Система профессиональной подготовки учителей иностранных языков в университетах Индии: риски и проблемы функционирования
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-5-175-183
Анализируются основополагающие законодательные предложения и программы, реализуемые с целью подготовки учителей английского языка в Индии. Целью статьи является освещение структуры, свойств, элементов, компонентов, признаков и принципов системы подготовки учителей иностранных языков в Индии. В исследовании применен метод системного анализа. На основе анализа нормативно-правовых актов и образовательных политик выделены основные направления реформ, включая стандартизацию программ подготовки, повышение квалификации педагогов, внедрение современных технологий и международное сотрудничество. Особое внимание уделено Национальной политике в области образования (NEP) 2020, Закону о праве на образование (RTE) 2009, а также деятельности Национального совета по подготовке учителей (NCTE) и Национального совета по образовательным исследованиям и обучению (NCERT), Государственного совета по исследованиям и подготовке кадров в области образования (SCERT). Компонентами системы профессиональной подготовки учителей иностранного языка являются целевой, ценностный, нормативно-правовой, организационно-процессуальный, содержательный, оценочно-результативный и концептуальный. Представлен анализ текущих недостатков системы обучения иностранным языкам, описаны риски и проблемы функционирования системы обучения иностранным языкам в Индии. Сделан вывод о том, что подготовка учителей иностранных языков в Индии имеет глубокое значение, выходящее за рамки узкопрофессионального обучения и затрагивающее вопросы познания, межкультурного взаимодействия, личностного развития и социального прогресса. Обозначены основные факторы, которые определяют значимость качественной подготовки будущих учителей иностранных языков в Индии: «социального лифта», глобализации, стремления к нормативному варианту английского. В заключение отмечается, что образовательная языковая политика Индии направлена на баланс между сохранением культурного наследия, поддержкой многоязычия и подготовкой граждан к участию в глобальном мире.
Ключевые слова: Индия, английский язык, учитель иностранных языков, глобализация, профессиональная подготовка, стандартный английский, система
Библиография:
1. Рягузова Е.В., Черняева Т.И. Смысловые коды современной профессии «учитель»: инварианты и инновации // Известия Саратовского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, № 2. С. 203–210.
2. Mandavkar P. Role of Languages in National Education System of India // SSRN Electronic Journal. 2023. P. 6.
3. Шаркова В.Ю. Система образования в Индии // Научные исследования и современное образование: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 21 июня 2019 г. Чебоксары: Интерактив плюс, 2019. С. 52–54.
4. Волков Ю.А., Пашковская Н.Д., Савельева М.Н., Фомичева Д.А. Английский язык в Индии: Система образования и национальная идентичность // Управление образованием: теория и практика / Education Management Review. 2023. Т. 13, № 10-2. С. 287–296.
5. National Education Policy 2020. Ministry of Human Resource Development, Government of India. URL: https://www.education.gov.in/sites/upload_files/mhrd/files/NEP_Final_English_0.pdf (дата обращения: 05.02.2024).
6. Аксютенкова Л.Г. Высшее образование в Индии: новая национальная политика в области образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-indiinovaya-natsionalnaya-politika-v-oblasti-obrazovaniya (дата обращения: 16.02.2025).
7. National Professional Standards for Teachers. 2021. URL: https://ncte.gov.in/WebAdminFiles/DocMarquee/0_17_11_2021_637727476760088901.pdf (дата обращения: 09.02.2025).
8. National Council for Teacher Education. 2009. URL: https://ncte.gov.in/Website/PDF/NCFTE_2009.pdf (дата обращения: 15.02.2025).
9. The Right to Education Act (RTE). 2009. URL: https://dsel.education.gov.in/rte (дата обращения: 18.01.2025).
10. FICCI Higher Education Summit. 2013. Higher Education in India: Vision 2030. Federation of Indian Chambers of Commerce and Industry, New Delhi. URL: https://indiamoocs.wordpress.com/wp-content/uploads/2014/01/ficci-e-y-vision-2030.pdf (дата обращения: 09.02.2025).
11. Central Board of Secondary Education (CBSE). URL: https://cbseacademic.nic.in/ (дата обращения: 09.02.2025).
12. Kapur R. Agencies of Teacher Education. 2018. URL: https://www.researchgate.net/publication/329528111_Agencies_of_Teacher_Education (дата обращения: 09.02.2025).
13. Кагарманова Д. Система обучения в Индии: традиции и инновации // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2023. № 2 (12). С. 79–85.
14. Умеренков С.Ю. Учитель иностранных языков в парадигме иноязычного образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 2 (38). С. 120–127.
15. Aparna K. Cuture and Challenges of Teacher Education Programme in India in the Context of NEP 2020 // Journal of Emerging Technologies and Innovative Research (JETIR). 2020. Vol. 7, Issue 12. P. 36–43.
16. Прошина З.Г. Обучение западноевропейским языкам с поворотом на Восток: что это предполагает? // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 4. С. 68–83.
17. Радченко Л.Р. Становление и развитие высшего образования в Индии: дис. … д-ра пед. наук. Ульяновск, 2020. 480 с.
18. Vijayasai R. The Importance Of Foreign Language Courses For India. 2020. URL: https://www.ndtv.com/opinion/why-indianeeds-many-foreign-language-universities-2295609 (дата обращения: 08.02.2025).
19. Wright T. Doing language awareness: issues for language study in language teacher education // Language in Language Teacher Education. 2003. P. 113–131.
Выпуск: 5, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 175 — 183
Скачиваний: 175




