Архетипический подтекст сюжетов рассказов Сомерсета Моэма
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-4-33-40
Современная лингвистика текста как динамично развивающееся направление лингвистических исследований способна выявить архетипическую суть сюжетной линии авторского текста в том числе. Тексты коротких рассказов Сомерсета Моэма в данном аспекте являют собой пример синергии авторских сюжетов и архетипического подтекста, обусловленного смысловым посылом самого автора как «метаморфозы» сюжета. Подтекстовой смысл сюжетов Моэма – это проявление имманентности архетипа, который имеет, на наш взгляд, трансцедентную основу, но транслируется как авторский посыл Автора Читателю. Именно такой подход позволяет рассматривать творчество Моэма не только как совокупность увлекательных историй, но и как своеобразный «диалог» с коллективным бессознательным, обращение к глубинным структурам человеческой психики. Представлено описание архетипического концепта «Мать» в текстах рассказов У. Сомерсета Моэма. Являясь одним из фундаментальных архетипов, образ матери приобретает в тексте рассказов Моэма многогранные и порой неожиданные черты. Цель достигается посредством разрешения нескольких задач, а именно: определения логики сюжета Автора; описания речевых портретов героев и персонажей с точки зрения иронической виктимизации сюжета (сценария); демонстрации возможности аксиологического подхода к тексту. Методологической основой исследования послужили когнитивно- дискурсивный метод анализа художественного текста наряду с описательным методом. Выяснилось, что в текстах рассказов С. Моэма возможно выявить бинарность архетипа «Мать» – «Мать» и «Мачеха». При этом выявляется сложность сценария Моэма, когда так называемая «мать» в процессе повествования «превращается» в «мачеху», обнаруживая тем самым категорию иронической виктимизации сюжета (сценария). Анализируются тексты коротких рассказов: «Unconquered», «The Mother», «Louise/Луиза».
Ключевые слова: рассказы С. Моэма, Автор, Читатель, ироническая виктимизация, сюжет, архетип, архетипический концепт «Мать», метаморфоза, трансцедентность, имманентность, сценарий
Библиография:
1. Катунина Е.С. Коммуникативные фрагменты в творчестве Сомерсета Моэма // Иностранные языки в контексте культуры: сб. ст. по материалам VII Междунар. науч.-практ. конф. «Иностранные языки и литературы в контексте культуры», посвященной 115-летию со дня рождения В.В. Вейдле. Т. 1. Пермь: Пермский государственный университет, 2010. С. 29–33.
2. Катунина Е.С. Идиоматика в текстах Сомерсета Моэма // Наука и мир. 2018. № 10-2 (62). С. 54–55.
3. Бизикова Л.С. Сомерсет Моэм – мастер создания художественного образа // Современные исследования социальных проблем. 2021. Т. 13, № 4-2. С. 111–121.
4. Серганова Д.А. Модальность и текст: смещение акцентов в исследовании категории модальности // E-Scio. 2021. № 5 (56). С. 586–592.
5. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. СПб.: Норинт; 2000. 1536 с.
6. Баранова Е.С. Тема-рематическая связность как импликация эмоционального концепта «ненависть» в произведении Сомерсета Моэма «Непокоренная» // Евразийский союз ученых. Серия: Филология, искусствоведение и культурология. 2021. № 6 (87). С. 3–5.
7. Баранова Е.С. Импликатура как единица дискурс-анализа в рассказе Сомерсета Моэма «Mr. Know-all» // Социальные и гуманитарные науки. Юриспруденция: материалы Национальной научно-практической конференции ВСГУТУ, Улан-Удэ, 2023. Улан-Удэ: Восточно-сибирский государственный университет технологии и управления, 2023. С. 161–165.
8. Жамсаранова Р.Г. Макро- и микротемы в тексте рассказа Сомерсета Моэма «Rain» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. 2022. Т. 8, № 2. С. 12–21.
9. Леонтьев А.А. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности // Текст. Структура и семантика. Т. 1. М., 2001. С. 92–100.
10. Błocian I. Archetype and matrix image (Potential Forms of an Image) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2021. Т. 37, вып. 1. С. 154–161. doi: 10.21638/spbu17.2021.112
11. Афанасьева Е.Н. Архетипический концепт БОГ и его идеологическая трансформация по данным якутского языка // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. № 1. С. 122–130.
12. Савельева У.А. Архетипический лингвокультурный концепт «предательство»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2008. 29 с.
13. Богданова И.А. Архетипические формулы в смысловом пространстве архетипического концепта «вода». URL: http://www.rusnauka.com/SND/Philologia/3_bogdanova%20i.a..doc.htm (дата обращения: 27.04.2024).
14. Большакова А.Ю. Теория архетипа и концептология // Культурологический журнал. URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/109.html&j_id=9 (дата обращения: 27.04.2024).
15. Машаева А. Архетипический концепт и смыслосодержание: проблемы соотношения // Проблемы современного мира глазами молодежи: сб. тр. М., 2015. С. 265–268.
16. Антонио И.А. Терминология комического в лингвистических исследованиях. Опыт интерпретации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2009. 16 с.
17. Жамсаранова Р.Г., Трофимова С.М. Фоносемантический аспект слова в произведениях Сомерсета Моэма // Образование и наука: материалы национальной конференции. Улан-Уде, 2019. С. 887–892.
18. Юнг К.Г. Архетип и символ: сб. работ Юнга. М., 1991. 304 с.
19. Maugham S. The Unconquered. London, 1943.
20. Maugham W.S. The World Over: The Collected Stories. Vol. 2. London: The Reprint Society. 1954
21. Пелипенко А.А., Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. 376 с.
22. Online Etymology Dictionary. 2001. URL: https://www.etymonline.com/ (дата обращения: 28.04.2024).
Выпуск: 4, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 33 — 40
Скачиваний: 321




