Имена собственные как конкретизатор авторской идеи (на материале повести Нины Дашевской «Скрипка неизвестного мастера»)
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-4-115-124
Рассматривается одно из актуальных направлений филологической науки – исследование ономастикона художественного произведения и его роли в смысловой организации текста. Работа выполнена на материале повести известного современного прозаика, работающего для детской и подростковой аудитории, Н.С. Дашевской «Скрипка неизвестного мастера». Ее тексты неоднократно становились победителями известных литературных конкурсов, среди которых «Книгуру» (2013, 2014, 2015), «Новая детская книга» (2014), Литературная премия им. С.Я. Маршака (2018) и др. Актуальность исследования обусловлена малой изученностью творчества Н.С. Дашевской и, в частности, ее подходом к выбору имен собственных в произведениях. Целью работы является анализ ономастического пространства художественного текста как средства воплощения авторского замысла. Для ее достижения используются описательно-функциональный метод, герменевтический подход, базирующийся на принципах диалогичности и целостности, а также метод конкретного литературоведения, основанный на работах Д.С. Лихачёва. Выделены и изучены топонимы: астионимы, годонимы, урбонимы, комонимы, хоронимы, рассмотрены антропонимы и патронимы, библионимы и поэтонимы, выявлены их функции и место в тексте повести. Сделан вывод о том, что подобранные автором онимы играют основополагающую роль в реализации авторской идеи, заключающейся в связи настоящего с прошлым, воплощаемой посредством музыки. С помощью библионимов и поэтонимов автор раскрывает внутренний мир героев, их характер и представления о жизни, тогда как топонимы делают мир, в котором живут персонажи, максимально реалистичным, тем самым осуществляя миромоделирующую функцию. Антропонимы служат средством создания художественного образа и воплощения авторского замысла: они не только указывают на родство и помогают идентифицировать человека, но и выполняют в произведении сюжетообразующую роль. Такой тщательный отбор онимов представляется продуманной стратегией, характерной для творчества Н.С. Дашевской и реализуемой в данной повести. Настоящая работа продолжает изучение творчества Н.С. Дашевской и расширяет представление о назначении имен собственных в структуре произведения.
Ключевые слова: литературная ономастика, современная детская литература, герой, сюжет, композиция, авторский замысел
Библиография:
1. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного / отв. ред. А.А. Реформатский. 3-е изд., испр. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 365 с.
2. Скуридина С.А. Специфика терминологии литературной ономастики // Актуальные проблемы современной филологии и журналистики. 2020. № 1. С. 105–117.
3. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. Л.: ЛГУ, 1990.103 с.
4. Фомин А.А. О различии лингвистического и литературоведческого подходов в исследованиях по литературной ономастике // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: материалы междунар. конф. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. С. 271–273.
5. Рыбакова А.А. Семантика именных групп поэтонимов и их функциональные особенности в русском языке // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 9, № 2. С. 80–94.
6. Дашевская Н.С. Скрипка неизвестного мастера. СПб.: Детское время, 2017. 144 с.
7. Уточка // Википедия: свободная энциклопедия: сайт. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 20.01.2025).
8. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. 2-е изд. // Лексикографический интернет-портал: онлайн-словари русского языка. М.: Русский язык, 1980. URL: https://lexicography.online/onomastics/petrovsky/ (дата обращения: 20.01.2025).
9. Суперанская А.В. Современный словарь личных имен: Сравнение. Происхождение. Написание // Лексикографический интернет-портал: онлайн-словари русского языка. М.: Айрис-пресс, 2005. 384 с. URL: https://lexicography.online/onomastics/superanskaya (дата обращения: 20.01.2025).
10. Денисова М.А. Особенности художественного мира Нины Дашевской // Вестник гуманитарного образования. 2024. № 1. С. 123–133.
11. Успенский Л.В. Ты и твое имя // Лексикографический интернет-портал: онлайн-словари русского языка. Л.: Детгиз, 1960. URL: https://lexicography.online/onomastics/uspensky/ (дата обращения: 20.01.2025).
12. Глушенкова С.В. Специфика русской сокращенной формы имени в коммуникативном и прагматическом аспекте // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 9. С. 213–216.
13. Норман Б.Ю. Прагматический потенциал русской лексики и грамматики. М.: Кабинетный ученый, 2017. 464 с.
14. Доцук Д. Интервью с Ниной Дашевской «В общении с подростками простых решений не бывает». // Папмамбук: интернет-журнал. URL: https://www.papmambook.ru/articles/2029/?ysclid=m2qlogywo2335388586 (дата обращения: 20.01.2025).
15. Дашевская Н. «Мне нравится писать, как говорить: просто» // Издательство «Самокат»: сайт. URL: https://samokatbook.ru/news/intervyu-s-ninoy-dashevskoy-mne-nravitsya-pisat-kak-govorit-prosto/?ysclid=m5r2th7253968508282 (дата обращения: 20.01.2025).
16. Голосова Е.А. Идиостилевые особенности использования антропонимов в повести Н.С. Дашевской «Вилли» // Верхневолжский филологический вестник. 2021. № 4 (27). С. 75–85.
17. Серебрякова Е. Интервью с Ниной Дашевской «Не думаю, что кто-то пишет ради денег. Есть множество более простых способов заработать» // Интернет-проект «Пиши-Читай»: сайт. URL: http://write-read.ru/interviews/4787 (дата обращения: 20.01. 2025).
18. Вилинбахова Е.Л. Стереотипы имен собственных в русском языке // Вестник СПбГУ. Серия 9. 2010. Вып. 3. С. 124–127.
19. Малыгина М.В. Особенности прозы Н. Дашевской: методика жанрового анализа. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11862/2/2018Malygina.pdf?ysclid=ln21mfshs1232733941 (дата обращения: 20.01.2025).
20. Малыгина М.В. Жанровые традиции в «Скрипке неизвестного мастера» Нины Дашевской // INIТIUM. Художественная литература: опыт современного прочтения: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: УРФУ, 2018. С. 179–185. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/60627/1/initium_2018_029.pdf?ysclid=lkwp16saho813650945 (дата обращения: 20.01.2025).
Выпуск: 4, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Страницы: 115 — 124
Скачиваний: 265




