Дискурсивная обусловленность концептообразования в авторской картине мира (на материале сатирических текстов М.М. Жванецкого)
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-6-7-19
Лингводискурсивный анализ в современной лингвистической парадигме приобретает когнитивную направленность, что позволяет решать вопросы соотношения и взаимодействия содержания текста и ключевых смыслов, структурирующих картину мира писателя. Сатирический текст является жанровой разновидностью сатиры как особого способа осмысления отдельных фрагментов реальной действительности. Это обусловливает специфичную роль дискурсивных факторов в формировании концептуального содержания картины мира писателя-сатирика. Практическая значимость настоящего исследования связана с возможностью понимания механизмов концептообразования в рамках идиостиля писателя и специфики сатирического дискурса как вида речевого взаимодействия. Цель статьи – осмысление роли социокультурного контекста в формировании концептуальных смыслов в картине мира М. Жванецкого на основе анализа его сатирических текстов. Актуальность и научная новизна исследования обусловлена необходимостью моделирования языковой картины мира известного писателя-сатирика – еще не решенной в лингвистике задачи. На основе анализа языковой ткани сатирических текстов исследуется представленность универсальной концептуальной оппозиции СВОЙ – ЧУЖОЙ в картине мира М.М. Жванецкого. Функционирование универсальной концептуальной оппозиции СВОЙ – ЧУЖОЙ в индивидуально-авторском понимании обусловлено репрезентацией ее компонентов в контексте аксиологической системы М. Жванецкого. Делается вывод о репрезентации компонентов концептуальной оппозиции в картине мира автора в двух срезах – социальном и национальном. Основным языковым средством репрезентации концепта СВОЙ в сатирических текстах М. Жванецкого является местоимение мы во всем многообразии его грамматических форм, что позволяет говорить о совпадении ценностных установок автора с ценностными установками социума и нации. Языковыми средствами репрезентации концепта ЧУЖОЙ в сатирических текстах автора являются лексемы, сигнификативное значение которых соотносится со сферой общественно-политических отношений и реалиями исторического прошлого современного автору государства. В результате анализа делается вывод о многослойности и дискурсивной обусловленности концептуальных образований, наполняющих содержание авторской картины мира. Лингвоаксиологический анализ сатирических текстов М. Жванецкого позволяет выявить аксиологические доминанты в авторской картине мира. Высшими ценностями для писателя являются чувство внутренней свободы, порядочность и честность как человеческие характеристики, глубокая связь с родиной и соотечественниками, нравственные ориентиры которых соотносятся с аксиологической системой автора.
Ключевые слова: русская сатирическая проза, авторская картина мира, дискурс, концепт, сатирический текст, М.М. Жванецкий
Библиография:
1. Луков В.А., Федотов О.И. Сатира // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 312‒316.
2. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. М., 2001. 270 с.
3. Арутюнова Н.Д. Дискурс // ЛЭС / под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990. 685 с.
4. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. М.: Наука, 1988. 216 с.
5. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика: учебное издание. М.: АСТ: «Восток-Запад», 2007. 314 с.
6. Пименова М.В. Предисловие // Введение в когнитивную лингвистику / под ред. М.В. Пименовой. Кемерово, 2004. Вып. 4. 208 с.
7. Драчева С.И. Экспериментальное исследование вербального содержания этнической концептуальной системы // Текст: структура и функционирование. Вып. 2. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1997. С. 60‒64.
8. Мамматов Г.М. Концепция музыки К.Д. Бальмонта и ее воплощение в книге стихов «Дар земле» // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 498. С. 47–58. doi: 10.17223/15617793/498/6
9. Корнеев А.В. Мифологический мотив чуда в драматических произведениях Даниила Хармса // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 489. С. 16–24. doi: 10.17223/15617793/489/2
10. Трач А.С. Феномен М.М. Жванецкого: жанровый и прагмалингвистический аспекты: дис. ... канд. филол. наук. Таганрог, 2007. 185 с.
11. Карпова А.М. Экспрессивная лексика как средство выразительности в творчестве М.М. Жванецкого // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2020. № 3 (32). С. 112–114.
12. Фефелова Г.Г. Языковые приемы комического как особенности идиостиля М. Задорнова и М. Жванецкого // Теоретические и практические проблемы развития современной гуманитарной науки: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Башкирский гос. ун-т, 2020. С. 161–166.
13. Гуляева А.А. Роль неполных предложений в создании эффекта комического в художественных произведениях М.М. Жванецкого // Студенческий вестник. 2021. № 23-1 (168). С. 25–27.
14. Колесниченко Е.Л., Габидуллина А.Р. Парадоксальные высказывания в произведениях М. Жванецкого // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2013. № 1. С. 54–65.
15. Стихина М.А. Особенности применения переводческих трансформаций при переводе афоризмов (на материале произведений М.М. Жванецкого и С. Фрая) // Актуальные вопросы филологической науки ХХI века: сб. ст. по материалам III Всерос. науч. конф. молодых ученых: в 2 ч. / под общ. пед. Ж.А. Храмушиной, А.С. Поршневой, Л.А. Запеваловой, А.А. Ширшиковой. Екатеринбург: Уральский федеральный ун-т, 2013. С. 324–329.
16. Лаврова С.Ю., Бочкарева Ю.Ю. Концепты «ум» и «глупость» в современном русском юмористическом дискурсе (на материале текстов М. Жванецкого и «Comedy club») // Вестник Череповецкого государственного университета. 2009. № 3 (22). С. 31–36.
17. Карасик В.И. Семиотика размышлений М.М. Жванецкого // Коммуникативные исследования. 2024. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semiotika-razmyshleniy-m-m-zhvanetskogo (дата обращения: 20.03.2025).
18. Кубасов А.В. Соцяз в тексте М.М. Жванецкого как отражение менталитета советского человека // Политическая лингвистика. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsyaz-v-tekste-m-m-zhvanetskogo-kak-otrazhenie-mentaliteta-sovetskogo-cheloveka (дата обращения: 20.03.2025).
19. Жванецкий М.М. Собрание произведений в пяти томах. WebKniga. Т. 1: Шестидесятые. 167 с.; Т. 2: Семидесятые. 239 с.; Т. 3: Восьмидесятые. 272 с.; Т. 4. Девяностые: 239 с.; Т. 5: Двадцать первый век. 201 с.
20. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академ. проект, 2004. 992 с.
21. Попова А.Д. «Когда же она кончится, эта руководящая власть КПСС?»: образ власти в сознании советских людей во времена перестройки // Новый исторический вестник. 2015. № 1 (43). С. 68–80.
22. Интервью М. Жванецкого В. Познеру 21.08.2019 // Познер Online. URL: https://pozneronline.ru/2019/08/26194 (дата обращения: 23.02.2025).
23. «Я хочу попросить у вас прощения»: как Борис Ельцин ушел в отставку с поста президента // Родина. URL: https://rodina-history.ru/2024/12/31/ia-hochu-poprosit-u-vas-proshcheniia-kak-boris-elcin-ushel-v-otstavku-s-posta-prezidenta.html (дата обращения: 28.02.2025).
24. Интервью М. Жванецкого телеведущему Андрею Максимову // Аргументы и факты. 2017. № 27. Зачем России столько чиновников? URL: https://aif.ru/culture/person/zhratva_est_eto_glavnoe (дата обращения: 01.03.2025)
25. Дежурный по стране // Жванецкий.ру. URL: http://www.jvanetsky.ru/data/text/vs/dejurnyi51/ (дата обращения: 15.03.2025).
Выпуск: 6, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 7 — 19
Скачиваний: 93




