Образ снега в лирике Татьяны Николаевой: семантико-стилистический анализ
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-4-60-68
Контекстуальное смысловое наполнение слова с исходной пейзажной семантикой отражает индивидуально-авторскую картину мира. Слово «снег» обладает богатым семантическим спектром в русской поэзии. Цель статьи – с опорой на анализ лексической структуры поэтического текста рассмотреть семантико- стилистические особенности образа снега в лирике современного поэта Татьяны Николаевой (1956–2021). За основу семантико-стилистического анализа приняты концепция художественно-образной речевой конкретизации М.Н. Кожиной и концепция лексической структуры поэтического текста Н.С. Болотновой. Характеристика текстовой синтагматики и текстовой парадигматики учитывает выразительность языковых средств, представляющих разные уровни (хотя признается роль лексического уровня как основного). Ассоциативно-вербальная сеть текста рассматривается в соотнесенности с авторским замыслом и закономерностями читательского восприятия. Каждое направление ассоциирования как контекстуальная «группировка ассоциаций по общности стратегии» (А.П. Клименко) создает особую ипостась образа. Материалом для семантико-стилистического анализа стали стихотворения первого сборника Татьяны Николаевны Николаевой «Где ты, потомок первого?..: драматургия любви» (2004). Методом сплошной выборки было выявлено 11 (из 83) стихотворений сборника, содержащих лексические репрезентанты образа снега, которые были проанализированы с учетом их контекстуальных синтагматических и парадигматических связей. Являясь не столько пейзажной деталью, сколько отражением внутреннего мира лирической героини, снег у Т. Николаевой сопровождает не только картины зимней природы, но и межсезонные состояния, а также включается в летнюю картину. В ассоциативно-смысловом развертывании образа снега, отражающем раскрытие внутреннего мира героини, выделяются три ипостаси. Они объединены принципом градации, характерным для поэтики Т. Николаевой. В доминирующем ассоциативном комплексе «снежная стихия» актуализируется интенсивность снегопада, его стихийная природа, хаотическое начало, связанное с символической темой потери пути; экспрессивно передаются темы испытанной страсти и потерянной любви. Вторая ипостась образа снега в лирике Т. Николаевой – «снежное небытие», оцепенение потери, холод утраты и пустоты. Если в первом случае различными выразительными средствами подчеркивается максимальная динамика образа, то в данной ипостаси определяющей является статика, не-жизнь. Третья ипостась образа снега – «божественный снег», приобщение к духовной вертикали, высшему свету и смыслу. Таким образом, «снежная» триада Т. Николаевой соответствует ее поэтике градации и христианскому мироощущению, в котором путь человека лежит через страсти земные и ведет к Богу.
Ключевые слова: семантико-стилистический анализ, коммуникативная стилистика текста, лексическая структура поэтического текста, смысловые лексические парадигмы, образ снега, идиостиль Т. Николаевой
Библиография:
1. Эпштейн М.Н. Стихи и стихии. Природа в русской поэзии XVIII – XX вв. Самара: БАХРАХ-М, 2007. 352 с.
2. Горностаева С.А. Символика мокрого снега в творчестве Ф.М. Достоевского // Семантика времен года в русской словесности / отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел, 2021. С. 306–310.
3. Бигильдинская О.В., Беляева И.А. По поводу белого снега: А.П. Чехов, Б.К. Зайцев // Семантика времен года в русской словесности / отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел, 2021. С. 266–272.
4. Командина Я.Ю. Поэтика «зимних» образов и мотивов в цикле «Снежная маска» А.А. Блока // Семантика времен года в русской словесности / отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел, 2021. С. 311–315.
5. Дробинин Г.Д. «Падал теплый снег…»: зима и апокалипсис в творчестве И.В. Кормильцева // Семантика времен года в русской словесности / отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел, 2021. С. 323–331.
6. Джанумов С.А. Зима в творческом сознании А.С. Пушкина // Семантика времен года в русской словесности / отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел, 2021. С. 233–244.
7. Калашников С.Б., Сварт Д.С. Семантика образа зимы в ранней поэзии Александра Васильева // Семантика времен года в русской словесности / отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел, 2021. С. 316–322.
8. Морозова Н.С. Первый снег в русской поэтической модели мира // Гуманитарный вектор. 2013. № 4 (36). С. 96–101.
9. Морозова Н.С. Эволюция эстетического поля денотативного класса «снег» (на материале русской поэзии XVIII–XX вв.): автореф. дис. … канд. филол. наук. Архангельск, 2010. 21 с.
10. Левина В.Н., Лю Яньпин. Взаимодействие заглавия и текста в функционально-семантическом аспекте (на примере стихотворения в прозе «Снег» С.Н. Сергеева-Ценского) // Научный диалог. 2017. № 8. С. 73–88.
11. Маслова А.Г., Фалеева А.С. Мифопоэтика снега в лирике Бориса Пастернака // Вестник гуманитарного образования. 2018. № 4 (12). С. 68–73.
12. Современная литература Кузбасса // Классика земли Кузнецкой: в 3 т. / сост.: Б.В. Бурмистров, С.Л. Донбай, Г.И. Карпова. Т. 3. Кемерово: Кузбасский центр искусств, 2022. 594 с.
13. Кожина М.Н. Художественно-образная речевая конкретизация // Стилистический энциклопедический словарь / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2002. С. 585–594.
14. Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск: Изд-во ТГПИ, 1994. 212 с.
15. Болотнова Н.С. Лексическая структура поэтического текста как ключ к постижению его ценностных смыслов // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 1. С. 20–25.
16. Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: Словарь-тезаурус. Томск: Изд-во ЦНТИ, 2008. 383 с.
17. Пушкарева И.А., Пушкарева Ю.Е. Мотив полета в лирике А.Д. Раевского // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2024. Т 23, № 2. С. 115–125.
18. Пушкарева И.А., Пушкарева Ю.Е. Образ солнца в лирике П. Майского: семантико-стилистический анализ // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2024. № 4 (70). С. 134–145.
19. Клименко А.П. Проблема лексической системности в психолингвистическом освещении: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Минск, 1980. 41 с.
20. Николаева Т., Башарина Е. «Где ты, потомок первого?..»: драматургия любви». Новокузнецк, 2004. 144 с.
21. Нагина К.А. Траектории «метельного» текста (толстовское присутствие в творчестве Б. Пастернака) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 1, № 1-1. С. 31–40.
Выпуск: 4, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК
Страницы: 60 — 68
Скачиваний: 311




