дискурсивный смысл. Интерпретация значения структуры Х ЕСТЬ Х основывается на концептуальном денотативном значении дискурса, активизируя ассоциативную информацию лексических единиц в сотрудничестве с идеальной когнитивной моделью и когнитивными контекстами, обращаясь к признакам настоящего в значении дополнительных атрибутов, а затем выводя богатое дискурсивное значение структуры.

Ключевые слова: когнитивная семантика, X ЕСТЬ X, конструкция повторного суждения, дискурс, коннотация, идеальная когнитивная модель

Библиография:

1. Вилинбахова Е.Л., Копотев М.В. «Х есть Х» значит «Х это Х»? Ищем ответ в синхронии и диахронии // Вопросы языкознания. 2017. № 3. С. 110–124.

2. Вилибахова Е.Л. Статья значит статья: об одном классе тавтологических конструкций в русском языке // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: труды международной конференции «Диалог 2015». Вып. 14. М., 2015. С. 638–649.

3. Вежбицкая А. Прагматика тавтологических сочетаний // Филологические науки. 1991. № 4. С. 69–75.

4. Остапенко Т.С. Причины возникновения тавтологических выражений в речи говорящего // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 2. С. 15–18.

5. 吕淑湘.语文杂记[M].上海:上海教育出版社,2019.296页. Люй Шусян. О китайском языке. Шанхай: Шанхайское образовательное издательство, 2019. 296 с.

6. 邵敬敏. 同语式”探讨[J].语文研究,2023,(1):13-19.Шао Цзинминь. Дискуссия о гомофонии // Исследование филологии. 2023. № 1. С. 13–19.

7. 潘国英.论汉语典型同语格的成因与理解[J].修辞学习,2016.(2):76-79.Пань Гоуин. О причинах и понимании типичных китайских омографов // Журнал стилистики. 2016. № 2. С. 76–79.

8. 陈新仁.英语首词重复的语用认知阐释[J].外语研究,2021,(1):45-50.Чэнь Синьжень. Прагматическая когнитивная интерпретация повторения начальных слов в английском языке // Исследование иностранных языков. 2021. № 1. С. 45–50.

9. 文旭.同义反复话语的特征及其认知语用解释[J].外国语言文学,2023,(3):29-33.Вэнь Сюй. Характеристики тавтологического повторного дискурса и его когнитивно-прагматическая интерпретация // Иностранный язык и литература. 2023. № 3. С. 29–33.

10. Болдырев Н.Н. Антропоцентрическая сущность языка в его функциях, единицах и категориях // Вопросы когнитивной лингвистики. 2015. № 1. С. 5–12.

11. 刘建芳.认知语境对话语理解的解释和制约[J].河南大学学报(社会科学版),2024,(2):122-124.Лю Цзяньфан. Интерпретация и ограничения когнитивного контекста на понимание дискурса // Вестник Хэнаньского университета (Версия социальных наук) 2024. № 2. С. 122–124.

12. 张莉.言语实践中话语意义建构原则探究[J].外语学刊,2019,(3):102-105.Чжан Ли. Исследование принципа построения дискурсивного смысла в речевой практике // Журнал иностранных языков. 2019. № 3. С. 102–105.

13. 唐红芳.论说话人意向及其推导[J].外语学刊,2022,(3):110-113.Тан Хунфанг. О намерении говорящего и его деривации // Журнал иностранных языков. 2022. № 3. С. 110–113.

14. 张家骅.《俄罗斯语义学——理论与研究》 [M].中国社会科学出版社,2011.354页. Чжан Цзяхуа. Русская семантика – теория и исследования. Пекин: Китайское издательство социальных наук, 2011. 354 с.

15. 周韧.从理性意义和内涵意义的分界看同语式的表义特点[J].语言教学与研究,2024,(4):9-16.Чжоу Жэнь. Эпистемические особенности омофонов с точки зрения разделения рациональных и коннотативных значений // Преподавание и исследования языковых вопросов. 2024. № 4. С. 9–16.

16. 高航.重言式的构式语法分析[J].解放军外国语学院学报,2023,(5):1-6.Гао Ханг. Конструктивный грамматический анализ перефразированных форм // Вестник Института иностранных языков НОАК. 2023. № 5. С. 1–6.

17. 高航,张凤.同语的语用研究[J].解放军外国语学院学报,2019,(1):13-16. Гао Ханг, Чжан Фэн. Прагматическое исследование омофонии // Вестник Института иностранных языков НОАК. 2019. № 1. С. 13–16.

18. 姜晖.X BE X结构意义形成的认知语义阐释[J].外语与外语教学,2021,(2):56-59.Цзян, Хуэй. Когнитивно-семантическая интерпретация формирования смысла структуры X BE X // Иностранный язык и преподавание иностранных языков. 2021. № 2. С. 56–59.

19. Лакофф Д. Женщины, огонь и опасные вещи: какие категории раскрывают разум. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1987. 632 с.

20. 王寅.认知语言学探索[M].重庆:重庆:重庆出版社,2021.324页. Ван Инь. Исследования в области когнитивной лингвистики. Чунцин: Издательство Чунцина, 2021. 324 с.

21. Тернер М. Чтение мыслей: изучение английского языка в эпоху когнитивной науки. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1991. 318 с.

22. 张爱玲.同语反复格式的跨语言对比研究[J].西安外国语大学学报,2016,(1):1-6.Чжан Айлин. Межъязыковое сопоставительное исследование тавтологии // Вестник Сианьского университета иностранных языков. 2016. № 1. С. 1–6.

zhang_jing_25_33_3_239_2025.pdf ( 455.85 kB ) zhang_jing_25_33_3_239_2025.zip ( 450.86 kB )

Выпуск: 3, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА

Страницы: 25 — 33

Скачиваний: 377

Для цитирования:


2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ