Возможности формирования методологического знания у школьников при интегрировании учебных предметов «География» и «Иностранный язык»
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-5-97-109
Методологическое знание рассматривается как основа естественно-научной грамотности школьников. Показано, что в процессе освоения методологического знания у обучающихся формируются познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, а также умения естественно-научной грамотности. Проведен анализ разделов «Содержание обучения» и «Тематическое планирование» федеральных рабочих программ основного общего образования по географии (5–6-е классы) и по иностранному языку (английский язык) с целью выявления содержания обучения, позволяющего формировать методологическое знание как основу естественно-научной грамотности школьников, определения возможностей одновременного формирования умения естественно-научной грамотности распознавать, использовать, создавать объяснительные модели и представления и коммуникативных умений: диалог-расспрос этикетного характера, аргументирование своей точки зрения. Дано дидактическое обоснование серии заданий, направленных на формирование вышеназванного умения естественно-научной грамотности. Приведен пример одного из разработанных авторами заданий для 5-го класса (тема урока: «Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил»). Подзадачи данного задания составлены таким образом, что представленная информация имеет единую тематическую линию в обеих предметных областях (английский язык и география). Сделан вывод о том, что интеграция элементов содержания федеральной рабочей программы по географии и по иностранному языку (английский язык) (уровень основного общего образования, 5-6-е классы) имеет значительный потенциал для формирования методологического знания как основы естественнонаучной грамотности обучающихся.
Ключевые слова: естественно-научная грамотность, методологическое знание, коммуникативные умения, умения естественно-научной грамотности, образовательная коммуникация, федеральная рабочая программа по иностранному языку, федеральная рабочая программа по географии, образовательная коммуникация, интегрированный урок
Библиография:
1. Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Заграничная Н.А., Семенова Г.Ю., Ковалева Г.С., Кошеленко Н.Г. Методические рекомендации по формированию естественно-научной грамотности обучающихся 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». URL: https://chrio.cap.ru/Content2021/orgs/GovId_121/estestvennonauchnaya_gramotnostj.pdf (дата обращения: 14.01.2025).
2. Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 80–97.
3. Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2023 // ФИОКО. URL: https://fioco.ru/ (дата обращения: 10.12.2024).
4. Горбатова О.Н. К вопросу о формировании естественно-научной грамотности школьников (опыт анализа результатов диагностических работ) // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). С. 202–205.
5. Ковалева Г.С., Колачев Н.И. Функциональность проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 1 (90). C. 9–32.
6. Морсова С.Г. Методика формирования методологической грамотности школьников в процессе обучения биологии: 5–9 классы: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2022. 168 с.
7. Формирование функциональной грамотности школьников: Новые дидактические решения / науч. ред. И.Ю. Тарханова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. 235 с.
8. Комаров Б.А. Формирование и использование методологического компонента школьного физического образования // Физика в системе современного образования (ФССО-2023): материалы XVII Междунар. конф., Санкт-Петербург, 27–30 июня 2023 года. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2023. С. 666–671.
9. Федеральная рабочая программа основного общего образования. География (базовый уровень) // Единое содержание общего образования. URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ (дата обращения: 10.12.2024).
10. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Иностранный язык (базовый уровень) // Единое содержание общего образования. URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ (дата обращения: 10.12.2024).
11. Pozdeeva S.I. Participation of Primary School Teachers in Educational Innovations as the Groundwork for Their Professional Development: Organization and Management // Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. LKTI 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing / eds. Filchenko A., Anikina Z., Springer, Cham. 2018. Vol. 677. https://doi.org/10.1007/978-3-319-67843-6_4
12. Барабанов В.В., Жеребцов А.А. Особенности разработки заданий по географии для оценки функциональной грамотности в образовательном процессе // Педагогические измерения. 2020. № 2. С. 51–59.
13. Ямщикова Д.С. Контекстные задания по биологии как средство формирования естественно-научной грамотности обучающихся 7–9 классов // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. С. 22–28.
14. Заграничная Н.А. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников на основе научного метода познания // Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: сб. докл. IX Междунар. науч.-практ. конф. «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». М., 2018. Т. 1. С. 197–206.
15. Беловолова Е.А., Рогова О.А. Организация исследовательской деятельности обучающихся по географии во внеурочной работе // Наука и школа. 2023. № 3. С. 246–252.
16. Беликова Р.М., Новолодская Е.Г. Развитие естественно-научной грамотности обучающихся средствами дополнительного образования // Педагогическая перспектива. 2022. № 1 (5). С. 57–63.
17. Янакиева Е.К. Технологическая модель преподавания методологических знаний в процессе обучения географии (8 класс) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 1-2. С. 184–194.
18. Шимко Е.А. Возможности модельного подхода при формировании естественно-научной грамотности учащихся // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 2-2. С. 46–50.
19. Bezukladnikov K., Kruze B., Zhigalev B. Training a Pre-service Foreign Language Teacher Within the Linguo-Informational Educational Environment // The International Conference Going Global through Social Sciences and Humanities. Springer, Cham, 2019. P. 3–14.
20. Kolb D.A. Experiential learning: Experience as the source of learning and development. FT press, 2014. 390 p.
21. Попков В.Н. Научно-исследовательская деятельность: учеб. пособие. Омск: Изд-во СибГУФК, 2007. 332 с.
22. Гончарова М.А., Львовский В.А., Решетникова Н.В. Задачно-проблемный подход в обучении. Барнаул: КГБУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова», 2019. 304 с.
23. Солодухина Н.Н. Применение моделирования в обучении географии в условиях реализации ФГОС основного общего образования // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2016. № 4 (24). С. 100–107.
24. Перминова Л.М. Современная дидактика: от Коменского до наших дней (философско-педагогические аспекты современной дидактики). М.: МИОО, 2015. 272 с.
25. Формирование и оценка естественно-научной грамотности обучающихся основной школы: учебно-метод. пособие / О.Н. Горбатова, Н.А. Ликарь, С.В. Панкратова, И.Н. Стукалова, А.А. Шорина. Барнаул: Изд-во ООО «АЗБУКА», 2023. 200 с.
26. Авдоньев Е.Я. Графические модели – начало науки технического творчества // Строительство и техногенная безопасность. 2014. № 50. С. 25–28.
27. Shtern O.V., Pozdeeva S.I. Organization of Educational Communication for Primary School Students with Different Educational Needs as the Way to Achieve Meta-subject Results while Teaching a Foreign Language Communication // Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives. IEEHGIP 2022 / ed. Z. Anikina. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Vol. 499. P. 184–196. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-11435-9_20
28. Shtern, O.V., Pozdeeva, S.I. Designing Effective Collaborative Work Between Primary School Students with Various Educational Needs: The Case of a Russian School // Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives. IEEHGIP 2022 / eds. Z. Anikina. Lecture Notes in Networks and Systems, Springer, Cham. Vol. 131. https://doi.org/10.1007/978-3-030-47415-7_4
Выпуск: 5, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 97 — 109
Скачиваний: 165




