Изучение русской литературы в начальной школе Монголии
DOI: 10.23951/1609-624X-2025-6-183-190
В статье рассматриваются вопросы реформирования образовательной системы Монголии, касающиеся внедрения новой основной программы образования и актуализации учебников. Определены особенности формирования навыков чтения у монгольских обучающихся в условиях интеграции учебных предметов «Литературное чтение» и «Монгольский язык». Обзор учебников «Монгольский язык» за 1–5-й классы позволил определить круг включенных в них текстов русского фольклора и художественной литературы. Содержание учебников позволяет предположить, что методика обучения монгольскому языку через чтение текстов, представляющих русское словесное искусство, ориентировано на вовлечение монгольских обучающихся начальной школы в ситуации осмысления ценностей, свойственных другой культуре. Анализ состава текстов русской художественной литературы, предложенных монгольскими специалистами для изучения в начальной школе, позволяет утверждать, что критериями отбора стали, во-первых, соответствие поэтики и проблематики текстов возрастным особенностям восприятия текстов, во-вторых, их воспитательный потенциал. Включенные в учебники произведения соотносятся с кругом чтения российских дошкольников и младших школьников (сказки «Репка», «Колобок», «Лиса и козел», тексты детских писателей и поэтов: Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, А.И. Куприна, С.Я. Маршака, Н. Носова, В.А. Сухомлинского). В большинстве произведений центральные персонажи – дети, что важно, так как через близких по возрасту героев методически проще раскрыть характеры русских людей, идеи и ценности другой культуры. Включение в дисциплину «Монгольский язык», совмещающую в себе лингвистику и литературное чтение, инокультурных произведений способствует расширению картины мира монгольских детей. Обращение к текстам русского фольклора и литературы демонстрирует значимость для монгольского начального образования выстраивания межкультурных связей с Россией. Вместе с тем соотношение текстов с темами позволяет увидеть, что изучение русского фольклора и литературы связано с развитием метапредметных навыков у обучающихся.
Ключевые слова: реформы образовательной системы Монголии, начальное образование, учебник «Монгольский язык», содержание образования, русская литература
Библиография:
1. Ушаков Д.В. Современные тенденции развития монгольской системы образования (часть 1) // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 81-93. DOI 10.15372/PHE20180408
2. Тарасова Н.В., Кулаков А.Е. Современные тенденции мировой образовательной системы // Школьные технологии. 2015. № 1. С. 3–12.
3. Мировые тренды образования в российском контексте – 2024 (результаты исследования). URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/2024/?ysclid=mg8tylu5vv206910777 (дата обращения: 02.10.2025).
4. Наваанзоч Х. Цэдэв, Мунхбат Д., Баттөр С., Бямбахишиг Д. Глобализация и образование в Монголии // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. 2020. № 10. С. 147–153.
5. Наваанзоч Х. Цэдэв, Нямаа Цогзолмаа Нетрадиционные религии и система образования Монголии // Современные этнические процессы на территории Центральной Азии: проблемы и перспективы: сб. материалов II Междунар. науч.практ. конф., посвящ. 25-летию со дня образования исторического факультета Тувинского гос. ун-та. Кызыл: Изд-во Тувинского гос. ун-та, 2019. С. 201–204.
6. Цэвээн Ц. Боловсрол (Образование). Улаанбаатар, 1990. № 2. 108 с.
7. Бүрэн дунд боловсролын сургалтын цөм хөтөлбөрийг сайжруулсан хоер дахь хэвлэл / Боловсрол, соел, шинжлэх ухаан, спортын яам., Боловсролын хүрээлэн. УБ., 2019. 298 х.
8. Леонтьев Э.П., Улзийжаргал Х. Монгольская сельская школа: проблемы и перспективы // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2023. № S2-1 (45). С. 85–90.
9. Леонтьев Э.П. Использование прецедентных текстов на занятиях по РКИ в монгольской аудитории // Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве: сборник материалов Международного научного конгресса: в 3 ч. Москва, 6–10 декабря 2021 г. / М.Н. Русецкая (гл. ред.), М.А. Осадчий (отв. ред.). М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2021. Ч. II. С. 15–18.
10. Литературное чтение. Реализация требований ФГОС начального общего образования: методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова, М.В. Рожкова, Е.Е. Никитина; под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Институт стратегии развития образования, 2023. 94 с.
11. Монгол хэл II: Ерөнхий боловсролын сургуулийн 2 дүгээр ангийн сурах бичиг / Г. Бямбацэрэн, ба бус; ред. О. Лхагвасүрэн. УБ, 2020. 152 х.
12. Вахитова Г.Х., Леонтьев Э.П., Батсуурь А. Современное состояние предшкольного образования в России и Монголии // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 162–171. DOI 10.23951/2307-6127-2021-3-162-171
13. Галбаатар Д. Загдын Түмэнжаргал Монголын утга зохиолын нэг том давалгаа юм. URL: https://www.sonin.mn/news/culture/89803 (дата обращения: 02.10.2025).
14. Монголын уран зохиолын өнөөгийн төрх хэвтэрийн өвчтөн шиг байна. URL: https://news.mn/r/2070526/ (дата обращения: 02.10.2025).
15. Энхтайван Н. Хүүхдийнхээ оюун ухааныг өлсгөлөн байлгаж болохгүй. URL: https://itoim.mn/article/l7tua/20179 (дата обращения: 02.10.2025).
16. Корман Б.О. О целостности литературного произведения // Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. С. 119–128.
17. PISA-2022: Үндэсний Тайлан Монгол Улс. УБ, 2023. 156 х.
18. Реформы в начальной школе: новый министр образования Монголии меняет подход к обучению детей. URL: https://babr24.com/?IDE=263599 (дата обращения: 02.10.2025).
Выпуск: 6, 2025
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ
Страницы: 183 — 190
Скачиваний: 79




