Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 06.12.2025
Главная Выпуски журнала 2025 Год Выпуск №5 Система профессиональной подготовки учителей иностранных языков в университетах Индии: риски и проблемы функционирования
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Система профессиональной подготовки учителей иностранных языков в университетах Индии: риски и проблемы функционирования

Беловецкая Лина Эдуардовна

DOI: 10.23951/1609-624X-2025-5-175-183

Информация об авторе:

Беловецкая Л.Э., кандидат педагогических наук, доцент, Северодонецкий технологический институт (филиал) ЛГУ им. В. Даля (пр-кт Советский, 59а, Северодонецк, Луганская Народная Республика, Россия, 293401). E-mail: linabelovetskaia@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3360-687X; SPIN-код: 2658-6094

Анализируются основополагающие законодательные предложения и программы, реализуемые с целью подготовки учителей английского языка в Индии. Целью статьи является освещение структуры, свойств, элементов, компонентов, признаков и принципов системы подготовки учителей иностранных языков в Индии. В исследовании применен метод системного анализа. На основе анализа нормативно-правовых актов и образовательных политик выделены основные направления реформ, включая стандартизацию программ подготовки, повышение квалификации педагогов, внедрение современных технологий и международное сотрудничество. Особое внимание уделено Национальной политике в области образования (NEP) 2020, Закону о праве на образование (RTE) 2009, а также деятельности Национального совета по подготовке учителей (NCTE) и Национального совета по образовательным исследованиям и обучению (NCERT), Государственного совета по исследованиям и подготовке кадров в области образования (SCERT). Компонентами системы профессиональной подготовки учителей иностранного языка являются целевой, ценностный, нормативно-правовой, организационно-процессуальный, содержательный, оценочно-результативный и концептуальный. Представлен анализ текущих недостатков системы обучения иностранным языкам, описаны риски и проблемы функционирования системы обучения иностранным языкам в Индии. Сделан вывод о том, что подготовка учителей иностранных языков в Индии имеет глубокое значение, выходящее за рамки узкопрофессионального обучения и затрагивающее вопросы познания, межкультурного взаимодействия, личностного развития и социального прогресса. Обозначены основные факторы, которые определяют значимость качественной подготовки будущих учителей иностранных языков в Индии: «социального лифта», глобализации, стремления к нормативному варианту английского. В заключение отмечается, что образовательная языковая политика Индии направлена на баланс между сохранением культурного наследия, поддержкой многоязычия и подготовкой граждан к участию в глобальном мире.

Ключевые слова: Индия, английский язык, учитель иностранных языков, глобализация, профессиональная подготовка, стандартный английский, система

Библиография:

1. Рягузова Е.В., Черняева Т.И. Смысловые коды современной профессии «учитель»: инварианты и инновации // Известия Саратовского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, № 2. С. 203–210.

2. Mandavkar P. Role of Languages in National Education System of India // SSRN Electronic Journal. 2023. P. 6.

3. Шаркова В.Ю. Система образования в Индии // Научные исследования и современное образование: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 21 июня 2019 г. Чебоксары: Интерактив плюс, 2019. С. 52–54.

4. Волков Ю.А., Пашковская Н.Д., Савельева М.Н., Фомичева Д.А. Английский язык в Индии: Система образования и национальная идентичность // Управление образованием: теория и практика / Education Management Review. 2023. Т. 13, № 10-2. С. 287–296.

5. National Education Policy 2020. Ministry of Human Resource Development, Government of India. URL: https://www.education.gov.in/sites/upload_files/mhrd/files/NEP_Final_English_0.pdf (дата обращения: 05.02.2024).

6. Аксютенкова Л.Г. Высшее образование в Индии: новая национальная политика в области образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-indiinovaya-natsionalnaya-politika-v-oblasti-obrazovaniya (дата обращения: 16.02.2025).

7. National Professional Standards for Teachers. 2021. URL: https://ncte.gov.in/WebAdminFiles/DocMarquee/0_17_11_2021_637727476760088901.pdf (дата обращения: 09.02.2025).

8. National Council for Teacher Education. 2009. URL: https://ncte.gov.in/Website/PDF/NCFTE_2009.pdf (дата обращения: 15.02.2025).

9. The Right to Education Act (RTE). 2009. URL: https://dsel.education.gov.in/rte (дата обращения: 18.01.2025).

10. FICCI Higher Education Summit. 2013. Higher Education in India: Vision 2030. Federation of Indian Chambers of Commerce and Industry, New Delhi. URL: https://indiamoocs.wordpress.com/wp-content/uploads/2014/01/ficci-e-y-vision-2030.pdf (дата обращения: 09.02.2025).

11. Central Board of Secondary Education (CBSE). URL: https://cbseacademic.nic.in/ (дата обращения: 09.02.2025).

12. Kapur R. Agencies of Teacher Education. 2018. URL: https://www.researchgate.net/publication/329528111_Agencies_of_Teacher_Education (дата обращения: 09.02.2025).

13. Кагарманова Д. Система обучения в Индии: традиции и инновации // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2023. № 2 (12). С. 79–85.

14. Умеренков С.Ю. Учитель иностранных языков в парадигме иноязычного образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 2 (38). С. 120–127.

15. Aparna K. Cuture and Challenges of Teacher Education Programme in India in the Context of NEP 2020 // Journal of Emerging Technologies and Innovative Research (JETIR). 2020. Vol. 7, Issue 12. P. 36–43.

16. Прошина З.Г. Обучение западноевропейским языкам с поворотом на Восток: что это предполагает? // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 4. С. 68–83.

17. Радченко Л.Р. Становление и развитие высшего образования в Индии: дис. … д-ра пед. наук. Ульяновск, 2020. 480 с.

18. Vijayasai R. The Importance Of Foreign Language Courses For India. 2020. URL: https://www.ndtv.com/opinion/why-indianeeds-many-foreign-language-universities-2295609 (дата обращения: 08.02.2025).

19. Wright T. Doing language awareness: issues for language study in language teacher education // Language in Language Teacher Education. 2003. P. 113–131.

belovetskaya_lina_eduardovna_175_183_5_241_2025.pdf ( 503.35 kB ) belovetskaya_lina_eduardovna_175_183_5_241_2025.zip ( 496.29 kB )

Выпуск: 5, 2025

Серия выпуска: Выпуск № 5

Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Страницы: 175 — 183

Скачиваний: 175

Для цитирования:


© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ