Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 12.05.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17

Страница 13 из 136

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
601

Темербекова Альбина Алексеевна Социально-экономический контекст региональной системы образования республики Алтай // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 5 (42). С. 180-184

Социально-экономический контекст региональной системы образования республики Алтай

1458
602

Богданова Елена Леопольдовна Лингвистическое измерение глобализации // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 9 (60). С. 71-74

В статье предпринята попытка анализа влияния современных глобализационных тенденций на характер языкового взаимодействия представителей различных культур. Обозначены тенденции языкового развития и обоснованы принципы организации констурктивной культурно-языковой политики. Рассмотрены основные аспекты лингвистического измерения глобализации и возможные подходы к поиску своевременных и адекватных ответов на потенциальные вызовы глобализации.

1458
603

Иголкина Д. И. РОМАН Г. БИЧЕР-СТОУ «ХИЖИНА ДЯДИ ТОМА» В РУССКОЙ КРИТИКЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 8 (98). С. 57-60

Рассматривается эволюция взглядов русских критиков и литературоведов XIX-XX в. на роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», а также изменение акцентов восприятия произведения в разные периоды истории России.

Ключевые слова: русская критика и литературоведение, американская литература

1458
604

Ковалова Анна Олеговна ПОЭТИКА РАННИХ КИНОКОМЕДИЙ Н. Р. ЭРДМАНА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 7 (109). С. 34-40

Сценарии ранних кинокомедий Н. Р. Эрдмана анализируются в контексте творчества Эрдмана 1920-х гг. Ранняя кинодраматургия Эрдмана, как и его пьесы, была ориентирована на современный материал. Впоследствии Эрдман в своих сценариях все дальше уходил от современности и от комедии как таковой. Тем не менее, поздние сценарии Эрдмана не просто содержат отдельные комедийно-сатирические элементы, но и строятся на них – на комедийном начале, которое легло в основу пьес Эрдмана и его ранней кинодраматургии.

1458
605

Долганова Надежда Филипповна, Долганов Виталий Михайлович УЗКОПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 7 (122). С. 206-212

Рассматриваются основные понятия компетентностного подхода и его применение на уровне профессионального образования в области информатики. Выявлен перечень узкопредметных компетенций, формируемых в процессе обучения дисциплине «элементы вычислительной геометрии» в педагогическом вузе.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, учитель информатики, вычислительная геометрия

1458
606

Михайлова Елена Николаевна РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВЕКОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 3 (77). С. 44-46

Данная статья посвящена актуальным вопросам многоуровневой подготовки учителя в системе непрерывного педагогического образования России. В ней обозначены кратко основные проблемы педагогов каждого уровня подготовки и предлагаются способы решения, которые, по мнению автора, являются наиболее эффективными.

Ключевые слова: Система непрерывного педагогического образования, многоуровневое образование, бакалавр, магистр, специалист, профессиональная востребованность.

1457
607

Шарыпин А. В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 48-54

Рассматривается роль воспитания в формировании социальной и профессиональной компетентности будуще­го педагога, выявлены особенности студенческого самоуправления как формы общественной деятельности сту­дентов, обоснованы педагогические условия развития студенческого самоуправления в воспитательной системе вуза

Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, студенческое самоуправление, воспитывающая среда вуза, педагогическое сопровождение

1457
608

Королькова Яна. Владимировна ИГРА С ПРЕЦЕДЕНТНЫМИ ТЕКСТАМИ КАК ИСТОЧНИК КОМИЧЕСКОГО В РОМАНАХ-ФЭНТЕЗИ М. УСПЕНСКОГО // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 7 (109). С. 180-182

Рассматривается игра с прецедентными текстами как источник комического. На материале романов-фэнтези М. Успенского выделяются такие приемы создания комического эффекта, как текст в тексте, раскавычивание цитат, деметафоризация, стилизация.

1457
609

Подустов Федор Николаевич Численность, материальное положение и условия труда преподавателей военно-учебных заведений Сибирского военного округа в 1919–1921 годах // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 1 (52). С. 41-46

Показан вклад бывших офицеров в становлении и развитии системы военного образования в Сибири. Приведены данные о численности, материальном положении и условиях труда командного и преподавательского состава военно-учебных заведений Сибирского военного округа, об изменениях, которые происходили в их составе, отношении к ним Советской власти.

1456
610

Кузнецов Владимир Владимирович Об особенностях периодизации сельскохозяйственных реформ середины XX века в Западной Сибири // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 1 (52). С. 51-54

В статье характеризуются основные концепции и позиции по периодизации сельскохозяйственных реформ 1950–1960 гг. в стране, существующие в современной литературе; указывается на то, что для Западной Сибири эти реформы имели свою специфику. Главной реформой здесь стало освоение целинных и залежных земель, которое повлекло все последующие изменения этого десятилетия на селе.

1456
611

Дубровина Рената Хамитовна, Медведев Леонид Нестерович ЗРИТЕЛЬНАЯ ИЛЛЮЗИЯ ДЕЛЕНИЯ ПОПОЛАМ У ЛИЦ РАЗНОГО ПОЛА, ВОЗРАСТА И ТИПА ЗРИТЕЛЬНО-МАНУАЛЬНОЙ АСИМ-МЕТРИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 3 (81). С. 46-48

Точность зрительного восприятия вертикально-горизонтальной иллюзии у взрослых была намного выше, чем у детей 7-13 лет, а у взрослых мужчин выше, чем у женщин. Зрительно-мануальная межполушарная асимметрия слабо отражалась на величине иллюзии у детей. В то же время она оказывала сильное влияние на точность восприятия у взрослых. При этом взрослые зрительно-мануальные правши были более точны по сравнению с левшами.

Ключевые слова: вертикально-горизонтальная зрительная иллюзия, пол, возраст, межполушарная асимметрия

1456
612

Стась Андрей Николаевич, Прусских О. Н. ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ГРАФОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 166-169

Условием успешного обучения программированию является развитие алгоритмического стиля мышления. В статье проанализированы проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в процессе развития данного стиля мышления у школьников и студентов. Предложена методика формирования алгоритмического мышления при обучении решению задач из области теории графов.

Ключевые слова: теория графов, алгоритмический стиль мышления, программирование, методика обучения, преподавание программирования

1456
613

Галкина Татьяна Васильевна Александр Волков: первые книги и учителя // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 4 (41). С. 66-70

Александр Волков: первые книги и учителя

1455
614

Козлов Ю. А. ПО СЛЕДАМ РУССКОЙ РОДОВОЙ ПАМЯТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2001. Вып. 3 (28). С. 58-62

.

1454
615

Попов Геннадий Николаевич Организационно-методические формы адаптивного физического воспитания детей инвалидов // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 2 (46). С. 133-136

Ключевые позиции системы адаптивной физической активности для детей с различными заболеваниями, имеющих ограничения к занятиям физической культуры, связаны с учетом индивидуальных особенностей уровня здоровья, психоэмоционального статуса, характера заболевания. Реализация этих положений основана на допущении, что все люди, независимо от состояния физического и психического здоровья могут получить большую пользу от физической активности, если преподаватели и тренеры знают, как адапти¬ровать тот или иной вид двигательной деятельности к нуждам конкретного человека. Для достижения этого необходимо: • изучить теоретические аспекты и методологические противоречия системы физического воспитания детей с нарушениями здоровья; • разработать формы и методики физической подготовки для детей с медицинскими ограничениями к занятиям физической культурой; • оценить эффективность комплексных педагогических технологий физического воспитания для детей с различными заболеваниями.

1454
616

Хатямова Марина Альбертовна Концепция синтетизма Е.И. Замятина // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 6 (50). С. 35-48

Концепция синтетизма Е.И. Замятина

1454
617

Куликов Сергей Борисович ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В СТАНОВЛЕНИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 7 (58). С. 118-121

Главной задачей статьи выступает соотнесение традиционных представлений о предпосылках становления философии науки с данными современных исследований в области социальной философии. Автор устанавливает, что логика современных исследований культуры с очевидностью предполагает утверждение о том, что культура может опосредовать становление философии науки как некоторой отрасли философского знания, но в этом случае должна подразумеваться только культура самого этого знания, а не культура общества в целом.

1454
618

Воробьева Т. Л. Новая интепретация прозы Е. Замятина // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 8 (71). С. 129-131

Достоинства монографии М.А.Хатямовой «Творчество Е. Замятина в контексте повествовательных стратегий первой трети ХХ века: создание авторского мифа» (Томск, 2007) связываются рецензентом с исследованием разных типов сказового повествования, а также оформлением метатекстовых структур в прозе известного писателя

1454
619

Князева Елена Николаевна ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 193-201

Рассматриваются особенности трансдисциплинарности, ее отличие от междисциплинарности и полидисциплинарности. В качестве бурно развивающихся областей современных трансдисциплинарных исследований рассматриваются теория сложности (синергетика), исследования будущего (futures studies) и когнитивная наука. Показано, что именно трансдисциплинарные исследования, по-видимому, определят облик науки в среднесрочном будущем.

Ключевые слова: трансдисциплинарность, междисциплинарность, синергетика, исследования будущего, когнитивная наука, сложность, холизм, креативность

1454
620

Емельянов Игорь Леонидович НАКАЗАНИЕ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ И КЛАССИФИКАЦИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 12 (127). С. 151-154

Представлена обзорная характеристика подходов к определению сущности и видов наказания. Описаны как социологические подходы, так и правовые. Современное состояние наказания определяется как кризисное. Выявляются особенности этого состояния и пути выхода из него.

Ключевые слова: наказание, социологическая классификация наказаний, социальный контроль, кризис наказаний, концепция позитивизма, теория социального натуризма, функция социального контроля

1454
621

Якимова Татьяна Борисовна НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 116-119

Рассматривается место некоммерческих организаций в становлении и развитии гражданского общества в России, их роль в решении социальных проблем. Особое внимание уделяется появлению института социально ориентированных некоммерческих организаций, проблемам сопутствующих их развитию. Раскрыто содержание социальной ответственности российских граждан, рост которой является необходимым компонентом формирующегося гражданского общества.

Ключевые слова: социальная сфера, гражданское общество, некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации, социальная ответственность

1454
622

Максимова О. Г., Харитонова Л. А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 17-23

Обосновывается необходимость моделирования системы формирования профессиональной компетентности будущих экономистов, которая состоит из целого ряда взаимосвязанных компонентов: цели, закономерностей, принципов, задач, основных направлений, организационных форм, методов обучения и воспитания, средств, результата

Ключевые слова: модель, система подготовки будущих экономистов, профессиональная компетентность

1453
623

Арефьев Владимир Петрович, Михальчук Александр Александрович, Болтовский Дмитрий Владимирович МНОГОМЕРНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЙТИНГОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ОСНОВЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 46-52

Проведен многомерный статистический (корреляционный, факторный, кластерный, дискриминантный и дисперсионный) анализ качества набора абитуриентов в российские педагогические университеты на основе результатов вступительных испытаний 2010 г. Выявлена высоко значимая отрицательная корреляционная зависимость между долевым количеством абитуриентов, принятых по конкурсу баллов ЕГЭ и целевому набору. Построена двенадцатикластерная высококачественная модель педагогических университетов в трехмерном факторном пространстве показателей вступительных испытаний, позволяющая выделять группы педагогических университетов, однородных по совокупности факторных показателей.

Ключевые слова: многомерный статистический (корреляционный, факторный, кластерный, дискриминантный и дисперсионный) анализ, оценка качества образования, рейтинг, вступительные испытания

1453
624

Выдрина Вера Владимировна ПРОБЛЕМА ИСТОРИЗМА И ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА В ТВОРЧЕСКОМ СОЗНАНИИ А. ПУШКИНА И Б. ОКУДЖАВЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 3 (118). С. 125-131

Статья является результатом анализа проблемы исторического повествования в творчестве А. С. Пушкина и Б. Ш. Окуджавы.

Ключевые слова: А. С. Пушкин, Б. Ш. Окуджава, историческая проза, нарративные стратегии, «Свида- ние с Бонапартом», «Путешествие дилетантов»

1453
625

Ковалевская Елена Николаевна, Середенко И. И. Методика изучения романа "Отцы и дети"И.С.Тургенева и "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского в жанровом аспекте // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 1 (33). С. 76-81

Методика изучения романа "Отцы и дети"И.С.Тургенева и "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского в жанровом аспекте

1452
626

Семёнова Наталия Альбертовна ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 11 (126). С. 209-211

Рассматриваются вопросы организации проектной деятельности учащихся в начальной школе: отличия проектной деятельности от исследовательской, раскрывается понятие «исследовательский проект», описаны проектные умения младших школьников и их соответствие универсальным учебным действиям. Выявлены основные проблемы организации проектной деятельности в начальной школе.

Ключевые слова: проектная деятельность младших школьников, исследовательский проект, проектные умения младших школьников

1452
627

Долганова Надежда Филипповна, Стась Андрей Николаевич Основные дидактические принципы построения дисциплины «Элементы вычислительной геометрии» в условиях педагогического ВУЗа // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 1 (79). С. 56-58

В статье рассматриваются особенности процесса подготовки будущих учителей информатики в педагогическом университете в области вычислительной геометрии. Речь идет о необходимости выстраивания методики преподавания данной дисциплины с учетом основных принципов и положений методики геометрии и информатики. Сформулированы общие принципы построения дисциплины в условиях педагогического ВУЗа и представлены методические составляющие, в частности: геометрия, программирование, теоретическая информатика, психология и педагогика.

Ключевые слова: информатика, методика обучения, дидактические принципы, вычислительная геометрия

1451
628

Шпаченко Ирина Анатольевна, Сорока Ирина Николаевна ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 1 (91). С. 150-153

Внедрение инноваций в работу дошкольного образовательного учреждения – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования, создания благоприятной предметно-развивающей среды для личностного развития каждого ребенка. Инновации в системе дошкольного образования направлены на отбор содержания образования, проектирование индивидуальных программ развития детей, формирование их творческого потенциала. В статье дана характеристика конкретного дошкольного образовательного учреждения, функционирующего в режиме развития, что предусматривает прогнозирование, перспективное планирование, специальную деятельность по внедрению инноваций, создание экспериментальной площадки на базе образовательного учреждения.

Ключевые слова: инновации, имидж образовательного учреждения, управление инновациями, проектная деятельность в системе дошкольного образования, эксперимент, экспериментальная площадка

1451
629

Фишер Валентина Яковлевна, Кухар Марина Алексеевна ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 11 (152). С. 147-153

Статья посвящена проблеме литературного развития детей дошкольного возраста. Раскрывается необходимость приобщения детей к чтению. Проанализирован краткий исторический аспект вопроса. Даются понятия, связанные с процессом чтения. Подробнее анализируются особенности читательского развития и литературного развития с учетом позиций разных авторов. Описывается диагностическая методика по изучению уровня литературного развития детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты констатирующего эксперимента. На основе проведенного исследования предлагается модель литературного развития детей и результаты ее внедрения.

Ключевые слова: литературное развитие, читательское развитие, читательский интерес, восприятие художественной литературы, чтение, проектная деятельность, интеграция

1451
630

Ли Цзинцзин СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОТБОРА УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ (УРОВЕНЬ В2) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 7 (184). С. 128-133

Cтатья посвящена одной из основных проблем методики формирования межкультурной компетенции в обучении русскому языку иностранных студентов-филологов – разработке принципов отбора учебных текстов. С помощью анализа факторов, влияющих на функционирование любой педагогической системы, были разработаны и систематизированы восемь частных принципов отбора учебных текстов для формирования межкультурной компетенции. На основе общего фактора «учет целей обучения» выдвинуты принципы: коммуникативной ценности текста, межкультурной ценности текстов, воспитательной ценности текста, познавательной ценности текста и развивающей ценности текста. Опираясь на фактор «учет условий обучения», разработан принцип соответствия текста профилю вузовской подготовки иностранных студентов. На основе фактора «учет особенностей обучающихся» выдвинут принцип соответствия текста уровню языковой подготовки студентов и принцип учета родной культуры иностранных студентов. Описаны 12 показателей, позволяющих реализовать указанные принципы в процессе отбора учебных текстов. Разработанные принципы и показатели отбора были использованы в процессе работы с текстами для детского чтения. Была установлена возможность использования этих текстов в качестве учебного материала для формирования межкультурной компетенции иностранных студентов-филологов. Система принципов и показателей представлена в виде таблицы.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, межкультурная компетенция, принципы отбора текстов, тексты для детского чтения, народная педагогика

1451
631

Снегирева Людмила Илларионовна ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ИЗ СТАЛИНГРАДА В СИБИРСКИЙ ТЫЛ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1942 ГОД) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 3 (192). С. 174-185

Делается попытка внести посильный вклад в изучение важнейшей составляющей проблемы эвакуации гражданского населения – эвакуации населения из Сталинграда и размещения прибывших сталинградцев на Сибирской земле. Показаны особенности, сложности положения города Сталинграда, ставшего в силу своего географического, экономического положения, наличия развитого речного и железнодорожного транспорта центром эвакуационных процессов на юге страны. Анализируются причины запоздалого развертывания массовой эвакуации в городе, вывоза квалифицированных кадров и их семей, пути решения сложнейших проблем, связанных с расселением прибывших из Сталинграда на Сибирской земле.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Сталинград, Барнаул, эвакуация, «Красный Октябрь», «Баррикады», тракторный завод, «Трансмаш»

1451
632

Карпенко Светлана Михайловна Лексическая репрезентация концепта «путь» в творчестве Н. Гумилёва // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 1 (38). С. 28-30

Лексическая репрезентация концепта «путь» в творчестве Н. Гумилёва

1450
633

Бочкарева Юлия Евгеньевна К вопросу об особенностях функционирования вариативных лексических повторов в аспекте текстообразования (на материале лирики М.И. Цветаевой) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 2 (65). С. 91-97

В статье на материале поэзии М.И. Цветаевой рассматривается структурная организация различных типов вариативных лексических повторов, выявляются их функции и роль в текстообразовании.

1450
634

Зубов А. Е. Драматургия А.Н. Островского в интерпретации сценографов сибирских театров 1940-х – 1980-х гг. // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 8 (71). С. 107-113

В статье исследуются принципы и способы сценографического воплощения пьес А.Н. Островского на сценах сибирских театров в связи с изменением социкультурной обстановки в стране

1450
635

Панарин Игорь Анатольевич ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ЛИДЕРОВ МОЛОДЕЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 134-137

Дано определение социальной ответственности лидера молодежной организации, выявлены отличия лидеров и не-лидеров по показателям компетентности, по форме и содержанию социальной ответственности, установки на избегание социальной ответственности и меры персональной социальной ответственности лидера.

Ключевые слова: социальная ответственность, лидеры, молодежные движения, готовность к социальной ответственности, мера социальной ответственности

1450
636

Красильников Валерий Павлович НАЦИОНАЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ХАНТОВ: ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ, СОСТЯЗАНИЯ И САМОБЫТНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 6 (84). С. 55-58

Статья написана на основе материалов, полученных по результатам десяти экспедиций (1990–1993) в места компактного проживания одного из древних народов Сибири – хантов. Было записано и изучено более ста традиционных игр, состязаний и самобытных физических упражнений, которые были классифицированы по возрастному принципу и промысловой деятельности.

Ключевые слова: национальное физическое воспитание, традиционные игры и соревнования, самобытные физические упражнения, ханты, Сибирь

1450
637

Куровский Александр Васильевич, Хахалкина Татьяна Владимировна ЭРРАТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕРЕВОДА ЗООНИМОВ С АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА РУССКИЙ ЯЗЫК (НА ПРИМЕРЕ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ ПО БИОЛОГИИ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 10 (138). С. 148-152

Представлены результаты эксперимента, направленного на выявление типичных ошибок при переводе фрагмента биологического текста, содержащего зоонимы.

Ключевые слова: перевод, термины, эрратология, английский язык, биологический текст, зоонимы, эксперимент

1450
638

Тимошенко Лариса Григорьевна УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 8 (185). С. 114-117

Рассматриваются вопросы перехода детских музыкальных школ, являющихся неотъемлемой частью системы дополнительного образования, на предпрофессиональные программы в области художественного образования, направленные на дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников школ искусств. Представлены результаты анализа программ предпрофессиональной направленности и выявлены проблемы в их реализации. Наиболее существенными оказались повышенные физические и временные нагрузки и отсутствие мотивации со стороны родителей и детей. Приведены требования, предъявляемые для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам, и выделены зоны ответственности всех сторон образовательного процесса. Выявлены условия, необходимые для формирования положительной мотивации и успешного освоения, дополнительных предпрофессиональных программ. Среди них умение педагога выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы тяжелые физические нагрузки, связанные с освоением хореографических дисциплин, воспринимались как необходимость для получения результатов обучения, заинтересованность родителей и вовлечение их в процесс обучения, формирование у обучающихся устойчивого интереса к предметам предпрофессиональной программы.

Ключевые слова: дополнительное образование, предпрофессиональные программы, мотивация, хореографическое искусство

1450
639

Болотнова Нина Сергеевна Новое в методике преподавания русского языка в вузе и школе // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 1997. Вып. 1 (1). С. 78-83

.

1449
640

Крайник В. Л. Культурологический подход к профессиональной подготовке // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 5 (42). С. 49-54

Культурологический подход к профессиональной подготовке

1449
641

Ефанова Лариса Георгиевна НОРМА КАК ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ЯЗЫКЕ. Ч. 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НОРМЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 101-106

Статья продолжает исследование категории нормы как функционально-оценочной категории, начатое в работе «Структура нормативной оценки». Основным содержанием статьи является описание механизмов функционирования нормы, а также доказательство того, что нормативная оценка реализуется при выполнении нормой ряда последовательных функций отражения, измерения и систематизации оцениваемых объектов, прогнозирования возможного положения дел и регулирования действий, направленных на его достижение.

Ключевые слова: норма, оценка, когнитивная категория, структура нормативной оценки, функции нормы

1449
642

Буртовая Наталия Борисовна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ВУЗА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 6 (121). С. 175-177

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя вуза, базирующийся на компетентностной модели образования.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, педагогическое мастерство, личность

1449
643

Скрипко Зоя. Алексеевна ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2003. Вып. 4 (36). С. 88-91

1448
644

Макаренко Евгения Константиновна, Полева Елена Александровна ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИБИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА (ОТЧЕТ ПО ГРАНТУ РГНФ И АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 2 (179). С. 128-134

Представлен анализ результатов двухгодичной работы (2015–2016 гг.) научного коллектива кафедры литературы и методики ее преподавания Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) и соисполнителей над проблематикой гранта «Творчество сибирских писателей и сибирская тема в литературе XX–XXI вв. для детей и юношества», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом и Администрацией Томской области. Раскрывается актуальность поставленных задач и новизна исследования поэтики и проблематики сибирской литературы для детей и юношества, систематизации сведений, изучения биографии и творчества малоизвестных читателю современных авторов Сибирского региона. Описаны итоги и перспективы дальнейшей работы над поставленной проблематикой участниками гранта.

Ключевые слова: детская и юношеская литература, сибирские писатели и поэты, литературное краеведение, культурно-образовательное пространство, поэтика

1448
645

Никитина Ю. А. Информационные технологии как основа развития инновационного потенциала организаций // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. Вып. 2 (39). С. 81-84

Информационные технологии как основа развития инновационного потенциала организаций

1447
646

Кильмухаметова Елена Юрьевна Риторические вопросы как косвенные речевые акты (на материале французского языка) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 4 (55). С. 77-82

Cтатья посвящена риторическим вопросам. Риторические вопросы в классификации вопросительных предложений выделены в особый тип: они не выражают запрос информации, а побуждают слушающего к определенному физическому или интеллектуальному действию. С позиции теории речевых актов риторические вопросы представляют собой косвенные речевые акты: с их выражением связано осуществление другого речевого акта.

1447
647

Михайлова Светлана Николаевна Меры раннего предупреждения преступности несовершеннолетних в Федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 11 (62). С. 47-52

В статье автор дает понятие раннего предупреждения преступности несовершеннолетних и анализирует нормы ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на предмет закрепления в них мер раннего предупреждения преступности несовершеннолетних.

1447
648

Румбешта Елена Анатольевна, Тарасевич Ирина Александровна ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 7 (85). С. 57-60

В статье предлагается методика формирования информационных и коммуникативных компетенций на уроках физики в процессе организации проектной работы с учащимися по обобщению материала темы. Обязательным способом деятельности учащихся является использование компьютера на разных этапах подготовки обобщающих материалов и при предъявлении результатов работы.

Ключевые слова: компетенция, информационная и коммуникативная компетенция, компьютер, презентация, мотивация, результат, работа группы, информация

1447
649

Исаева Елена Рудольфовна КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ: АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ И ТЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 144-147

Приводятся результаты эмпирического исследования копинг-поведения мужчин и женщин разных возраст­ных групп. Анализируются особенности совладания со стрессом людей, находящихся на разных этапах возрастно­го развития. Показано, что копинг-поведение не является постоянной величиной, а изменяется на разных этапах жизненного пути человека. Стиль совладания активно формируется в юношеском возрасте и расширяется с возрастом. Появляется умение предотвращать (предвосхищать) проблемы, появляется реалистичность оценок, созерцательное отношение к жизни, формируется модель «экономии энергии» в совладании со стрессом

Ключевые слова: копинг-поведение, стратегии совладания со стрессом, этапы возрастного развития, гендерные различия

1447
650

Бохан Татьяна Геннадьевна, Скрипачёва Елена Николаевна ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 127-133

Приводятся эмпирические данные о системе ценностей и сферах их реализации у женщин, переживающих кризис середины жизни. Анализируются психологические условия конструктивной трансформации кризиса середины жизни у женщин.

Ключевые слова: кризис середины жизни, женщины, самореализация, ценности, сферы реализации, позитивная трансформация, образ мира, образ жизни

1447
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17

Страница 13 из 136

© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ