Смешанный и гибридный форматы обучения иностранным языкам в современных образовательных реалиях
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-6-174-182
Статья посвящена всестороннему анализу современных форматов обучения иностранным языкам и описанию практического опыта внедрения в учебный процесс образовательной платформы EnglishProUni, разработанной на базе Томского государственного университета. В условиях стремительной трансформации современного образования и автоматизации многих профессий студенты сегодня ожидают не просто усвоения новых знаний, но и понимания того, как эффективно применять их в контексте личностного и профессионального развития. В связи с этим эффективное обучение в рамках гибридной модели требует переосмысления традиционных методов и технологий, а также активного вовлечения студентов в каждый учебный кейс. В статье подробно рассматриваются современные методики обучения иностранным языкам, включая аудиолингвальный, аудиовизуальный, коммуникативный и лексический подходы, а также инновационные форматы, такие как «перевернутое» обучение и использование аутентичных материалов. Особое внимание уделяется интеграции цифровых технологий и онлайн-платформ, которые создают интерактивную и адаптивную образовательную среду, способствующую развитию самостоятельности и мотивации студентов. Платформа EnglishProUni реализует аудиолингвальный подход с использованием информационных модулей и тренировочных упражнений, что позволяет эффективно сочетать аудиторные занятия с самостоятельной работой. Кроме того, в статье анализируются современные тренды в обучении, включая применение искусственного интеллекта для персонализации учебного процесса, формат «стади-бадди» (учебные пары), а также возможности онлайн-платформ для повышения вовлеченности и эффективности усвоения языка. Представлен сравнительный анализ традиционных и гибридных моделей обучения, выявлены преимущества и вызовы внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Исследование демонстрирует, что использование платформы EnglishProUni способствует развитию практических коммуникативных навыков и соответствует современным требованиям рынка труда и образовательных стандартов, открывая новые перспективы для обучения иностранным языкам в вузах.
Ключевые слова: смешанный формат обучения, гибридный формат обучения, образовательная платформа, иноязычная среда
Библиография:
1. Королева Н.А., Малышева Н.В. Гибридная модель обучения в высшем образовании: вызовы и перспективы // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 45–67.
2. Суханова Е.А., Клягин А.В., Ананьев Б.Г. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию: аналитический доклад. М., 2021. 48 с.
3. EnglishProUni. URL: https://englishprouni.com (дата обращения: 05.04.2025).
4. Ананьев Б.Г. Психология индивидуальности. М.: Смысл, 2005. 368 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
6. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – шаг к единому языку науки. М.: Прогресс, 1973. 236 с.
7. Роджерс К. Становление личностью. М.: Республика, 1994. 224 с.
8. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996. 176 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. 144 с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
11. Эльконин Д.Б. Введение в психологию. М.: Просвещение, 1962. 256 с.
12. Richards J. C., Rodgers T.S. Approaches and Methods in Language Teaching. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 416 p.
13. Thornbury S. How to Teach Vocabulary. Harlow: Pearson Education Limited, 1999. 144 p.
14. Мартынова Ю.В. Методические особенности использования гибридного обучения в условиях пандемии // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022. Т. 11, № 2. С. 21–26.
15. Linder K.E. Fundamentals of hybrid teaching and learning // New Directions for Teaching and Learning. 2017. Vol. 2017, № 149. P. 11–18.
16. Bernard R.M., Abrami P.C., Suvorov R.A. A meta-analysis of blended learning and technology use in higher education: From the general to the applied // Journal of Computing in Higher Education. 2014. Vol. 26. P. 87–122
17. Клягин А.В., Суханова Е.А., Якиманская И.С. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии // Современная аналитика образования. 2020. № 36, Т. 6. С. 89–97.
18. Клягин А.В., Макарьева А.Ю. Кейсы быстрых реакций вузов в период пандемии // Современная аналитика образования. Express-выпуск. М., 2020. № 4. URL: https://ioe.hse.ru/sao_universitycases?ysclid=mfmgmla79w255998058 (дата обращения: 05.04.2025).
19. Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343, [1] с. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf?ysclid=mfmhv32fjv967520079 (дата обращения: 05.04.2025).
20. Нагель О.В., Ли Б.В. Виртуальные собеседники при формировании коммуникативного навыка диалогической речи на иностранном языке // Язык и культура. 2022. № 59. С. 254–270.
21. Saichaie K. Blended, flipped, and hybrid learning: Definitions, developments, and directions // New Directions for Teaching and Learning. 2020. Vol. 2020, № 164. P. 95–104
22. Zhang R., Zou D. Types, purposes, and effectiveness of state-of-the-art technologies for second and foreign language learning // Computer Assisted Language Learning. 2022. Vol. 35, № 4. P. 696–742.
23. Nation P. Learning Vocabulary in Another Language. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 447 p.
Выпуск: 6, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ
Страницы: 174 — 182
Скачиваний: 71




