№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5401 | На конкретном примере обсуждена взаимосвязь общих тенденций в современной науке и специфические черты формирования научной школы по теоретической физике. Ключевые слова: тенденции науки, наука как социальный институт, научная школа | 939 | |||||
5402 | Статья посвящена языковому и этнокультурному генезу генонима тунгусов Гучитский ~ Гучит, который зафиксирован в ревизских описях тунгусского населения Нерчинского уезда и является одним из 12 родовых названий современных хори-бурят Забайкалья. Ключевые слова: геноним Гучит ~ Гучитский, ревизские описи Государственного архива Забайкальского края, Нерчинский уезд, языковая стратификация, этнокультурный генез | 939 | |||||
5403 | Рассматриваются семантико-стилистические аспекты актуализации в региональном медиадискурсе двух смысловых составляющих ключевого концепта «правда» – «правда факта» и «правда мысли». Материалом исследования являются тексты городской газеты «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк), созданные в переломный период истории нашей страны – на границе доперестроечного периода (рассмотрены публикации 1980–1984 гг.) и первого этапа перестройки (март 1985 – январь 1987 г.). Ключевые слова: газетно-публицистический стиль, медиадискурс, концепт, регулятивные средства и структуры, изотопическая цепочка, ассоциативно-смысловой комплекс | 939 | |||||
5404 | Утверждается, что глобализация является современным транзитом, один из существенных признаков которого – трансформация жизненного мира индивида и формирование нового ценностно-нормативного консенсуса посредством означивания глобализационных проектов. Проведен анализ означивания одного из таких проектов – европейско-американского. Анализ выявил, что для преодоления кризиса этого проекта необходимо изменение его либеральной ценностной основы и соответствующее его означивание. Ключевые слова: означивание, глобализация, глобализационный проект, транзит, либеральные ценности | 939 | |||||
5405 | Рассматривается вопрос проявления профессиональной компетенции педагога, определяющей уровень его информационной культуры. Изучены теоретические основы проблемы формирования информационной культуры педагогов в образовательной организации. Дана характеристика таких понятий, как «информационная культура», «организационно-методическое сопровождение», «модель организационно-методического сопровождения формирования информационной культуры педагогов». Представлены примеры изучения профессиональных трудностей педагогов в работе с информационно-коммуникативными технологиями. Предложена методика оценки уровня использования информационно-компьютерных технологий. Разработана модель организационно-методического сопровождения процесса формирования информационной культуры педагогов. Определены компонентный состав и содержание организационно-методического сопровождения как управленческой технологии: диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический, прогностический блоки. Приведены примеры реализации блоков и модулей разработанной модели. Описаны различные методические мероприятия по формированию информационной культуры педагогов в рамках представленной модели. Определены принципы, формы и методы формирования информационной культуры педагога. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, профессиональные компетенции педагога, информационная культура, организационно-методическое сопровождение | 939 | |||||
5406 | Представлен опыт сопоставительного анализа образа лирического героя в русской и французской поэзии символизма в аспекте лексических средств экспликации проблемы жизненных исканий и поиска смысла человеческого существования. Предметом рассмотрения выступает специфика организации единиц лексического уровня, участвующих в создании образа лирического героя в поэтических текстах Ш. Бодлера и А. Блока. Посредством использования лексико-семантического, текстологического анализа и с опорой на словарные данные продемонстрировано, что мятежные герои в стихотворениях известных поэтов воспринимают жизнь сквозь трагедийную эстетику символизма. Проблема жизненных исканий лирических героев Бодлера и Блока представлена в динамике и осуществляется в контексте осмысления философской эстетики символизма в целом, а также с учетом особенностей авторского мировоззрения. Ключевые слова: символизм, Шарль Бодлер, Александр Блок, лирический герой, лексические средства | 939 | |||||
5407 | Введение. Для обеспечения качественно нового уровня отечественного образования и его позиционирования на мировом рынке образовательных услуг необходим пересмотр и анализ инновационной составляющей деятельности преподавателя. Цель исследования. На основе разработки понятия «индивидуальная инновационная траектория преподавателя иностранного языка» помочь преподавателям повысить качество их работы в соответствии с современным уровнем образования. Материал и методы. Материалом для исследования послужили статьи по теме инноваций в области преподавания иностранного языка, а также ответы преподавателей на вопросы онлайн-анкеты. Последние были дополнены результатами индивидуальных собеседований. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке. Результаты и обсуждение. Анализируются эмпирические данные, полученные в результате онлайн-опроса преподавателей иностранного языка вузов и школ центра России для определения их отношения к инновациям, которые подтверждают интерес преподавателей к теме инноваций в профессии. Выявлены факторы, препятствующие внедрению инноваций, основным из которых является высокая загруженность преподавателей. Определена личная степень участия преподавателей в разработке инновационных методов и их позитивное восприятие понятия «индивидуальная инновационная траектория». Выводы. Осознание преподавателем возможности личностного профессионального роста на основе выстраивания и реализации «индивидуальной инновационной траектории» позволит повысить качество и эффективность его работы, будет способствовать его профессиональной и творческой самореализации. Внимательное отношение преподавателей к теме инноваций, критическое осмысление их эффективности и целесообразности внедрения позволят повысить качество научных исследований в данной области. Оптимальное сочетание сильных сторон традиционных методов и возможностей инноваций будет способствовать, с одной стороны, поддержанию устойчивого баланса в системе национального образования, с другой стороны, его стремлению вбирать в себя все самые прогрессивные тенденции. Ключевые слова: инновации в преподавании иностранных языков, индивидуальная траектория преподавателя, традиционные методы обучения, личностный профессиональный рост, инновационная траектория | 939 | |||||
5408 | . | 938 | |||||
5409 | Исследуются вакуумные флуктуации безмассового конформного скалярного поля в пространстве-времени Фридмана-Робертсона-Уокера-Леметра (ФРУЛ). Используется регуляризация раздвижки точек и обсуждается специальное ренормализационное предписание. Представлены приложения к черным дырам и ФРУЛ форме пространству-времени де Ситтера в форме пространства ФРУЛ. Ключевые слова: флуктуации вакуума, черные дыры, температура Хокинга | 938 | |||||
5410 | Рассматриваются особенности эволюции женских образов в романе «Дом в Пасси», а также в дневниковом очерке «Странник», позволяющие проанализировать специфику творческого самоопределения автора в эмиграции. Именно в цикле «Странник» впервые выявляется изменение антропологических оснований женских образов в зайцевской прозе, проявившееся затем в романе «Дом в Пасси», в котором женские образы теряют мистический ореол, мифологическую аллюзивность, философский софиологический контекст, присутствующий в ранней прозе автора. Писатель в романе воспроизводит разные варианты существования женщины в эмиграции. Ключевые слова: литература русского зарубежья, романное творчество Б. К. Зайцева, мужское (женское) начало, эволюция творчества, женские образы, художественная антропология | 938 | |||||
5411 | В рамках аспектной системы преподавания иностранных языков на лингвистических отделениях и факультетах вузов практическая грамматика является отдельной дисциплиной. Однако занятия по практической грамматике могут и должны способствовать развитию дискурсивной компетенции как важнейшей составляющей коммуникативной компетенции. Рассматриваются приемы работы над неличными формами глагола в английском языке, нацеленные на развитие дискурсивных умений и ознакомление студентов с разными типами дискурсов. Ключевые слова: дискурс, компетенция, дискурсивная компетенция, английский язык, грамматика, обучение грамматике, неличные формы глагола | 938 | |||||
5412 | Рассматриваются риторические стратегии аргументативной направленности, реализуемые в президентском дискурсе В. В. Путина и Д. А. Медведева. Эмпирическим материалом являются тексты выступлений российских президентов на пресс-конференциях 2010–2012 гг. Аргументативная деятельность политиков определяется в качестве основы речевого воздействия и главного средства достижения цели в процессе коммуникации с массовой аудиторией. Исследование осуществляется в русле традиций риторической аргументации. На конкретных текстовых примерах рассматриваются приемы, посредством которых репрезентируются риторические аргументативные стратегии разных типов. Делается вывод о сходных и различных чертах идиостиля и идиолексикона анализируемых языковых личностей, проявляемых ими в рамках медиадискурса. Ключевые слова: аргументация, риторическая аргументация, риторическая стратегия, политическая коммуникация, президентский дискурс | 938 | |||||
5413 | Рассматривается вопрос, связанный с разработкой адаптивной системы математической подготовки студентов высших учебных заведений. Изучены концептуальные уровни методологического анализа: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический, образующие сложную соподчиненную систему. В качестве методологической основы исследования рассмотрены идеи системного, синергетического, средового, личностно ориентированного, компетентностного, деятельностного, контекстного, технологического, аксиологического и культурологического подходов. Выявлены и описаны основные функциональные и содержательно-смысловые характеристики подходов, являющиеся методологическим обоснованием для проектирования адаптивной системы математической подготовки студентов вуза. Ключевые слова: математическая подготовка студентов, адаптивная система, методологические подходы, педагогическое проектирование, образовательный процесс, высшее образование | 938 | |||||
5414 | Введение. 2019 год – юбилейный для двух писателей разных эпох: А. С. Пушкина (1799 – 1837) и В. В. Набокова (1899 – 1977). Данное исследование изначально не включало задачу – выявить «сближение» двух писателей, однако анализ мотива ветра привел к результатам, расширяющим уже сложившиеся в литературоведении представления о творческом диалоге Набокова с Пушкиным. Цель – проанализировать мотив ветра/бури в романе В. Набокова «Отчаяние» в соотнесении с культурной традицией. Материал и методы. Мотивный и интертекстуальный анализ с опорой на работы Б. Гаспарова, И. Силантьева. Для понимания функциональности и архетипической семантики мотива ветра/бури значимыми являются исследования К. Нагиной и Е. Никаноровой; среди набоковедческих работ важна прежде всего статья А. Долинина, описавшего принципы использования В. Набоковым пушкинского интертекста в романе «Отчаяние». Результаты и обсуждение. При анализе «Отчаяния» было учтено, что повествовательный мотив часто реализуется в паре с мотивом-анонимом, поэтому в фокусе исследовательского внимания был не только мотив ветра/бури, но и безветрия. Было установлено, что мотив ветра в романе полисемантичен и «работает» на раскрытие основных тем и проблем в романе (определение границ и сущности свободы воли, преступления и наказания), «участвует» в оформлении авторской концепции произведения. Рассматриваемый в романе мотив функционально соотносится с архетипической семантикой образа бури, традиционно воплощающего надличную волю и испытание, условием прохождения которого является прочность нравственных основ личности. В сюжете с имморальным персонажем (а в центре «Отчаяния» – убийца, не испытывающий раскаяния и мук совести) ветер имеет семантику «наказания» (в романе Набокова – «пугающий» ветер, «убийственный сквозняк»). В исследовании выявлено использование Набоковым приема возрастающей градации в оформлении мотива ветра, который сопровождает нравственные метания Германа, превращаясь в бурю в момент финального отчаяния. Безветрие же возникает в кульминационных точках сюжета (убийства мнимого двойника и чтения Германом своей, должной оправдать, но разоблачившей его бездарность, «повести»). Анализ мотива ветра позволил выявить в качестве значимого интертекста в романе пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Финал «Отчаяния» соотносится с итогом сказки: персонаж, пожелавший стать «деспотом» не только своего бытия, но и жизни других, остался «у разбитого корыта». Заключение. Проведенное исследование позволило расширить представления об интертекстуальных связях романа В. Набокова, уточнить авторскую концепцию преступления и наказания в «Отчаянии». Ключевые слова: В. Набоков, А. С. Пушкин, литература русской эмиграции, мотив ветра/бури, интертекстуальность | 938 | |||||
5415 | Работа является кратким обзором применения калибровочно-инвариантных методов построения однопетлевого эффективного действия для суперсимметричных калибровочных моделей, заданных на деформированном N = 1/2 суперпространстве. Техника нахождения эффективного действия основана на использовании явно ковариантных методов, таких как метод фонового поля и техника собственного времени, сформулированных на неантикоммутативном суперпространстве. В качестве применения общей конструкции проводится точное вычисление однопетлевого эффективного действия деформированной модели Янга–Миллса. Ключевые слова: суперсимметричная теория поля, деформированное суперпространство, неантикоммутативная теория | 937 | |||||
5416 | Освещается проблема множественного отрицания в сибирских языках на примере некоторых восточных, ваховского и васюганского, диалектов хантыйского и южных диалектов селькупского языков. В начале статьи ведется обсуждение теоретических моментов простого и множественного отрицания, а также некоторых особых вопросов теории. Затем, для каждого языка в отдельности, обсуждаются маркеры и стратегии отрицания: стандартное, императивное, бытийное отрицание при местоимениях и наречиях, отрицательные модальные глаголы, морфологическое отрицание, отрицание под влиянием русского языка. На основе проведенного исследования были выявлены стратегии единичного и множественного отрицания. В конце статьи ведется сравнение стратегий отрицания в двух языках и подводятся итоги. Ключевые слова: исчезающие сибирские языки, множественное отрицание, типология | 937 | |||||
5417 | Публикуются результаты исследования материалов из жилища на раскопе № 9 комплекса археологических памятников Торопово-7, расположенного в долине среднего течения р. Касьмы на территории Кузнецкой котловины. Приводится описание и характеристика материалов раскопок жилища, которое по конструктивным особенностям интерпретируется как полуземлянка. Осуществлен поиск аналогичных материалов на Торопово-7, в долине р. Касьмы и в Кузнецкой котловине и проведен сравнительный анализ этих вещественных источников. Исследуемое жилище датируется периодом развитого Средневековья (XI–XIV вв.) и относится к числу объектов шандинской археологической культуры, отождествляемой с культурой тюркоязычных кочевников-скотоводов Восточного Дешт-и-Кыпчак. Ключевые слова: Кузнецкая котловина, Торопово-7, развитое Средневековье, кочевники, раскоп, жилище, керамический сосуд, костяное изделие, зооархеологический комплекс | 937 | |||||
5418 | Введение. Комический афоризм рассматривается обычно в рамках пародийных форм, хотя его жанровый потенциал намного шире. Комический афоризм как жанровая форма относится к числу сверхмалых жанров, получающих в России широкое распространение в сатирико-юмористических журналах и играющих особо важную роль в периоды массового интереса к изданиям такого типа. Целью настоящей работы является определение места и функций афоризма в русской сатире 1905–1907 гг., выявление художественных особенностей и типологических видовых характеристик афоризмов в данный период, что позволяет сделать общие теоретические и историко-литературные заключения, касающиеся комического афоризма как жанровой формы. Материалы и методы. Методика исследования базируется на фронтальном исследовании доступного корпуса источников – сатирико-юмористических изданий 1905–1907 гг. В работе анализируется комический афоризм как самостоятельная жанровая форма, т. е. высказывание с соответствующей авторской жанровой интенцией. Историкотипологический и историко-функциональный подходы позволяют выявить роль контекста в поэтике сатирического афоризма, а структурный анализ – основные модели построения афоризма и подборки афоризмов. Результаты и обсуждение. Комический афоризм встроен в систему комических жанров как функционально, так и концептуально. Выраженное в форме афоризма мнение диктуется как авторитетное и рациональное. Афоризм позволяет добиться максимально высокого уровня обобщения, сатирической типизации минимальными средствами за счет самой жанровой формы и ее конвенционального восприятия. Контекст играет важнейшую роль: авторская интенция требует соответствующей читательской рецепции. В большинстве случаев жанровая форма афоризмов в журналах 1905–1907 гг. была зафиксирована, т. е. жанровая установка выражалась в данном автором или редакцией жанровом определении, которое задавало соответствующее читательское восприятие. Еще одной формой фиксации является декларированная связь с соответствующей литературной традицией (К. Прутков). При этом на первый план выходит не пародийность афоризмов, как у Пруткова, а сатирический пафос. Тематика сатирических афоризмов очень широка – они затрагивают различные сферы государственного и общественного устройства, касаются конкретных лиц и ситуаций, имевших большой резонанс. Объектом сатирического изображения может становиться субъект высказывания. Чаще всего такой комический афоризм оформляется как прямая речь. Заключение. В 1905–1907 гг. особое значение приобретает сатирический афоризм. Его широкое распространение определяется как формальной структурой сатирических еженедельников, широко использовавших сверхмалые жанры, так и жанровыми возможностями сатирического обличения, обретающего в афористической форме яркий, резкий и универсальный характер. Содержание высказывания сочетает обличительный пафос, комическую интенцию, высокую степень обобщения и связанную с ней аксиоматическую категоричность. Саморазоблачающие высказывания вкладываются в уста реальных общественных и государственных деятелей, становящихся мишенью сатиры. Ключевые слова: афоризм, сатира, сарказм, сатирические журналы, Первая русская революция, комическое, Козьма Прутков, П. Потемкин | 937 | |||||
5419 | . | 936 | |||||
5420 | Предложено решение проблемы повышения мотивации к изучению физики и развития социально значимых умений для учащихся нецентральной школы на основе системы уроков-проектов. Ключевые слова: система уроков-проектов, социально значимые умения, повышение мотивации | 936 | |||||
5421 | Данная статья посвящена проблеме проведения необходимых реформ на неконкурентных, с высокой степенью участия государства рынках. Фактологический материал основан на изучении газовой отрасли. Анализ нынешнего положения газовой отрасли опирается на методы неоинституциональной экономики, а также на моделирование процесса реформирования отрасли. Анализируется взаимосвязь газовой отрасли с внешней экономической, политической, социальной и экономико-технологической средой. Ключевые слова: институт, естественная монополия, газовый рынок, либерализация, национальный интерес, неокупаемые затраты, институциональная ловушка | 936 | |||||
5422 | Обсуждается следующая обратная задача. Предполагается известным электромагнитное поле и его первые производные по координатам для ограниченной системы зарядов и токов в некоторой точке вдали от этой системы. Это позволяет локализовать систему и определить ее полный заряд, электрический и магнитный дипольные моменты. Ключевые слова: обратная задача, электромагнитное поле, дипольный момент, заряд | 936 | |||||
5423 | Характеризуется фонд оценочных средств по педагогической практике в вузе, материалы которого помогают всесторонне оценить профессиональное развитие практиканта в процессе прохождения практики. Одним из таких материалов является оценочный лист, отличающийся от имеющихся форм оценивания и позволяющий определить уровень развития компетенций студента на разных этапах практики. Приведена структура оценочного листа практиканта, описано его содержание, предложены критерии для оценивания уровня компетенций, выделены средства, с помощью которых его можно выявить у студента в начале и конце педагогической практики. Ключевые слова: педагогическая практика, оценочные материалы, группы компетенций, уровни развития компетенций, критерии и средства оценивания, оценочный лист | 936 | |||||
5424 | Исследуются вопросы подготовки педагогических кадров для профессионального образования молодежи в сфере общественного питания. Рассматривается проблема острой потребности Томской области в квалифицированных кадрах, отвечающих современным требованиям рынка труда в соответствии с международными стандартами развития отрасли. Для решения обозначенной проблемы предлагается опыт Томского государственного педагогического университета, в котором с 2013 г. реализуется сетевая образовательная программа по направлению подготовки 051000 (44.03.04) «Профессиональное обучение» (отрасль: сервис; профилизация: сервис ресторанного бизнеса). Автор предполагает, что подготовка новой армии педагогов для профессионального образования будет способствовать престижу получения рабочей профессии в сфере общественного питания и ее востребованности на рынке труда Томской области. Ключевые слова: индустрия гостеприимства, концепции подготовки педагогических кадров, профессиональное образование, рынок общественного питания, ресторанный бизнес, сетевая образовательная программа | 936 | |||||
5425 | В настоящее время можно констатировать некоторые тенденции, определяющие особенности развития современной школы. Уменьшающиеся год от года численность и плотность населения в большинстве субъектов РФ, большие расстояния между населенными пунктами и низкая степень развитости инфраструктурных характеристик обуславливают значительный рост числа малых школ не только в сельской местности, но и городах. В большинстве региональных образовательных систем число малокомплектных и малочисленных образовательных учреждений составляет от 30 % (в центральных плотно населенных территориях) до 80 % (в поселениях Сибири, Дальнего Востока, Севера). Ключевые слова: малокомплектная сельская школа, разновозрастное обучение, межпредметность, интегративность, технологический комплекс разновозрастного обучения, разновозрастной класс-комплект, разновозрастная группа | 936 | |||||
5426 | Актуальность исследования предопределяет современный контекст развития информационного пространства и происходящие в нем эволюционные изменения, связанные с новейшими достижениями в области информационных и коммуникационных технологий. Как в российской, так и казахстанской теории массовой коммуникации этот аспект недостаточно изучен и требует внимания. Новаторство и теоретическая значимость работы заключаются в анализе перспективных проблем, которые вносят серьезный вклад в научную базу исследования журналистики. Представлена целостная концепция типологизации эпистолярной публицистики в условиях глобализации и развития информационного общества. Анализу подвергаются современные образцы текстов как в печатных, так и электронных средствах массовой информации, а также в сети Интернет, которые становятся новым эпистолярно-визуальным пространством для общения с основной инфраструктурой социальной коммуникации на локальном и глобальном уровнях. Проанализированы динамические процессы, происходящие в языке и стиле произведений современной эпистолярной публицистики, такие как эволюция эпистолярного жанра, его трансформация в эпистолярно-визуальный жанр, десакрализация при получившей возможность в социальных сетях анонимизации и самопрезентации участников общения, тенденция к лаконизации содержания, снижение уровня информативности, а также активное использование графических знаков и аббревиатур. Разработана типология каналов распространения информации, описаны их современные типы, активно используемые в публицистическом дискурсе, которые во многом определяют социально-психологическую, информационно-языковую и культурную ситуации в обществе. Чрезвычайно важной в этой связи является проблема формирования профессиональной культуры создателя текста деловых, личных или других типов писем. Рассмотрены тенденции и перспективы развития эпистолярного жанра в современной публицистике, лингвистические и стилистические возможности данного проверенного временем средства общения. Ключевые слова: письмо, эпистолярный жанр, СМИ, каналы СМК, современность, перспективы развития | 936 | |||||
5427 | . | 935 | |||||
5428 | В статье рассматривается логическая система имитационного моделирования для синтеза и исследования вычислительных сред с перестраиваемой структурой. Приводятся основные свойства замкнутой системы автоматического регулирования, разработанной на базе одной из таких сред | 935 | |||||
5429 | В предлагаемой статье обращение и экспериментирование Л. Петрушевской с жанровым архетипом сказки объясняются совершенным владением малой эпической формой, эпатажной направленностью ее стиля, неиссякаемым интересом к парадоксам, вниманием к частной жизни обыкновенных людей. Автор предлагает модель цикла, пародийно ориентированную на мультсериал. Ключевые слова: литературная сказка, вымысел, жанровые трансформации, ирония, абсурд, парадокс, цикл, Л. Петрушевская | 935 | |||||
5430 | Существует проблема подготовки современного врача в плане профессионального владения медицинской техникой. Владение медицинской техникой включает знание физических закономерностей работы прибора, умение его грамотной эксплуатации и интерпретации его показаний. Для достижения результата представлена авторская педагогическая технология. На основе исследований были определены 18 показателей освоения работы с диагностической медицинской техникой, 16 показателей работы с терапевтической техникой, 7 показателей проведения научно-исследовательской работы, 10 – педагогической и 11 – организационно-управленческой работы. Также расмотрена роль познавательной деятельности студентов в освоении работы с медицинской техникой, определены их показатели. Ключевые слова: подготовка врача, владение приборами, педагогическая технология, знание физики, умение эксплуатации, интерпретация результатов исследования | 935 | |||||
5431 | Обосновывается актуальность научно-исследовательского поиска новых подходов к определению организационных форм, средств, методов и условий, обеспечивающих успешное формирование готовности современного специалиста к профессиональной деятельности в наиболее ответственных сферах, связанных со своевременным принятием решений, в том числе и в сложных условиях. Приведены результаты анализа проблемы формирования готовности специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности. Определяются понятия «готовность», «профессиональная готовность», «готовность специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности». Намечаются факторы преобразования существующего процесса обучения для его направленности на формирование исследуемой готовности. Ключевые слова: готовность, профессиональная готовность, готовность к профессиональной деятельности, готовность специалиста авиационного профиля к профессиональной деятельности | 935 | |||||
5432 | Рассматривается проблема формирования гуманитарной культуры руководителя школы. Цель – раскрыть сущностные составляющие этого феномена и показать проявления гуманитарной культуры через процессы становления духовности человека. Духовность раскрывается через полипарадигмальный подход в науке, определяется педагогическая сущность духовности и ее становление как некоторый процесс самостроительства и личностного роста. Показано, что гуманитарная культура руководителя является необходимым условием формирования духовного пространства школы. При этом личность руководителя рассматривается как способная к духовному обогащению и саморазвитию и является носителем особой духовности, особого педагогического менталитета – интеллигентности. Обосновано, что интеллигентность как качество личности можно развивать, если внутренними регуляторами руководителя становятся духовно-нравственные ценности, потребность в саморазвитии, высокая гуманитарная культура. Выявлено, что педагогическое сообщество предъявляет повышенные требования к духовно-нравственным личностным качествам руководителя, таким как порядочность, благородство, совестливость, справедливость, высокая духовность и культура. На примерах двух инновационных школ Амурской области Тындинской гимназии № 1 и Архаринской СОШ № 1 показано, как формировалось духовное пространство школы под воздействием гуманитарной культуры их руководителей. По мнению автора, это пространство будет именно таким, если воспитание в нем базируется на основе духовно-нравственных ценностей, духовной общности коллектива взрослых и детей, профессиональной деятельности «духовных наставников», способных пробудить души воспитанников, и руководителя как человека культуры и интеллигентной личности. Ключевые слова: гуманитарная культура руководителя, духовное пространство школы, духовность, интеллигентность личности, личность руководителя, духовно-нравственные ценности, полипарадигмальный подход | 935 | |||||
5433 | Рассматриваются особенности выражения пространственных измерений посредством метонимических переносов, в основе которых лежит замена общепринятых точных единиц измерения расстояний между определенными объектами физическими размерами других объектов. Каждый объект имеет определенные параметрические признаки, и для обозначения расстояний между рассматриваемыми объектами для обыденного мышления и коммуникации часто бывает вполне достаточно общих знаний о длине других объектов, которые находятся в одной с ними сфере, даже если эта длина выражается единицами неточных мер. Ключевые слова: мера, метонимический перенос, пространственные измерения, расстояние, концептуальная сфера | 935 | |||||
5434 | Рассматривается вопрос о сравнительных характеристиках речевой активности детей старшего дошкольного возраста с различными социометрическими статусами. Представлено описание критериев, показателей и уровней речевой активности детей дошкольного возраста, которые используются при организации наблюдений за детьми различных социометрических статусов в свободной игровой и организованной совместной деятельности. Например, выявлен высокий уровень речевой активности у детей со статусом «звезда», средний и низкий уровень речевой активности у детей с неблагоприятными социометрическими статусами. Дано подробное описание уровней и характеристик речевой активности детей старшего дошкольного возраста с различными социометрическими статусами. Представлены статистика сравнения критериев, уровней речевой активности детей с различными социометрическими статусами и объяснение таких различий. Так, в результате проведенного исследования выявлены различия между детьми со статусами «звезды» и «изолированные» по критериям речевой инициативности, мотивации и типов речевой коммуникации. Ключевые слова: речь, активность, речевая активность, социализация, межличностные отношения, социометрический статус, дошкольники, влияние, группа сверстников | 935 | |||||
5435 | Введение. Характерной чертой современной лингвистики является изучение языка как средства не только общения, но и выражения мыслительной деятельности человека, дающей доступ к его сознанию. Когнитивная лингвистика постулирует мысль о том, что в языковых формах находят свое отражение и фиксируются все познавательные процессы, одним из которых является восприятие человеком окружающего мира. Цель статьи – выявление отражения особенностей восприятия во фразеологических единицах современного английского языка. Материал и методы. Работа выполнена в рамках когнитивной лингвистики с опорой на единую когнитивную методологию изучения языковых структур. В ходе исследования применялись общие и частные методы познания, такие как индуктивно-дедуктивный метод, метод количественного подсчета и классификации, метод структурно-семантического анализа фразеологических единиц и метод концептуального анализа. Комплексное использование данных методов позволило взглянуть на теоретические аспекты фразеологии с точки зрения когнитивной парадигмы знания. Результаты и обсуждение. Определено понятие восприятия как когнитивного процесса. Отмечено, что на разные виды перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) указывают содержащиеся в английских устойчивых выражениях глаголы чувственного восприятия и названия соответствующих органов чувств. Описано отражение во фразеологических единицах английского языка таких свойств восприятия, как целостность, предметность, осмысленность, зависимость от личности воспринимающего и т. д. Подтверждено, что воспринятое подвергается дальнейшей когнитивной обработке, проявляющейся как в языке в целом, так и в его фразеологической системе в частности. Анализ фразеологических единиц, образованных на основе метафорического и/или метонимического переноса подтверждает ассоциативный характер человеческого мышления. Доказано, что необходимым промежуточным звеном между восприятием и фразеологическим значением является человеческий опыт. Проведенное исследование позволяет более полно осмыслить природу отношений между когницией и фразеологической системой языка, что может послужить предпосылкой для создания отдельного направления в науке о языке – когнитивной фразеологии, интегрирующей достижения когнитивной науки и фразеологии. Заключение. Представленный языковой материал может быть использован в практике преподавания английского языка, a также включен в теоретические и практические курсы по общему языкознанию, когнитивной лингвистике, лексикологии и фразеологии английского языка. Ключевые слова: когниция, процесс восприятия, человеческий опыт, метафора, метонимия, фразеологические единицы английского языка, фразеологическое значение | 935 | |||||
5436 | . | 934 | |||||
5437 | . | 934 | |||||
5438 | Статья является результатом разностороннего изучения экстракта торфа месторождения Турочакское, влияния препарата из торфа (ТС1) на динамику общего белка и белковых фракций в сыворотке крови, а также на показатели пантовой продуктивности у маралов. Ключевые слова: препараты на основе торфа, биохимические исследования, животноводство, физиологические показатели | 934 | |||||
5439 | Рассматриваются содержательные компоненты значимых для русского сознания концептов, связанные с представлениями о внешней красоте и некрасивости человека, понятиями пользы и вреда. На основе анализа материала выявляются стереотипы, отражающие взаимосвязь данных понятий, фиксируются изменения в русской языковой картине мира. Описываются приемы создания рекламных сообщений, в основе которых лежат операции над когнитивными структурами. Ключевые слова: концепт, стереотип, языковое сознание, красота, польза, реклама | 934 | |||||
5440 | Представлен анализ использования в современном русском литературном языке одного из видов расчлененных конструкций – присоединительных. Рассматриваются особенности присоединительных конструкций в газетном тексте. Материалом исследования являются публикации «Российской газеты» за 2012–2014 гг. Выявляется функционально-прагматическая сущность присоединительных конструкций, анализируется их семантика и структура. Изучение газетного материала показывает, что большая часть присоединительных конструкций представлена парцеллятами, используемыми журналистами с определенными целями. Исследуются средства присоединения: сочинительные и подчинительные союзы, местоимения, водные слова и некоторые другие. Отмечается, что функции присоединительных конструкций находятся в зависимости от жанров публикаций. Раскрываются многообразные функции присоединительных конструкций как элемента разговорной речи в газетно-публицистическом стиле: имитации разговорной речи, облегчения восприятия смысла, акцентирования прагматической информации и некоторые другие. Ключевые слова: экспрессивная конструкция, расчлененные конструкции, присоединительная конструкция, парцелляция, газетно-публицистический стиль, разговорные языковые элементы, функции экспрессивных конструкций в тексте | 934 | |||||
5441 | Рассматривается принятая в русской грамматической традиции классификация вопросительных предложений на примере русских рекламных текстов. Выбор вопросительных предложений объясняется их высокой частотностью в рекламе, так как рекламный текст призван установить контакт с адресатом, и вопросительные предложения хорошо отвечают этой цели. В публикации отмечены наиболее распространенные типы вопросительных конструкций (вопросительно-повествовательные (подразумевающие ответы «да», «нет» или развернутый ответ), вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические) и их структурно-грамматические особенности (определенные глагольные формы, выбор местоимений, структура грамматических конструкций и т. д.). Ключевые слова: рекламный текст, вопросительное предложение, эксплицитный (имплицитный) вопрос, риторический вопрос, эллипсис | 934 | |||||
5442 | С опорой на католические источники XII – начала XIV в. проанализирована догматика ересей катаров и вальденсов, широко распространившихся во Франции и Германии в указанный период. Выявлено отражение в ней изменений, происходивших в мировоззрении бюргеров в связи со спецификой политической и социально-экономической жизни городов: процессов индивидуализации, рационализации, углубления внутренней религиозности, формирования положительного отношения к труду и профессиональной деятельности. Сделан вывод о реализации через принадлежность к движениям катаров и вальденсов стремления бюргеров к получению религиозного обоснования изменившегося образа жизни. Ключевые слова: ересь, катары, вальденсы, бюргерство, менталитет | 934 | |||||
5443 | Рассматривается лирика коми поэта И. А. Куратова сквозь призму ее субъектного строя. В ходе анализа установлено, что лирическая система поэта содержит разные субъектные формы: собственно автор, лирический герой, автор-повествователь, ролевой герой. Освоение И. Куратовым разнообразных форм выражения авторского сознания связано с расширением тематики и персонажного состава коми литературы. Однако полисубъектность характерна и отдельным произведениям поэта, в которых создается поэтическое многоголосие и расширяются функции прямой речи. Изучение поэтических произведений коми поэта сквозь призму их субъектного строя позволяет выявить не только имманентные особенности лирики И. Куратова, но и специфику формирования композиционно-речевых форм в коми поэзии, представить место и роль И. Куратова в развитии субъектной сферы и в целом поэтической системы коми лирики 1850–1870-х гг. Ключевые слова: коми поэзия XIX века, И. А. Куратов, субъектный строй, многосубъектность | 934 | |||||
5444 | . | 933 | |||||
5445 | . | 933 | |||||
5446 | Раскрывается роль вопроса в учебном процессе, механизм его влияния на познавательную деятельность учащихся через его сущность, через характер познавательной деятельности, через содержание материала, через пути поиска ответа, а также через формы выражения вопроса. Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, вопрос как средство, побуждающее человека к различным мыслительным действиям, вопрос как средство, с помощью которого осуществляется поиск ответа | 933 | |||||
5447 | Социально-бытовой фон повести «Стройбат» на сегодняшний день архаичен, однако проблемы предательства, положения культуры во враждебной среде, юношеской безответственности сохраняют свою актуальность. Повесть, представляющая собой пересказ событий от лица героя, богато интонирована. С. Каледин строит текст через остраненный комментарий «чужого» героя, соединение возвышенного и разговорно-бытового, иноязычие, хронотопические «перебивки», игру с ритмом и плотностью текста. Художественный мир повести активно насыщается культурными знаками, ставшими частью «советского мифа». Они способствуют восприятию современным читателем текста как притчи о добре и зле. Сам строй речи создает ощущение условности страшных подробностей стройбата как социального явления и позволяет сосредоточить основное внимание читателя на внутренней жизни персонажа. Ключевые слова: русская повесть 80-х годов, актуализация, «советские штампы», остранение, абсурдистская условность | 933 | |||||
5448 | Рассматривается вопрос лингвистической актуализации сакрального, рационально невыразимого, ставится цель – проследить, как символически сакральное репрезентирует себя в древнем германском понятии “thing”, проводится аналогия с немецким понятием “Ding”, косвенно затрагивается английское понятие “thing”, делается попытка осмыслить существование этих понятий с этимологической точки зрения. В процессе исследования мы обращались к работе М. Хайдеггера “Das Ding” («Вещь»), обратили внимание на символ «чаша» (der Krug), возводимый Хайдеггером к понятию das Ding (вещь), а также на символ «четверицы» (das Geviert), наиболее полно передающий сущность чаши. Данный символ «четверицы» в свою очередь возводится Хайдеггером к понятию «thing», которое включает в себя собирание, собрание, вече, суд, тяжбу, произнесение речей. Ключевые слова: сакральное, нуминозное, профанное, иррациональное, символика, знак, лингвистическая репрезентация, метафора, метафорика, мистицизм, сущность, существо, этимология, этимологический анализ | 933 | |||||
5449 | Исследование проводится на материале наименований растений русского, английского и чешского языков и посвящено рассмотрению явления семантической двуплановости внутренней формы слова. В основе образных наименований фитонимов лежат номинационные признаки, ярко характеризующие растения, а также ассоциативно-образные стереотипы, обусловленные спецификой национального мировосприятия народа. Обосновывается идея о том, что способы представления действительности посредством семантической двуплановости наименования в языковом сознании людей различны: если для русского национального языкового сознания характерен антропоцентризм, то для носителей английского и чешского языков антропометризм является доминирующим. Ключевые слова: внутренняя форма слова, фитоним, семантика, метафорическая внутренняя форма слова, сопоставительный анализ | 933 | |||||
5450 | Рассматривается креативность художественного текста и когнитивная база лингвокреативных процессов, лежащих в основе создания и функционирования художественного текста как многогранного целого. При выявлении когнитивных параметров, лежащих в основе процессов «креативизации» текста как структурно-концептуального единства, обосновывается гипотеза о креативном тексте как творческом отклонении от автоматизированных конвенциональных структур текста на структурном, коммуникативном, концептуальном, семиотическом уровнях. Результаты исследования демонстрируют многоуровневую организацию креативного текста, в основе которой лежат когнитивные процессы ассоциативного соположения элементов опыта, их аналогового трансфера, амбивалентности, концептуальной интеграции и выдвижения. Данные процессы являются ключевыми процессами в художественной модели креативного текста и порождают структурные, семантические и символические трансформации, отсылающие к существующим архетипам. Креативность текста состоит в преднамеренной актуализации семиотического уровня текста, что влечет за собой трансформации на других уровнях. Ключевые слова: лингвокреативность, аналогия, ассоциирование, амбивалентность, концептуальная интеграция, выдвижение | 933 |