№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
301 | . | 1515 | |||||
302 | В условиях стационарных исследований изучена численность микроорганизмов различных физиологических групп по всему профилю торфяных залежей эвтрофного болота Таган. Исследовано влияние окислительно-восстановительных условий в торфяной залежи на численность микроорганизмов. Установлено, что агролесомелиорация привела к усилению интенсивности микробиологических процессов разрушения органического вещества торфа в аэробном и анаэробном слоях торфяной залежи. Ключевые слова: Сибирь, эвтрофное болото Таган, микрофлора, динамика численности микроорганизмов, окислительно-восстановительные условия, аэробный слой, анаэробный слой | 1515 | |||||
303 | Рассматриваются вопросы понимания понятий «культура речи» и «речевая культура» учащихся, которые трактуются как синонимичные, хотя «культура речи» в большей степени отражает состояние процесса, системы языка, а «речевая культура» - способности конкретной языковой личности к владению языком, к творческому использованию всех его возможностей. В этом случае смещается акцент с нормоцентрического подхода на текстологический, когда в центре обучения оказывается художественный текст, являющийся продуктом духовного производства и отражающий динамическую теорию нормы и зависимость отбора языковых средств от поставленной коммуникативной задачи. Ключевые слова: речевая культура, культура речи, текстология, языковая норма, речевое общение, текст, художественный текст, речевой опыт, восприятие, текстовая информация, коммуникативная целесообразность | 1514 | |||||
304 | Предлагаются общие критерии коммуникативно-прагматического исследования индивидуального медиадискурса телевизионного журналиста, отражающие как субъективные (личностные) характеристики журналиста (например использование тропов и риторических фигур, интонация, мимика, жесты, внешний вид и др.), так и объективные характеристики телевизионного дискурса и медиадискурса в целом, включая формат программы, графическое, звуковое и цветовое оформление программы, модель взаимодействия с аудиторией и др. Индивидуальный медиадискурс журналиста рассматривается автором с позиций формирования целостного образа журналиста в условиях его профессионального речевого поведения. Отдельно описываются лингвистические, паралингвистические и экстралингвистические факторы формирования индивидуального медиадискурса. Характеризуется специфика жанра итоговой информационно-аналитической программы на отечественном телевидении. Такая программа является «визитной карточкой» телеканала, а ведущий такой программы – его лицом. В качестве иллюстрации предложено описание индивидуального медиадискурса ведущего телеканала «Россия 1» Дмитрия Киселева (итоговая информационно-аналитическая программа «Вести недели»). Ключевые слова: дискурс, медиадискурс, индивидуальный медиадискурс журналиста, итоговая информационно-аналитическая программа, дискурс-анализ, коммуникативно-прагматический анализ | 1514 | |||||
305 | Мезокосм, по Г. Фолльмеру, который ввел в оборот это понятие, – «когнитивная ниша человека». Это мир средних размерностей, средних величин и скоростей, который наш мозг воспринимает посредством органов чувств и к которому человек эволюционно приспособлен. Но с развитием культуры человек преодолевает тесные границы мезокосма своей мыслью, создавая новый человеческий мир. Для обозначения этого мира вводится новое понятие – антропокосм. Мезокосм и антропокосм находятся в сложных отношениях части и целого, поскольку частично мезокосм входит в антропокосм и является как бы фундаментом для построения последнего. Ключевые слова: мезокосм, антропокосм, эволюция, сознание, феномены сознания, конструктивизм | 1513 | |||||
306 | В статье актуализируется проблема толерантности в социально-психологическом аспекте. Этническое разнообразие общества в целях мирного сосуществования требует от каждого субъекта этноса способности к пониманию, уважению и принятию. Толерантность межэтнических отношений является необходимым условием позитивного взаимодействия людей в сложном этнически разнообразном мире. Ключевые слова: толерантность, этническая культура личности, этническая диверсификация общества | 1512 | |||||
307 | Рассматриваются психосоматические симптомы, характерные для ВИЧ-инфицированных мужчин, дается их интерпретация с психологической точки зрения и делается вывод о том, что продолжительность заболевания не связана с выраженностью симптомов, а пациенты с более ранним возрастом заражения страдают от симптомов, связанных с переживанием чувства страха, вины, напряжения. Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, психологическая помощь, психосоматика | 1512 | |||||
308 | В статье исследуется проблема дисгармонии в речевом общении с точки зрения теории речевых жанров. Доказывается, что усиление отношений враждебности и агрессивности в обществе находит свое отражение в языке и делает актуальным использование в речевой практике инвективных жанров. Их прагматическая сущность состоит в оскорблении посредством слова как крайней форме проявления вербальной агрессии. Подробно анализируется речевой жанр оскорбления, являющийся доминантным в парадигме инвективных жанров. | 1511 | |||||
309 | «Что такое счастье, каждый понимал по-своему…» К 100-летию А.П. Гайдара | 1511 | |||||
310 | Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений. Автор раскрывает сущность и специфику их профессиональной компетентности, показывает возможность ее формирования в системе повышения квалификации. Ключевые слова: профессиональная компетенция, пенитенциарные учреждения, система повышения квалификации | 1511 | |||||
311 | Рассматривается профессиональная языковая личность специалистов в сфере управления персоналом, излагаются значимые параметры коммуникативно-прагматических ситуаций профессиональной деятельности, описываются результаты опроса магистрантов и бакалавров Российского университета имени Г. В. Плеханова, обучающихся и работающих по данной специальности. При разработке анкеты учитывались параметры деятельности специалистов в сфере управления персоналом и значимость английского языка при решении определенных задач в рамках профессиональной деятельности. На основании полученных результатов опроса определяются личностные качества будущих специалистов, а также изучаются и соотносятся задачи обучения, уровни, контекст и компоненты коммуникативной деятельности, обобщаются принципы системы заданий курса «Иностранный язык в профессиональной сфере для специалистов в области управления персоналом». Изложенные обоснования могут учитываться при создании учебной программы и коммуникативных заданий, которые интегрируют глобальный контекст, языковой материал, профессиональные понятия и развитие основных коммуникативных и профессиональных навыков, что может найти применение в обучении иностранным языкам студентов по различным специальностям. Ключевые слова: профессиональная языковая личность, мотивационно-прагматический уровень языковой личности, контекст коммуникации, параметры коммуникативно-прагматической ситуации, обучение английскому языку для специальных целей | 1511 | |||||
312 | В статье дана авторская концепция персонифицированного рассмотрения отечественной истории в облике академика А.Д. Сахарова. Статья написана на материалах Общественного архива А.Д. Сахарова. Интересным является утверждение автора о том, что КГБ, и ЦК КПСС, признавали право за обществом на оппозиционное осмысление происходящих в стране событий, поскольку было бы ошибкой думать, что такое «разрешенное» в кавычках мышление могло серьезно угрожать политическому строю страны. Позиция инакомыслящих не была чужда общественному мнению страны, в противном случае они не пользовались бы авторитетом «идеологического противника» бюрократии. | 1510 | |||||
313 | Становление кластеров в современной экономике обеспечивает благоприятный климат для создания среды производства и внедрения высоких технологий. В работе рассмотрен зарубежный опыт формирования и развития региональных кластеров в таких странах, как Италия, Франция, Великобритания, США, Япония. Ключевые слова: региональная конкурентоспособность, региональный кластер, кооперация | 1510 | |||||
314 | В статье анализируются различные подходы к определению понятия когнитивный стиль в психологии, когнитивной лингвистике, когнитивной поэтике, коммуникативной стилистике текста. Предлагается рассмотрение когнитивного стиля с позиций коммуникативной стилистики как лингвистически и экстралинг вистически репрезентированной и дискурсивно обусловленной ментальной формы отражения общего идио стиля языковой личности, определяющей специфику ее первичной и вторичной текстовой деятельности. Ключевые слова: когнитивный стиль, языковая личность, текстовая деятельность, идиостиль | 1510 | |||||
315 | Введение. Формирование межличностного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) осложняется имеющимися речевыми патологиями различного генеза и различной степени тяжести, что затрудняет формирование коммуникативных способностей, умений и навыков, межличностное взаимодействие в целом, приводит к задержке развития личности и затрудняет процесс вхождения в социум. Согласно современным подходам к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями, в условиях реализации адаптированных образовательных программ развитие коммуникативно-речевых способностей является важнейшей составляющей процесса формирования личностных компетенций дошкольников и младших школьников, однако в рамках инклюзивной модели образования данный процесс имеет свою специфику. Несмотря на пристальное внимание исследователей к вопросам коммуникативного развития детей с ТНР, частные аспекты реализации типичных моделей общения в рамках инклюзивного образования, приемы и методы педагогического сопровождения этого процесса в настоящее время изучены недостаточно. Материал и методы. Представлен анализ различных точек зрения на современный инклюзивный процесс и совместное обучение школьников с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками без речевых нарушений; анализ причин, порождающих трудности и противоречия в социализации, адаптации к социуму обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, поиск путей успешного формирования коммуникативных и речежанровых компетенций у детей данной категории. Результаты и обсуждение. Анализируется проблема реализации инклюзии в образовательном учреждении, в том числе включения в инклюзивный процесс детей с ТНР, исследуются результаты социологических исследований в данной области, приводятся психофизиологические особенности детей с ТНР, затрудняющие процесс включения детей с речевой патологией в инклюзивный коллектив. На основе проведенного анализа обозначаются приоритетные направления дальнейших исследований в области коммуникативно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи, а также соответствующие методы и приемы психолого-педагогической работы. Заключение. Формирование межличностного взаимодействия невозможно без формирования коммуникативно-речевой компетенции, в том числе речежанровой компетенции, навыков речевого и межличностного взаимодействия в условиях инклюзивного ученического коллектива. Речевая коммуникация выступает важнейшим средством успешной адаптации в социум детей с ТНР, поскольку от уровня речевого развития зависит успешность образования, приобретение социального опыта, формирование личности в целом. Ключевые слова: инклюзия, тяжелые нарушения речи, межличностное взаимодействие, коммуникативно-речевое развитие, речежанровые компетенции | 1510 | |||||
316 | На примере одного болотного массива Вологодской области, типичного для провинции печорско-онежских грядово-мочажинных олиготрофных болот, впервые приводятся данные о фауне зоопланктонных сообществ мочажин. В составе зоопланктона мочажин олиготрофных болот обнаружено 33 вида планктонных беспозвоночных, из них коловраток – 13, ветвистоусых ракообразных – 15 и веслоногих ракообразных – 5. Впервые для Вологодской области отмечено 7 видов: Lacinularia ismailoviensis (Poggenpol, 1872), Lecane (Monostyla) arcuata (Bryce, 1891), L. (M.) cornuta (Mьller, 1786), Monommata aequalis (Ehrenberg, 1832), Simocephalus serrulatus (Koch, 1841), Scapholeberis microcephala Lilljeborg, 1900 и Bunops serricaudata (Daday, 1888). Выявлен комплекс специфичных для данных экосистем видов. Проанализированы сезонные изменения количественных характеристик зоопланктонных сообществ мочажин. Установлены различия в структуре зоопланктона мочажин разной степени обводнённости. Ключевые слова: зоопланктон, мочажина, олиготрофное болото, Вологодская обл., Алексеевское-1, Rotatoria, Cladocera, Copepoda | 1509 | |||||
317 | Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных проблем современного образования в школе: модульное обучение на уроках физики. Модульное обучение позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, активизировать их мышление, формировать и развивать мотивы к получению новых знаний. Авторами предлагается разработанная структура модульного обучения на примере темы «Сила» в седьмом классе с элементами исследовательской деятельности. Ключевые слова: модульное обучение, модуль, блок, исследовательские навыки, исследовательские умения, презентационные способности, самообразование, познавательная деятельность, творческая исследовательская деятельность, блок-схемы, научно-исследовательская деятельность | 1509 | |||||
318 | Статья посвящена анализу структуры современного печатного музейного путеводителя как посредника между музеем и аудиторией в российских музеях. Выявлены особенности структуры традиционного и интерактивного путеводителя, а также главные признаки: текст, иллюстрации, схематические планы залов, справочная информация. Однако интерактивный путеводитель приобрел еще один признак – познавательно-коммуникативный – это вопросы (задания). Перспективным представляется совершенствование интерактивных путеводителей особенно для работы с детской аудиторией. Ключевые слова: интерактивный путеводитель, структура, познавательный характер путеводителя | 1509 | |||||
319 | Рассматриваются образовательные задачи предмета «физическая культура» в современной начальной школе, его место в общем развитии ребенка. Выделены содержательные линии и типы уроков, охарактеризован деятельностный подход к уроку и занятию по физической культуре. Ключевые слова: портрет выпускника, образовательные задачи, разделы и содержание предмета, урок физической культуры | 1509 | |||||
320 | . | 1507 | |||||
321 | В статье раскрываются функциональные возможности и способы использования предметно-образной наглядности при обучении иноязычному ситуативно-обусловленному говорению на младшей ступени. Автором приведены конкретные примеры реализации данной задачи в практической деятельности Ключевые слова: наглядность, предметная и изобразительная наглядность, предметно-образная наглядность, мышление, ситуативное говорение, условные ситуации | 1507 | |||||
322 | Рассматривается вопрос проявления профессиональной компетенции педагога, определяющей специфику детско-взрослого взаимодействия, – реализация открытого стиля педагогической коммуникации. Представлены результаты изучения профессиональных трудностей педагогов дошкольного образования в сфере коммуникаций с участниками образовательных отношений. Дана характеристика открытого стиля педагогической коммуникации в виде описания эмоциональных и поведенческих проявлений взрослого. Наиболее существенным фактором открытого стиля педагогической коммуникации является ориентированность взрослого на сферу потребностей ребенка. Приведены примеры реализации открытого стиля педагогической коммуникации с ориентацией на актуальные потребности ребенка: потребность в любви, принятии; потребность во впечатлениях, познавательная потребность; потребность в активности (физической, психической); потребность во взаимодействии, в общении с другими; потребность в самореализации, самопрезентации. Описаны проявления открытости (закрытости) детей, которые возможно использовать в качестве показателей при организации наблюдений за ними с целью выявления как сферы затруднений при коммуникации, так и для моделирования конструктивных способов детско-взрослого взаимодействия. Ключевые слова: детско-взрослое взаимодействие, профессиональные компетенции педагога, открытый стиль педагогической коммуникации, дошкольное образование | 1507 | |||||
323 | В процессе обучения русскому языку немалая роль отводится формированию, улучшению и увеличению активного словарного запаса школьника. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом выпускник школы должен владеть богатым словарным запасом, а коммуникативные компетенции должны отражать высокий уровень владения лексикой. В статье речь идет о принципе интерактивности, влияющем на развитие современной лексикографии. Анализируется определенный тип словарей – интерактивные, позволяющие пользователям активно взаимодействовать как с самими словарными статьями, редактируя их, так и между собой, дискутируя по поводу отбора лексем в том или ином словаре. Сегодня интерактивный словарь является способом коммуникации и самовыражения, постоянно растущим ресурсом, мгновенно реагирующим на малейшие изменения окружающего мира. Раскрываются характеристики основных, наиболее востребованных в школьной практике интерактивных словарей. Акцент сделан на специфику использования интерактивных словарей разных видов в процессе обучения школьников разных категорий: одаренных детей, детей с ограниченными возможностям здоровья, а также тех, для которых русский язык является неродным. Новизна статьи заключается в том, что интерактивные словари и веб-ресурсы описаны с точки зрения собственного педагогического опыта. Ключевые слова: лексикография, методика преподавания русского языка, Федеральный государственный образовательный стандарт, веб-ресурсы, интерактивный словарь, разные категории обучающихся общеобразовательной школы | 1507 | |||||
324 | Причина прочного успеха драм Арбузова в России и необыкновенной популярности их в странах Европы, Азии, Америки – в характерах, созданных в традиции Шекспира с опорой на натуру. Натура героев рождает идеи их характеров. Идейный диалог, не переходящий в прямую вражду, в центре пьес. Возможность дружеского, любовного диалога часто задана любовным сюжетом. Ключевые слова: Пьесы А. Арбузова, проблема рецепции, натуральные характеры, диалог сознаний | 1506 | |||||
325 | Статья посвящена анализу национально-маркированной лексики в англоязычных публикациях российских СМИ. Семантические средства репрезентации национальных особенностей рассматриваются как способ сохранения русского культурного контекста при иноязычном описании культуры и классифицируются по принципу национальной уникальности. Ключевые слова: национально-маркированная лексика, иноязычное описание культуры, английский язык России | 1506 | |||||
326 | . | 1505 | |||||
327 | . | 1505 | |||||
328 | Статья является результатом теоретического изучения влияния различных современных субкультурных течений на развитие личности подростка. Рассмотрен негативный аспект влияния субкультуры на личность подростка. Ключевые слова: субкультура, виды субкультур, неформальные молодежные группы, влияние субкультуры на личность подростка | 1505 | |||||
329 | Представлена проблема педагогического сопровождения студентов в учреждениях высшего профессионального образования. Автором раскрыта сущность понятий «педагогическое сопровождение», «индивидуальные образовательные маршруты», рассмотрены цели, модель и условия педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов. Ключевые слова: педагогическое сопровождение, личностное развитие, индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальная образовательная программа. | 1505 | |||||
330 | Анализируются особенности проявлений качественных и количественных характеристик агрессивности и враждебных реакций у военнослужащих по призыву. Представлены результаты экспериментального исследования взаимосвязи уровня адаптированности испытуемых с конструктивными и деструктивными формами проявлений агрессии. Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, агрессия конструктивная, агрессия деструктивная, особые условия жизнедеятельности, конфликтная ситуация, потенциал активности | 1504 | |||||
331 | Цели обучения могут быть достигнуты посредством оптимального сочетания содержательных и методических подходов к организации учебного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор форм, методов и средств обучения регламентируются системой дидактических принципов. В данной работе рассматриваются наиболее существенные для исследования дидактические принципы, более подробно – принцип профессиональной направленности. Ключевые слова: дидактика высшей школы, дидактические принципы, профессиональная направленность, обучение, межпредметные связи, содержание образования, фундаментальная и профессиональная подготовка | 1504 | |||||
332 | В статье содержится описание метода оценивания компетенций студентов Ключевые слова: компетенция, компетентность, метод оценивания компетенций, индикатор | 1504 | |||||
333 | Рассматриваются современные методы перестройки кадровой работы в системе управления предприятий. Исследуются вопросы совершенствования механизма организации кадровой работы, приема осуществления персонифицированной мотивации и регламентации деятельности управленческого персонала предприятия. Анализируются экономический, органический и гуманистический подходы к управлению персоналом в условиях рыночной экономики. Ключевые слова: нормативное регулирование, регламент, управление персоналом, регламентация труда, показатели регламентации деятельности | 1504 | |||||
334 | Рассматривается проблема обучения английскому языку в начальной школе, основанная на интенсивных методах обучения, опирающихся на методологию К. Лозанова, известного болгарского ученого, Г. Китайгородской и др. Автор статьи предлагает раннее обучение английскому языку с использованием авторского учебного пособия «Английский интенсивный курс для детей и их родителей» А. А. Вострикова, Е. Н. Дудиной и И. А. Иценко. Главными факторами обучения английскому языку в интенсивном режиме являются создание особых педагогических условий и развитие способностей школьников к изучению английского языка с опорой на продуктивную педагогику, свободное общение на изучаемом языке, овладение навыками речепорождения и совершенствование коммуникативных навыков на родном и на изучаемом языках. Продуктивная педагогика состоит из четырех дидактических циклов, описанных в статье. Ключевые слова: педагогические условия, интенсификация обучения, формирование языковой компетенции, развитие способностей, короткий промежуток времени, дидактический цикл, коммуникативные навыки | 1504 | |||||
335 | Рассматривается пример программы элективного курса по конструированию и программированию роботов на базе комплекта Lego Mindstorms NXT 2.0 первого года обучения. Описываются особенности использования метода проектов, метода портфолио, метода взаимообучения, модульного метода и метода проблемного обучения в процессе преподавания робототехники для школьников. Ключевые слова: робототехника, элективный курс, метод проектов, метод портфолио, метод взаимо- обучения, модульный метод, метод проблемного обучения | 1504 | |||||
336 | - | 1503 | |||||
337 | Институт предварительного слушания в российском уголовном процессе появился сравнительно недавно. При этом, являясь промежуточной стадией между предварительным расследованием и судебным разбирательством, он выполняет функцию своеобразного фильтра, задача которого выявить нарушения, препятствующие рассмотрению дела по существу в судебном заседании. В статье, на основе анализа практики, рассматриваются некоторые проблемные вопросы, возникшие в результате применения института предварительного слушания при рассмотрении судами конкретных уголовных дел | 1502 | |||||
338 | Основной причиной низкого качества психологической подготовки учителя принято считать устаревшее содержание и методы. В статье предпринимается попытка найти объективные причины низкого качества психологической подготовки учителя. Главная из них усматривается в том, что в профессиональном педагогическом образования оказались не сбалансированы его базовые структурные элементы – предметная и общепрофессиональная подготовка. Такой структурный дисбаланс содержания профессионального педагогического образования и обусловливает низкий уровень психологической подготовки учителя. Поэтому необходима модернизация структуры профессионального педагогического образования и важным этапом в разработке такого проекта может стать формирование комплекса дисциплин профессионального ядра. Разработку психологической части предлагается вести с позиции развития профессиональной педагогической и психологической практик. | 1501 | |||||
339 | В статье рассматриваются некоторые аспекты изучения агиографической традиции в произведениях отечественной словесности классического периода. Анализируются некоторые художественные обработки житийных текстов, а также различные способы введения житийных элементов в светские произведения. Иллюстративным материалом служат произведения мастеров русской прозы от А. И. Герцена до Ф. А. Абрамова. Ключевые слова: агиографическая традиция, житейные тексты, русская проза | 1501 | |||||
340 | В статье определено содержание понятия «общекультурная компетентность», предложены педагогические условия ее формирования у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. В разработанной автором экспериментальной программе реализованы педагогические возможности развития общекультурной компетентности детей дошкольного возраста через использование культурно-образовательного потенциала музеев, активных методов обучения в музейно-экскурсионной среде. Предложена экспериментальная программа формирования общекультурной компетентности детей дошкольного возраста в системе «музей – детский сад», предполагающая обращение к культурным ценностям, использование музейных предметов в процессе обучения и развития дошкольников. Ключевые слова: общекультурная компетентность, компетентностный подход, музейная среда, музейная педагогика, музейно-педагогический процесс | 1501 | |||||
341 | Расматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки Ключевые слова: эмоционально-мотивационные компоненты общения, психометрические показатели, надежность, валидность | 1501 | |||||
342 | Данная статья посвящена анализу трансформации образа правителя в России при Петре I. На материале американской историографии рассматриваются истоки специфики российских властных мифологем в контексте предшествующего развития и в сравнении с западноевропейскими традициями властвования. | 1500 | |||||
343 | Рассматривается вопрос развития личностно-профессиональных качеств учителя как способа реагирования на инновационную деятельность. На примере профессиональной среды школы № 3 г. Томска предложены механизмы саморазвития педагога через использование программно-проектного подхода в работе с педагогическими кадрами и применение маршрутных карт для молодых педагогов. Предложенные механизмы способствовуют росту профессиональной квалификации педагогов и успешной реализации инновационного проекта. Ключевые слова: инновационная образовательная практика, профессиональная среда, механизмы саморазвития педагога, программно-проектный подход, маршрутная карта саморазвития учителя | 1500 | |||||
344 | 1499 | ||||||
345 | Обозначены причины возникновения задержки психического развития у младших школьников. Определяются основные противоречия, подтверждающие постановку проблемы формирования логических умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (на примере задержки психического развития) при обучении математике в начальной школе. Проанализированы трудности выстраивания простых умозаключений при выполнении математических заданий младшими школьниками. Приводится краткая характеристика сформированности логических умений у детей с задержкой психического развития, результаты диагностики их сформированности на констатирующем этапе работы, дается их качественный анализ. Выделяются и обосновываются психолого-педагогические условия, способствующие оптимальному формированию логических умений у младших школьников с задержкой психического развития. Приводятся результаты контрольной диагностики сформированности логических умений, позволяющие судить об эффективности выделенных условий и проведенной опытно-экспериментальной работе. Формулируются практические рекомендации по формированию логических умений младших школьников с задержкой психического развития. Ключевые слова: логические умения, младший школьник, ограниченные возможности здоровья, задержка психического развития, обучение математике, психолого-педагогические условия | 1499 | |||||
346 | Комментарий к статье Н.А. Тучковой, Л.К. Шкуркиной «Я спою вам свои песни…» (фольклорные произведения певца-сказителя В.С. Айваседа) // Ханты-мансийский автономный округ в зеркале прошлого. Томск; Ханты-Мансийск, 2004. Вып. 2. | 1498 | |||||
347 | Статья посвящена вопросу происхождения и функционирования числительного «один» в хантыйском языке. Хантыйское числительное «один» (зап. ij / вост. Щj) могло образоваться от финно-угорской основы *ike, *ьke и первоначально означало «единство». Разное звуковое оформление форм числительного «один» в хантыйском языке обусловлено, с одной стороны, диалектными фонетическими различиями, с другой стороны, его функциональными особенностями: употреблением в атрибутивной и неатрибутивной функции. | 1498 | |||||
348 | В статье рассматривается понятие структуры урока и вопрос о конструировании урока математики в разновозрастной группе учащихся малокомплектной школы. Ключевые слова: малокомплектная школа, разновозрастная группа учащихся, математика, структура урока. | 1498 | |||||
349 | Рассматривается история конкретного шаманского бубна, эвенкийского по происхождению, но ставшего традиционным культовым предметом другого народа – хантов. Интересна и история его изучения несколькими поколениями ученых. | 1497 | |||||
350 | Анализируется терминология археологической орнаментики. Проблема состоит в разном понимании отечественными археологами структурных уровней орнаментов и в разном обозначении этих уровней. Автор предлагает свое решение этой проблемы. Ключевые слова: археологическая орнаментология, орнамент, структурные уровни, мотив, элемент, бордюр | 1497 |