Коммуникативная стилистика: модель структуры концепта и ее отражение в тексте
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-3-80-88
Понятийно-терминологический аппарат современной когнитивной лингвистики требует уточнения в аспекте его взаимосвязи с текстовой (дискурсивной) деятельностью, в которой проявляются содержание и структура ключевых понятий когнитивной лингвистики. Это особенно актуально в связи с современной когнитивно-дискурсивной научной парадигмой, для которой характерны тенденции к интеграции со смежными областями знания, включая психолингвистику, теорию текста и дискурса. Цель статьи – опираясь на теорию архетипов К.Г. Юнга и теоретическую базу коммуникативной стилистики текста, разработать модель структуры концепта в аспекте ее связи с текстовой деятельностью. Материалом исследования послужили научные статьи и монографии, посвященные истории вопроса. В статье используется общенаучный описательный метод и приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и моделирования. В рассмотрении связи концепта с текстовой деятельностью применяется теория и методология коммуникативной стилистики текста. Общим в трактовке концепта исследователями является признание его ментальной природы, сложной многослойной и многоуровневой структуры, культурологической сущности и полевого характера. Вместе с тем моделирование структуры концепта требует уточнения с точки зрения отражения в ней универсального и уникального. Изучение модели концепта особенно важно для первичной и вторичной текстовой деятельности, в которой отражается концепт и его составляющие. Опора на теорию архетипов К.Г. Юнга позволяет глубже понять природу концепта с акцентом на сфере коллективного бессознательного и теории индивидуализации, важных для коммуникации на основе текстовой деятельности. В предложенной в статье концепции модель структуры концепта с точки зрения отражения в нем универсального и индивидуального можно условно представить как систему слоев с выделением архетипического слоя как ядерного. Предложенная автором модель концепта включает ядерную, приядерную, предъядерную и периферийную зоны. Ядерную зону концепта составляет архетип, являющийся универсальным для большинства людей, он связан со сферой бессознательного, с «поколенческой памятью» и определяет остальные зоны концепта благодаря закрепленным за архетипом различным ассоциациям. В приядерную зону включены ассоциативный, образный и символический слои, стимулированные соответствующим номинатом концепта – знаком (знаками), используемыми в дискурсивной (текстовой) деятельности сообщества. К предъядерной зоне отнесены предметный и понятийный слои концепта, связанные с процессом осознания сообществом и личностью особенностей соответствующей номинату концепта реалии окружающего мира или сознания. Ценностно-оценочный слой (интерпретационный) отнесен к периферийной зоне концепта, которая отражает не только связь с коллективной памятью, но и процесс индивидуализации, основанный на личном языковом и социальном опыте человека. Использование предложенной в рамках коммуникативной стилистики текста модели концепта позволяет конкретизировать методику концептуального анализа с точки зрения дифференциации универсального и индивидуального в содержании и структуре концепта. Это важно для смысловой интерпретации содержания как отдельных вербализованных в текстах концептов, так и для концептуальной структуры текста в целом. Моделирование концепта и изучение его реализации в тексте представляет интерес для когнитивной лингвистики, теории текста и коммуникативной стилистики.
Ключевые слова: концепт, гиперконцепт, модель структуры концепта, текстовая деятельность, концептуальная структура текста, коммуникативная стилистика
Библиография:
1. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л. Г. Лузина; под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М.: Филол. фак. МГУ, 1996. 245 с.
2. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под ред. проф. В.П. Нерознака. М., 1997. С. 280–287.
3. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с.
4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
5. Болдырев Н.Н. Когнитивная лингвистика. DirectMedia, 2016. 251 с.
6. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2003. 191 с.
7. Алефиренко Н.Ф. Проблемы вербализации концепта: теоретическое исследование. Волгоград: Перемена, 2003. 248 с.
8. Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов, 2003. 280 с.
9. Болотнова Н.С. Поэтическая картина мира и ее изучение в коммуникативной стилистике текста // Сибирский филологический журнал. 2003. № 3-4. С. 198–207.
10. Котюрова М.П., Тихомирова Л.С., Соловьева Н.В. Идиостилистика научной речи. Наши представления о речевой индивидуальности ученого. М.: Флинта, 2019. 394 с.
11. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль / Н.С. Болотнова, И.И. Бабенко, А. А. Васильева, Р. Я. Тюрина, С. В. Сыпченко, С.М. Карпенко; под ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2001. 331 с.
12. Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельности / Н.С. Болотнова, И.И. Бабенко, Е.А. Бакланова, А.В. Болотнов, А.А. Васильева, А.В. Громова, С.М. Карпенко, И.В. Кочетова, А.В. Курьянович, О.В. Орлова, Н.Г. Петрова, И.Н. Тюкова, Т.Е. Яцуга; под ред. Н.С. Болотновой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. 492 с.
13. Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. 384 с.
14. Болотнов А.В. Вербализация концепта хаос в поэтическом дискурсе Серебряного века (на материале творчества М.И. Цветаевой, М.А. Волошина, О.Э. Мандельштама). Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. 287 с.
15. Орлова О.В. Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 354 с.
16. Болотнова Н.С. Лексические средства репрезентации художественных концептов в поэтическом тексте // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 3 (47). С. 18–24.
17. Болотнова Н.С. Типы вербализованных в тексте художественных концептов и их взаимодействие // Сибирский филологический журнал. 2005. № 3-4. С. 54–60.
18. Болотнова Н.С. Методики анализа концептуальной структуры художественного текста // Слово – сознание – культура: сб. науч. тр. / сост. Л.Г. Золотых. М., 2006. С. 309–318.
19. Болотнова Н.С. Типы концептуальных структур поэтических текстов // Художественный текст: Слово. Концепт. Смысл: материалы VIII Всероссийского научного семинара (21 апреля 2006 г.). Томск, 2006. С. 34–40.
20. Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: лингвокогнитивные механизмы смысловой интерпретации поэтического текста // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2021. Вып. 6 (218). С. 38–48. doi: 10.23951/1609-624X-2021-6-38-48
21. Болотнова Н.С. О методике изучения ассоциативного слоя художественного концепта в тексте // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2007. Вып.2 (65). С. 74–79.
22. Болотнов А.В. О методике дискурсивного анализа художественного концепта на основе текстовых ассоциатов // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 6 (96). С. 58–63.
23. Зырянова М.Н. Лингвокогнитивное описание структуры мегаконцепта «творчество» (на материале произведений Д.А. Пригова) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2011. № 1 (3). С. 38–43.
24. Черкасова И.П. Художественный концепт как смысловой фокус поэтического мира // Герменевтика поэзии. Армавир: Редакционно-издательский центр АГПУ, 2007. С. 58–88.
25. Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2011. 370 с.
26. Сапогова Е.Е. Опыт психологической интерпретации мужской концептосферы // Известия ТулГУ. 2005. Серия: Психология. Вып. 5, ч. 1. С. 178–200.
27. Орлова Н.М. Библейский текст как прецедентный феномен: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Саратов, 2010. 50 с.
28. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное / пер. А.А. Чечина; ред. Е.Н. Даньшина. М.: Изд-во АСТ, 2023. 224 с.
29. Пищальникова В.А. Психопоэтика. Барнаул: Изд-во Алт. госуниверситета, 1999. 173 с.
30. Афанасьева Е.Н. Архетипический концепт БОГ и его идеологическая трансформация по данным якутского языка // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. № 1. С. 122–130.
31. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: антология. М., 1997. С. 267–279.
32. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4. С. 39-45.
33. Болотнов А.В. Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационномедийной языковой личности. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2020. 402 с
Выпуск: 3, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК
Страницы: 80 — 88
Скачиваний: 396




