Англосаксонские традиции в системе образования: университетская автономность и академическая свобода
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-5-34-45
Реформы российской системы образования конца XX – начала XXI в. характеризовались интеграцией англосаксонских педагогических традиций в отечественную образовательную практику. Одной из ключевых традиций американской системы образования считается ее ориентация на независимость от государственного контроля и академическая свобода. Сегодня перед отечественным образованием ставятся новые задачи, что требует критического осмысления завершившегося периода с целью создания системы, соответствующей требованиям современного российского общества. Поэтому необходимо провести анализ исторических и социокультурных факторов, повлиявших на формирование этой традиции в американском образовании, а также оценить ее функционирование в образовательном пространстве России. Методы исследования включают контент-анализ работ известных историков и экспертов в области образования. Это позволяет определить принципы автономии вузов, выявить сильные и слабые стороны традиции, а также оценить ее работу в современном академическом контексте. Исторический анализ помогает раскрыть социальные и культурные условия, способствовавшие формированию традиции в американском социуме. Анализ юридических аспектов развития автономности учебных заведений указывает на относительность этого явления в современном образовании США. Таким образом, создание общин в колониях Америки до формирования правительств способствовало становлению традиции независимости и самоуправления. Это стало основой для университетской автономии. Толерантное отношение к религиозному разномыслию в штатах привело к формированию академической свободы. Однако государство остается активным участником в образовательной системе страны, диктуя учебным заведениям свои «правила игры». Это приводит к размыванию понятия независимости системы образования от государственного контроля. Исследователи фиксируют случаи использования академической свободы администрациями вузов в качестве инструмента давления на неудобных преподавателей, что говорит о необходимости разработки механизмов контроля со стороны общества. Предпринятое исследование может быть использовано при дальнейшем изучении вопросов, связанных с университетской автономией, академической свободой, а также заимствованием англосаксонских педагогических традиций в российском образовательном контексте.
Ключевые слова: англосаксонская традиция в образовании, автономия (независимость) образовательных учреждений, академическая свобода, российская система образования, американская система образования, заимствование образовательных традиций
Библиография:
1. Логинова М.П. Влияние англосаксонских традиций на российскую систему образования // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы VII Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 13 декабря 2024 года: в 2 т. / под ред. Ю.В. Ватолиной, А.С. Минина. СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2024. Т. 1. С. 591–597.
2. Tocqueville A.D. Letters from America. Edited, translated, and with an introduction by Frederick Brown. New Haven and London: Yale University Press. 2010. 284 c.
3. Boorstin D.J. The Americans, the national experience. New York: Vintage Book. 1965. 517 c.
4. Flexner A. Funds and Foundations. Their Policies Past and Present. New York: Harper & Brothers Publishers, 1952. 146 c.
5. Bok D.C. Higher Learning. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts and London, England. 1986. 206 c.
6. Barrow C.W. Universities and the Capitalist State. Corporate Liberalism and the Reconstruction of American Higher Education, 1894–1928. The University of Wisconsin Press. 1990. 329 c.
7. Lucas C.J. American Higher Education. A History. New York. Palgrave. Macmillan. 2006. 397 c.
8. Bok D.C. Beyond the ivory tower: social responsibilities of the modern university. Cambridge, Mass., London, England: Harvard University Press, 1982. 318 c.
9. Hofstadter R., Metzger W.P. The Development of Academic Freedom in the United States. New York: Columbia University Press. 1955. 527 c.
10. Conant J.B. Shaping Educational Policy. McGraw-Hill Book Company. New York Toronto. London. 1964. 141 c.
11. Smith D.H. The Bureau of Education. Its History, Activities and Organization. The Johns Hopkins Press: Baltimore, Maryland. 1923. 157 c.
12. Ravitch D. National Standards in American Education. A Citizen’s Guide. Washington, D.C. 1995. 224 c.
13. Allen H.P. The Federal Government and Education. The Original and Complete Study of Education for the Hoover Commission Task Force on Public Welfare. McGraw-Hill Book Company Inc. New York. Toronto. London. 1950. 333 c.
14. Counts G.S. Education and American Civilization. Bureau of Publications Teachers College, Columbia University. New York. 1952. 491 c.
15. Wallenfeldt E.C. Roots of Special Interests in American Higher Education. University Press of America: Lanham, New York, London. 1986. 224 c.
16. Cowley W.H., Williams D. International and Historical Roots of American Higher Education. New York & London: Garland Publishing Inc. 1991. 237 c.
17. Finkin M., Post R. For the Common Good: Principles of American Academic Freedom. New Haven: CT: Yale University Press, 2009. 272 p.
18. Rudolph F. The American college and university [electronic resource]: a history / by Frederick Rudolph; introductory essay and supplemental bibliography by John R. Thelin. Athens: University of Georgia Press, 1991. 563 c.
19. Thelin J.R. A History of American Higher Education. The John Hopkins University Press. Baltimore and London. 2004. 421 c.
20. Cohen A.M, Kisker C.B. The Shaping of American Higher Education. Emergence and Growth of the contemporary System. San Francisco, CA: Jossey-Bass. 2010. 630 c.
21. Lucas C.J. American Higher Education. A History. New York. Palgrave. 2006. 397 c.
22. Кананыкина Е.С. История образовательного законодательства Америки XX столетия // Актуальные вопросы современной науки. 2012. № 22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-obrazovatelnogo-zakonodatelstva-ameriki-xx-stoletiya (дата обращения: 30.09.2024).
23. Pettit E. Was this Professor Dangerous? URL: https://www.proquest.com/trade-journals/was-this-professor-dangerous/docview/2405689325/se-2 (дата обращения: 28.07.2020).
24. Abbott S. A Report on the UVU “Final Investigation Report”: The Case Of Professor Michael Shively. URL: https://uvuaaup.blogspot.com/2020/04/a-report-on-uvu-final-investigation.html (дата обращения: 14.07.2025).
25. O’Neil R. Academic Freedom in the Wired World. Political Extremism, Corporate Power, and the University. Harvard University Press: Cambridge, Massachusetts and London, England. 2008. 312 c.
26. Головко Н.В. Декларация академических свобод и полномочий: исторический контекст и основания академической свободы // Ученые записки ЗабГУ. Сер.: Социологические науки. 2017. Т. 12, № 3. С. 60–70. doi: 10.21209/2500-171X-2017-12-3-60-70
Выпуск: 5, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 34 — 45
Скачиваний: 191




