«Жил я странною жизнью своих персонажей…»: «Я» и «Другой» в ранней лирике А.Н. Вертинского
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-4-95-104
Творчество А.Н. Вертинского, ставшее важной вехой в развитии массового искусства ХХ в. и повлиявшее на развитие жанра авторской песни, обратило на себя внимание литературоведов лишь недавно, из-за чего многие из аспектов поэтического наследия артиста остаются неисследованными. Особого внимания заслуживает проблема соотношения «Я» и «Другого», обусловленная самой субъектной организацией произведений раннего периода. В раннем творчестве (1915–1918 гг.) реализуются две принципиально значимые для понимания авторской концепции художественные стратегии: интерес к ролевой и автопсихологической лирике. Ввиду этого целью настоящей работы стало рассмотрение субъектной сферы произведений Вертинского в аспекте соотнесенности категорий «Я» и «Другой». Актуальность исследования обусловлена отсутствием работ, направленных на изучение выделяемого в настоящей статье аспекта творчества. Центральным в ролевой лирике становится имплицитно явленный мотив сострадания, определяющий ценность чувства «Другого», его человеческое начало. Роль же является попыткой автора выстроить диалог с «Другим», дарующий ощущение сопричастности, притом выразителями чувства боли и скорби становятся «маленькие» люди, что подчеркивает универсальный характер чувства, уравнивающего всех людей перед лицом бытия. Помимо прочего, носителями чувств в художественном универсуме Вертинского являются и животные, также выступающие в роли «Другого»; это попытка автора охватить бытие во всех его проявлениях. Наряду с этим существуют стихотворения, в которых выведен лирический субъект, предстающий выразителем авторского «Я». Магистральной установкой в этих текстах является стремление реализовать себя как Поэта, с одной стороны, включенного в мир своих героев, а с другой стороны, способного Словом «закрепить» ценность их переживаний в пространстве культуры. Подобный взгляд на творчество Вертинского позволяет увидеть истоки популярности творчества шансонье как в пределах родной страны, так и в кругу иностранной публики во время эмиграции.
Ключевые слова: Вертинский, «Я», «Другой», ролевая лирика, сострадание, стихотворение
Библиография:
1. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.
2. Шмид B.Ш. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
3. Силантьев И.В. Поэтика мотива. М.: Яз. слав. культуры, 2004. 295 с.
4. Зиновьева Э.Н. Синкретизм творчества А.Н. Вертинского и формы его художественной реализации. Ульяновск: УлГТУ, 2016. 173 с.
5. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1992. 236 с.
6. Чаркин В.В. Ролевая лирика С.Я. Надсона // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С. 299–301.
7. Каргашин И.А. Стихотворный сказ. Поэтика, история развития. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. 420 с.
8. Доманский Ю.В. Ролевые песни в русском роке 1980-х годов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. № 16. Тверь, 2016. С. 49–65.
9. Вертинский А.Н. Дорогой длинною… / сост. и вступ. ст. Ю. Томашевского; послесл. К. Рудницкого. М.: Правда, 1991. 576 с.
10. Чистова М.В. Концепт андрогина в жизнетворчестве З.Н. Гиппиус: автореф. дис. ... канд. культуролог. наук. Кострома, 2004. 24 с.
11. Завгородняя Г.Ю. Лилит в русской литературе рубежа XIX–XX веков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6–2. С. 209–212.
12. Ерохина Т.И. Гендерные архетипы «Серебряного века» в массовой культуре // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 329–334.
13. Бокарев А.С. Структура авторского «Я» в поэзии Бориса Рыжего // Вестник КГУ. 2017. № 4. С. 156–159.
14. Тарлышева Е.А. Песенная поэзия А.Н. Вертинского как единый художественный мир: жанровая природа, образная специфика, эволюция. Владивосток, 2004. 186 с.
15. Брызгалова Е.Н. Игра как способ изображения мира в поэзии А.Н. Вертинского // Вестник Российского университета дружбы народов. 2018. № 2 (23). С. 151–158.
16. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Философия духа: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1977. 471 с.
17. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 416 с.
18. Бокарев А.С. «Я» как «Другой» в субъектной структуре лирики Арсения Тарковского // Новый филологический вестник. 2021. № 1. С. 207–215.
19. Лежнева М.Г. Межтекстовые связи в поэзии Александра Вертинского: Слово и Текст. М., 2003. 183 с.
20. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950–1990-е годы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2: 1968–1990. М.: Академия, 2003. 688 с.
21. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 30. Л.: Наука, 1972–1990.
22. Горелова О.А. Александр Вертинский и ироническая поэзия Серебряного века: дис. ... канд. филол. наук. М.: РГБ, 2006. 187 с.
Выпуск: 4, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Страницы: 95 — 104
Скачиваний: 240




