Поиск
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "1044//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | . | 951 | ||||
2 | - Ключевые слова: - | 925 | ||||
3 | В статье рассматриваются актуальные направления развития муниципальных образовательных систем и сетей, актуальность исследования которых обусловлена наличием объективных тенденций развития российского образования: возрастанием требований государства и общества к деятельности муниципальных образовательных систем на селе в области качества, эффективности, доступности образовательных услуг; необходимостью формирования механизмов развития образования на селе: территориальных сетей, включающих современные модели школ (в том числе малокомплектных и малочисленных), реализующих современные образовательные программы путем использования инновационных образовательных технологий; моделей и технологий подготовки и повышения квалификации педагогов для сельской местности. Автор статьи предлагает рабочее определение данного понятия, классификацию муниципальных образовательных сетей, описание конкретной экспериментальной деятельности и ее результаты по формированию сетей в Томской области. Ключевые слова: региональная, муниципальная образовательная система, классификация муниципальных образовательных сетей. | 1027 | ||||
4 | В статье рассматриваются актуальные направления развития малокомплектной школы (МКШ), от модернизации которой зависит во многом решение насущных проблем муниципальных и региональных образовательных систем (введение подушевого финансирования, отраслевой системы оплаты труда, внедрение предшкольного образования, профильного обучения и др.). Механизмом развития МКШ являются педагогические кадры. В работе предлагается анализ кадрового ресурса МКШ (на примере Томской области), выявляются основные противоречия профессионального роста учителей малых школ, выделяются педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов МКШ. Авторы статьи предлагают описание конкретной экспериментальной деятельности и ее результаты по развитию профессиональной компетентности данной группы специалистов. Ключевые слова: сельская малокомплектная школа, педагогические условия развития педагогов | 1100 | ||||
5 | В статье анализируются современные модели подготовки учителей для сельских малокомплектных образовательных учреждений, в том числе и авторские, выделяются и характеризуются педагогические условия реализации предложенных моделей подготовки: спецификации содержания психолого-педагогического образования на основе использования теории межпредметных связей и разновозрастных групп; использовании практикоориентированной дидактической технологии. Авторы статьи предлагают описание конкретной экспериментальной деятельности и ее результаты Ключевые слова: сельская малокомплектная школа, педагогические условия профессиональной подготовки учителя | 1248 | ||||
6 | В статье рассматриваются актуальные направления развития муниципальных образовательных систем и сетей, актуальность исследования которых обусловлена наличием объективных тенденций развития российского образования: возрастанием требований государства и общества к деятельности муниципальных образовательных систем на селе в области качества, эффективности, доступности образовательных услуг; необходимостью формирования механизмов развития образования на селе: территориальных сетей, включающих современные модели школ (в том числе малокомплектных и малочисленных), реализующих современные образовательные программы путем использования инновационных образовательных технологий; моделей и технологий подготовки и повышения квалификации педагогов для сельской местности. Ключевые слова: региональная, муниципальная образовательная система, классификация муниципальных образовательных сетей | 1149 | ||||
7 | Рассматриваются актуальные направления диагностики эффективности модернизации сельских муниципальных образовательных систем и педагогических условий ее реализации, актуальность исследования который обусловлена необходимостью формирования механизмов развития образования на селе: территориальных сетей, включающих современные модели школ (в том числе малокомплектных и малочисленных), реализующих современные образовательные программы путем использования инновационных образовательных технологий; моделей и технологий подготовки и повышения квалификации педагогов для сельской местности Ключевые слова: диагностика эффективности модернизации муниципальной образовательной системы | 977 | ||||
8 | В статье анализируются специфика сельских систем образования, историко-педагогические тенденции развития муниципальных образовательных систем РФ, направления и механизмы реализации идей доступности, качества и эффективности в процессе структурных комплексных изменений в 2002-2009 гг., тенденции процесса формирования сетей образовательных учреждений в рамках комплексного проекта модернизации образования (на примере Томской области). Ключевые слова: общие историко-педагогические тенденции развития муниципальных образовательных систем РФ, специфика сельских систем образования, тенденции реализации идей модернизации | 899 | ||||
9 | Статья посвящена рассмотрению социокультурного контекста, в котором ведется поиск моделей образовательных практик сельской школы, адекватных меняющимся требованиям современности. Информационно-коммуникативный, плюральный и технологический характер социальности постиндустриального общества позволяет сельской школе успешно развивать сельский социум, способствуя положительному самоопределению учащихся по отношению к различным видам социальной деятельности в условиях своего села Ключевые слова: образовательная практика, человеческий потенциал, сельская школа, образовательные результаты, открытость, коммуникация | 1118 | ||||
10 | В предложенной работе исследуются общие историко-педагогические тенденции развития муниципальных образовательных систем России, специфика сельских систем образования, тенденции реализации идей доступности, качества и эффективности в процессе структурных комплексных изменений в 2002–2009 гг., тенденции процесса формирования сетей образовательных учреждений в рамках комплексного проекта модернизации образования (на примере Томской области). Ключевые слова: историко-педагогические тенденции развития муниципальных образовательных систем России, специфика сельских систем образования, тенденции реализации идей модернизации. | 975 | ||||
11 | Рассматриваются философские и педагогические основания процесса комплексных структурных изменений в образовании Российской Федерации: становление теорий постиндустриального общества, модернизации, философии образования, управления образовательными системами, педагогики сельской школы. Ключевые слова: общие историко-педагогические тенденции в развитии муниципальных образовательных систем в России, тенденции реализации идей модернизации. | 975 | ||||
12 | Рассмотрены вопросы организации профильного обучения в сельской школе, представлены ведущие модели профилизации в сельских образовательных учреждениях, адаптированных и внедренных в образовательные учреждения Томской области. Ключевые слова: модели сетевого взаимодействия, модели организации профильного обучения в мало- комплектных, малочисленных, отдаленных школах сельской местности | 923 | ||||
13 | Рассмотрены вопросы моделирования образовательных сред. На основе историко-педагогического анализа в работе обосновывается модель образовательной среды для формирования социальной компетентности будущего учителя сельской школы. Ключевые слова: моделирование, образовательная среда, социальная компетентность, сельская школа | 917 | ||||
14 | Анализируются основные показатели сформированности сетевого взаимодействия образовательных учреждений (на примере региональных образовательных систем Сибирского федерального округа). Ключевые слова: сетевое взаимодействие, сетевые критерии, показатели, сетевые сообщества | 1007 | ||||
15 | В статье описываются методологические подходы, которые используются при теоретическом обосновании сетевого взаимодействия образовательных учреждений (ОУ). Ключевые слова: методология, системный, диалектический, исторический, комплексный, компетентностный подходы | 931 | ||||
16 | В статье освещена сложившаяся ситуация в образовательной сфере, рассмотрены теоретические и методические аспекты обучения иноязычному личностно ориентированному общению, владение которым способствует адекватному диалогу культур, международной интеграции образования России и других стран, а следовательно, формированию профессионала высокого класса с непревзойденными возможностями. Ключевые слова: международная интеграция, личностно ориентированное иноязычное общение | 956 | ||||
17 | На основе историко-педагогического анализа концепций дополнительного профессионального педагогического образования и практики деятельности учреждений дополнительного профессионального педагогического образования Сибирского федерального округа обосновывается методологический аппарат исследования проблемы персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования. Ключевые слова: модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования, национально-региональный подход, непрерывное образование, методология, исследование | 912 | ||||
18 | В контексте оценки качества профессиональной педагогической деятельности, в частности различных моделей аттестации педагогов, рассматривается вопрос педагогических стереотипов; предлагается механизм формирования современного мышления учителя. Ключевые слова: педагогические стереотипы, профессиональная педагогическая деятельность, оценка эффективности педагогической деятельности, аттестация учителя | 1313 | ||||
19 | Выявляются предпосылки, ведущие направления, методологические основания формирования современной системы дополнительного профессионального педагогического образования в условиях развивающегося сетевого общества. Ключевые слова: образование взрослых, методологические подходы, педагогические условия реализации андрагогического подхода | 917 | ||||
20 | На основании историко-педагогического анализа моделей повышения и организации профессионального роста учительства выявляется и характеризуется систематика моделей индивидуализации и персонификации на основании доминирования и особенностей компонентов модели. Ключевые слова: систематика моделей индивидуализации и персонификации, основание доминирования и особенностей компонентов модели | 926 | ||||
21 | Анализируется проблема формирования концептуальных оснований современной аттестации учителя; описываются региональные модели аттестации педагогов в условиях перехода на ФГОС общего образования. Ключевые слова: аттестация, Федеральный государственный образовательный стандарт, историко-педагогический анализ проблем аттестации педагогов в России | 915 | ||||
22 | Стремительно меняющаяся социальная реальность, которую исследователи характеризуют как ситуацию социальной неопределенности, определяет вызовы, проблемы и возможности жизненного пространства молодежи. Отсутствие четких ориентиров будущего, переоценка ценностей старшего поколения, серьезные функциональные изменения института семьи, усиление влияния средств массовой информации и пространства Интернета актуализируют необходимость целенаправленного воспитательного взаимодействия социальных институтов с молодежью. На основании историко-педагогического анализа уточняется понятие «современная молодежь», предлагается описание содержания данного понятия в меняющейся социальной действительности. Дана характеристика ситуации неопределенности как возможности развития и актуализации социального потенциала молодежи, проявления активной и ответственной позиции молодого человека в различных взаимосвязанных жизненных пространственных обстоятельствах. Представлены три группы проблем воспитания молодежи, описан комплекс условий, обеспечивающих эффективность процесса социализации молодежи на современном этапе. Ключевые слова: молодежь, жизненное пространство молодежи, социальная неопределенность, социальные институты, ответственность | 985 | ||||
23 | Введение. Исследование посвящено историко-педагогическому анализу проблемы геймификации. Актуальность исследования обусловлена недостаточным уровнем обоснования как самого понятия, так и его содержания, особенностей применения ведущих идей данной теории в образовании. Цель статьи – выявить и обосновать особенности становления ведущих положений теории геймификации в российской педагогической науке (1992–2021 гг.). Материал и методы. Методологическими ориентирами на различных этапах исследования являлись основные положения диалектического подхода, системного подхода в историко-педагогическом исследовании. Теоретическое исследование осуществлялось на совокупности изданий научной электронной библиотеки (www.elibrary.ru), опубликованых в 1992–2021 гг. Методы исследования – теоретические: анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; логико-исторический и системный. Результаты и обсуждение. В процессе исследования мы пришли к выводу, что геймификация – это современная педагогическая категория, «описывающая применение в обучении подходов, характерных для компьютерных игр», чье использование обеспечивает мотивацию участников образовательного процесса в экосистеме образовательной организации, способствует их оптимальному взаимодействию, личностному и профессиональному развитию средствами специальных геймметодик. Становление теории геймификации в образовании России осуществлялось в рамках ряда этапов. На первом этапе развития теории геймификации («Становление представлений о геймификации в российской педагогической науке» (2010–2015 гг.)) в первую очередь были обобщены и оформлены разрозненные данные о зарождении самого феномена, описаны теоретические предпосылки его возникновения, сделаны попытки обоснования понятия и особенностей феномена геймификации, представлены отдельные материалы о процессе геймификации и его специфике применения в различных областях жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании. На втором этапе («Оформление ведущих направлений изучения феномена геймификации в России» (2016–2019 гг.)) были определены отдельные ведущие методологические и теоретические основы, заложен фундамент для обоснования концепций организации образовательного процесса с использованием элементов геймификации в высшей школе, сформулированы задачи геймификации для организаций общего и дополнительного образования детей. Для третьего этапа («Формирование и систематизация ведущих идей теории геймификации» (с 2020 г. до настоящего времени)) характерно количественное накопление научного знания о феномене, формировании его элементов на теоретико-методологическом уровне и создании элементов современного технологического продукта. Заключение. В настоящее время в становлении данного феномена наступает новый этап, позволяющий на качественно новом уровне обосновать содержание геймификации как современной образовательной технологии, а также на принципиально новом уровне организовать сетевой образовательный процесс в онлайн- и офлайн-режиме. Ключевые слова: геймификация, цифровизация российского образования, особенности, этапы становления | 888 | ||||
24 | В процессе становления современной системы российского образования одной из наиболее актуальных проблем является проблема кадрового обеспечения комплексных структурных изменений данной сферы общества. В условиях мультикультурного контекста и современной образовательной парадигмы важнейшим является вопрос подготовки школьного учителя. В статье систематизировано научное знание о современных образовательных результатах (hard-skills, soft-skills, self-skills), предлагается обоснование понятий надпредметных и личностных умений. Систематизированы отдельные инновационные идеи в области организации образовательного процесса в современных вузах: 1) вариативные модели обучения, направленные на формирование у студентов поколения Z личностных и надпредметных навыков: T-shaped model (T-модель), обеспечивающая в горизонтальной плоскости формирование мягких навыков (soft-skills), в вертикальной – предметно-специализированные и профессиональные навыки (hard-skills); V-модель высшего образования, направленная на создание условий для становления творческих специалистов, обладающих умениями непрерывного саморазвития (self-skills); 2) элементы методик формирования у студентов soft-skills, в том числе связанные с различными методами мотивации, организацией процесса коммуникации, использованием специализированных средств обучения, навыков эмоционального интеллекта и др.; 3) модель «Soft-skills педагога», обладающего готовностью к осуществлению образовательного процесса, направленного на формирование у студентов различных образовательных результатов (hard-skills, soft-skills, self-skills) и др. В статье на основании опыта Томского государственного педагогического университета предлагается обоснование процесса формирования надпрофессиональных и личностных навыков студентов педагогического вуза средствами рефлексивно-деятельностного подхода как теоретического основания для проектирования механизмов, обеспечивающих развитие (саморазвитие) потенциала субъекта, способного к самоопределению. Логичным представляется развитие личностных навыков обучающихся с точки зрения их устремления к появлению детерминации своей собственной позиции в любой проблемной ситуации. Ключевые слова: образование, подготовка учителя будущего, self-skills, самоопределение | 340 | ||||
25 | Развитие сельских школ как основной группы российских общеобразовательных организаций обусловило задачу формирования современного кадрового ресурса, обладающего не только предметно-специализированными компетенциями, но и готовностью к профессиональной деятельности в области психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса, в том числе средствами цифровой дидактики, организации процесса самосовершенствования и др. Профессиональное развитие, становление педагогического мастерства учителя в современных условиях школы на селе возможно лишь посредством его непрерывного образования. Одним из этапов формального непрерывного образования для педагогов сельских школ является магистратура. Целью настоящей работы является систематизация научных представлений о механизмах организационно-педагогического сопровождения подготовки учителей к работе в сельской школе средствами магистратуры педагогического вуза. В статье средствами теоретического анализа систематизировано научное знание об особенностях сельской школы в условиях современных комплексных структурных изменений, о специфике профессиональной педагогической деятельности данной группы учителей. Доказывается положение, что одним из механизмов профессионального развития учителя сельской школы является магистратура со специализированной образовательной программой. На основе историко-педагогического анализа предлагается систематика ведущих механизмов сопровождения профессионального развития педагога сельской школы (в том числе научно-методическое, организационно-педагогическое и др.), технологий, форм его реализации (тьюторство, кураторство, наставничество и др.), вводится понятие организационно-методического сопровождения образовательного процесса как деятельности акторов по проектированию и реализации взаимодействия между субъектами (обучающимися, координаторами, преподавателями и др.) средствами разработанного комплекса организационных и научно-методических мероприятий, нацеленных на повышение его результативности. Анализируется содержание организационно-методического сопровождения образовательного процесса, разработанное для магистрантов Томского государственного педагогического университета. Реализация данной магистерской программы, в том числе авторская модель организационно-методического сопровождения, позволит результативно решать как задачи подготовки новых профессионалов для современной системы сельского образования, так и создать условия для становления будущих исследователей в области педагогики сельской школы. Ключевые слова: учитель, педагогика сельской школы, механизмы сопровождения профессионального развития учителя, организационно-методическое сопровождение, магистратура педагогического университета | 412 |