Поиск
Warning: Undefined array key "3655//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "3655//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3655//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3655//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3655//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3655//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3655//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3655//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3655//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3655//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3655//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3655//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3655//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3655//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "3655//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | В центре внимания – проблема аксиологического миромоделирования, рассмотренная через призму когнитивно-коммуникативных аспектов речевого поведения, в частности, ведущих информационно-аналитических радиопрограмм. Исследуются имплицитный уровень реализации дискурсивной идеологии, понимаемой как система ценностных презумпций и коммуникативных установок. На примере анализа метаязыковых и метаречевых рефлексивов делается вывод о специфике идеологических дискурсивных модусов. Ключевые слова: миромоделирование, дискурсивная картина мира, дискурсивная идеология, речевое поведение, метаязыковые, метаречевые рефлексивы | 853 | ||||
2 | В центре внимания – проблема аксиологического миромоделирования, рассмотренная через призму когнитивно-коммуникативных аспектов речевого поведения радиоведущих. На примере анализа мотивной структуры делаются выводы о специфике идеологических модусов дискурса. Мотив, в совокупности реализуемых им структурно-композиционных и содержательных приемов, рассматривается как выражение дискурсивной идеологии. Функционирование мотивной структуры дискурса информационно-аналитического радио исследуется через языковые и коммуникативные механизмы реализации конфликтного потенциала. Идеологический уровень реализуется в концептологически значимых дискурсивных оппозициях, реализующихся в границах предпочитаемой культурной модели. Ключевые слова: дискурсивная картина мира, дискурсивная идеология, конфликтность, мотивная структура дискурса | 831 | ||||
3 | В центре внимания методологическая проблематика лингвистической интерпретации поликодового текста. При теоретической разработанности подходов к осмыслению текста как коммуникативного целого, в совокупности его языковых и семиотических кодов, практические вопросы анализа еще во многом открыты и требуют дальнейшего рассмотрения. В качестве операциональной единицы анализа поликодового текста рассматривается дискурсивная картина мира, понимаемая как динамическая модель взаимодействия автора и адресата, образуемая на пересечении ценностных позиций коммуникантов. Сложность работы с этим понятием и явлением обусловлена необходимостью междисциплинарного подхода с дискурсивно ориентированных позиций. В качестве вариантов методологических решений анализа поликодового текста в данной статье рассматриваются примеры студенческих работ, выполненных в рамках лингвистических спецсеминаров. Ключевые слова: поликодовый текст, дискурсивная картина мира, дискурсивная модель взаимодействия автора и адресата | 877 | ||||
4 | Возрастание роли интерактивного сегмента источников массовой информации обращает исследователей к проблеме речевой деятельности говорящего, диалогический слой которой определяется не только фактором слушающего, но и ролью отвечающего – участника передач, осваивающего публичное пространство на равных правах с автором и ведущим. Широко осмысляемое в гуманитарных науках диалогическое взаимодействие сфокусировано в данной работе в проблематике дискурсивных условий коммуникации, отражаемых в языковом выборе говорящих и их речеповеденческом репертуаре. В центре внимания – игровые модели коммуникации, специфицированные жанром розыгрыша и теми дискурсивными презумпциями, которые направляют ход диалогического взаимодействия. Ключевые слова: дискурсивная картина мира, коммуникативная модель взаимодействия, публичный диалог, игровая коммуникация | 761 | ||||
5 | Рассматриваются особенности дискурсивной организации публичного диалога. На материале текстов радио исследуются когнитивные и коммуникативные механизмы создания определенных моделей коммуникативного взаимодействия автора / журналиста / ведущего развлекательных программ и адресата. Интерактивная диалогическая модель анализируется как аналог всего дискурса в его синергетическом и системном проявлении. Ситуативная модель коммуникативного взаимодействия исследуется с позиции фреймовой структуры, что позволяет выявить специфику соотношения личностного опыта аксиологизации и его дискурсивных детерминаций. Ключевые слова: радиодискурс, модель коммуникативного взаимодействия автора и адресата, аксиологичность, диалогические фрейм-структуры | 663 | ||||
6 | В современной когнитивно-дискурсивной лингвистике появляется все больше новых понятий, отсутствующих в прежней структурной парадигме. Предметом активных научных рефлексий становится понятие дискурсивной личности. В данной статье это понятие рассматривается в контексте массмедийной радиокоммуникации, дискурсивная практика которой формируется при активном участии интерактивных диалогических жанров. В пространстве коммуникативного взаимодействия дискурсивная личность проявляет не только личностный аксиологический опыт, но и усваивает дискурсивный, эксплицированный в коммуникативно-речевых конвенциях и ценностных презумпциях. Результатом этого взаимодействия становится дискурсивная картина мира, формируемая в активных динамических средах коммуникативного взаимодействия. Ключевые слова: дискурсивная личность, дискурсивная практика массмедиа, интеракция, коммуникативное взаимодействие, дискурсивная картина мира | 1006 | ||||
7 | Дискурсивная практика массмедиа, рассматриваемая с позиции коммуникативно-прагматического подхода, аспектируется в данной работе этической проблематикой. Аксиологическая проекция дискурсивной картины мира интерактивных жанров радио позволяет заострить внимание на объяснительных позициях анализа речевой практики, зафиксировать в коммуникативных моделях взаимодействия автора и адресата ценностные доминанты, эксплицирующие институциональную идеологию, и ментально-языковые реакции субъектов коммуникации, выявить зоны их согласованности и конфликтности. Процесс координирования дискурсивного опыта коммуникантов и индивидуального рассматривается в связи с такими терминами, как «дискурсивная личность» и «дискурсивное сознание». Ключевые слова: коммуникативные модели взаимодействия автора и адресата, дискурсивная картина мира, аксиология, дискурсивная личность | 751 | ||||
8 | Рассматриваются дискурсивные механизмы реализации диалогического общения в коммуникативном пространстве интернета. В качестве базового принципа развития диалога между представителями религиозного дискурса и массовой аудиторией выступает координация речепсихических ресурсов коммуникантов и ценностно-смысловых позиций, значимая для достижения коммуникативной успешности. Медиатизация современного общества повлияла на консервативный в своей аксиологической основе религиозный дискурс. Медийная организация публичного диалога ярко демонстрирует зоны аксиологической согласованности и конфликтности, возникающие на пересечении религиозного и массмедийного дискурсов. Ключевые слова: диалогическое взаимодействие, интернет-коммуникация, религиозный дискурс | 779 | ||||
9 | В центре внимания – принципы дискурсивной организации радио, социокоммуникативная практика которого рассматривается в аспекте моделирования. Релевантным подходом к анализу коммуникативной и социокультурной природы современного радио видится дискурсивный анализ, на основе которого 1) описываются факторы организации дискурсивного пространства радиокоммуникации как дискурсивной формации и как лингвосоциокультурной модели, в границах которой функционируют субдискурсы, организованные по определенным типологическим основаниям; 2) выявляются дискурсивные механизмы организации различных субдискурсов, характеризующих содержательное наполнение определенных радиоканалов (жанрово-тематические, коммуникативные, языковые параметры организации); 3) описываются конкретные модели взаимодействия участников дискурса (автора и адресата) и формы реализации этих моделей. Ключевые слова: дискурс радио, моделирование, радиотекст, дискурсивная картина мира | 860 | ||||
10 | Введение. Цифровая платформа организации современного радиовещания существенно трансформирует принципы информирования и коммуникации с адресатом. Материал и методы. Предметом обсуждения в данной статье выступают коммуникативные способы реализации персонального дискурса радио. Основные результаты. В центре внимания образ радиоведущего, который формируется на пересечении стратегий самопрезентирования и рекламирования радиосайта как информационного ресурса. Функциональный потенциал взаимодействия коммуникативных стратегий проявляется в том, как автор идентифицирует себя через набор ролей профессиональной и личностной ориентированности. Специфика ролевой реализации автора рассматривается через описание макротекстовой структуры – социокультурных и жанровых особенностей интернет-блога, выступающего прецедентной формой организации вещания. Социально-сетевой принцип функционирования радио определяет базовый параметр его картины мира – индивидуализацию процесса взаимодействия с адресатом, организацию психоэмоциональной среды формирования идентичностей. Заключение. Комплекс взаимодействующих коммуникативных стратегий становится тем дискурсивным механизмом, который определяет вариативность ролевого поведения личности автора – дискурсивной личности, проявляющей себя в процессе интерактивной коммуникации, в процессе формировании дискурсивной картины мира как мира общих с адресатом ценностей, комфортной психоэмоциональной среды взаимодействия. Ключевые слова: персональный дискурс радио, коммуникативные стратегии самопрезентирования и рекламирования, контекстная макроструктура, дискурсивная картина мира | 898 | ||||
11 | Введение. Современные конвергентные формы медийной коммуникации демонстрируют разнообразные способы и модели взаимодействия агентов дискурса (журналистов, авторов и ведущих программ) и клиентов – адресатов, получивших в сетевом пространстве статус пользователей, участников интеракций, создателей информационного и развлекательного контента. Дискурсивная практика радио в социальных сетях формируется под влиянием технологических процессов интеграции, на основе ценностных систем, принципов взаимодействия с адресатом, сформированных в традиционном, аналоговом вещании и в сетевых аккаунтах интернета. Материал и методы. Дискурсивный анализ, направленный на выявление специфики диалогической коммуникации, позволяет определить роль контекстных макроструктур в построении и развитии сценариев коммуникативного взаимодействия. Контекстные макроструктуры социально-сетевого радио, функционирующие на пересечении дискурсивных практик радио и веб-коммуникации, определяют прагматические установки субъектов интеракций, тематическую прогрессию и семантические репрезентации дискурса. В качестве материала рассматриваются тексты развлекательного радио Maximum социально-сетевого аккаунта «ВКонтакте». Результаты и обсуждение. Анализ речевой структуры социально-сетевой версии канала выявил следующие закономерности в реализации диалогических моделей коммуникации, формируемых под воздействием контекстных макроструктур. На основе аудиального кода радийной макроструктуры формируется согласованная диалогическая модель: участники интеракций используют кооперативную стратегию взаимодействия при обсуждении музыкальных текстов. Макроструктура социально-сетевой коммуникации реализует преимущественно конфликтную модель, актуализируя эгоцентрическую стратегию взаимодействия. Установка коммуникантов на аналоговую форму трансляции (линейную коммуникацию от источника к слушателям) реализуется в межсубъектной модели взаимодействия, что находит свое выражение в общности картин мира коммуникантов. Доминирование в речи социально-сетевой макроструктуры определяет квазимежсубъектный сценарий развития диалога, подчиняющийся принципам аффилиации – присоединения к сказанному с целью актуализации в публичном пространстве. Заключение. Данная модель не демонстрирует эксплицитных маркеров диалогичности, но может быть рассмотрена с точки зрения успешной коммуникации, если учитывать дискурсивную перспективу социально-сетевого радио и основополагающую ценность ее картины мира – установку на развлечение. Ключевые слова: развлекательное радио, дискурс радио в социальных сетях, диалогические модели коммуникации, контекстные макроструктуры | 664 | ||||
12 | Введение. Актуальность описания текстологических параметров радиотекста обусловлена новой формой его функционирования – медийной интеграцией радио и интернета, актуализирующей как классический, аудиальный код, так и инновационные: вербально-графический и акциональный. Материал и методы. Рассматриваются семиотические характеристики радиотекста, обеспечивающие его когерентную целостность на уровне адресата. В качестве основного признака выделяется темпоритмическая организация, по-разному специфицирующая радиотекст аналогового вещания и сетевого. На основе семиотической теории текста доказывается интегральная значимость темпоритмической структуры радиотекста для обеих форм радиовещания. Результаты и обсуждение. Семиотический потенциал темпоритма реализуется в организации внимания радиослушателя и пользователя сетевой версии радио. Рассматривается специфика реализации темпоритмической структуры в аналоговом и конвергентном радиовещании, делаются выводы о ее концептуальной значимости для формирования картины мира радио. Динамическая структура темпоритма аналогового (аудиального) радиотекста проявляется на паравербальном уровне его организации – в тех сверхфразовых связях, которые позволяют подключать рассеянное внимание адресата к определенным фрагментам речевого потока, ключевым словам, образам и эмоциям. В конвергентном радиовещании темпоритмический механизм активации внимания реализует акциональный код взаимодействия автора (модератора) и адресата – интерактивного пользователя, который проявляет необходимую для дискурсивной практики радио активность в производстве его гипертекста. Заключение. Анализ радиотекста разной технологической природы позволяет говорить о параметрах текстообразования, актуальных для медийного текста, характеризующегося семиотической гибридностью, жанровым полиморфизмом и специфической ролью адресата, участвующего в генерировании текстового контента. Ключевые слова: радиотекст, гипертекст, темпоритм, прототипическая (аудиальная) форма радиовещания, конвергентная форма радиовещания | 536 | ||||
13 | Введение. Современные медийные дискурсы, формируемые на пересечении разных (конкурирующих и взаимодействующих) практик интернета, рекламы, PR-коммуникации и источников СМИ, реализуют семиотическую среду, которая с точки зрения выполняемых функций может быть охарактеризована как монологическая, ориентированная на развлечение аудитории. Эксплозия способов привлечения внимания явно диссонирует с имплозией содержательных доминант дискурса, подвергающихся существенному воздействию развлекательной функции, которую можно охарактеризовать как ценностно-ориентирующую идеологию современных СМИ. Цель статьи – описать специфику развлекательной функции СМИ в дискурсивном пространстве конвергентного радио. Объект исследования – дискурсивная практика конвергентного радио. Материал и методы. Рассматриваются новые формы медийной коммуникации, значимые в аспекте тех технологических и социокультурных изменений, которые обусловили появление конвергентного радио. На материале веб-страниц и социально-сетевых версий радиоканалов анализируются дискурсивные механизмы реализации развлекательной функции. На основе теоретических положений дискурс-анализа и социальной семиотики делается предположение о гедонистическом характере развлекательной функции конвергентного радио. Результаты и обсуждение. Прежде всего гедонистические характеристики распространяются на коммуникационную среду радио, адресаты которого стали полноправными субъектами дискурса и его акторами. Информационный контент конвергентного радио формируется в среде активной коммуникации, в жанрах, которые унаследовали прототипические черты интернет-общения (чат-коммуникации). Если коммуникативный гедонизм как базовый компонент развлекательной функции и основная стратегия взаимодействия с адресатом достаточно хорошо представлен в научной литературе, то акциональный гедонизм рассматривается в этом качестве впервые. Заключение. Проанализированы те способы междискурсивного взаимодействия, которые являются основополагающими для формирования развлекательно-гедонистической функции, моделирующей особый тип отношений субъектов дискурса на основе потребительской идеологии. Сделаны выводы о значимости этого функционального компонента для дискурсивной среды конвергентного радио, в которой границы между развлекательным, информационным и аналитическим становятся очевидно нечеткими. Ключевые слова: дискурс конвергентного радио, дискурсивное взаимодействие, коммуникативный и акциональный гедонизм радиодискурса, потребительская идеология | 654 | ||||
14 | В статье рассматриваются способы реализации дискурсивного контроля, действующие в коммуникационном пространстве развлекательного и информационно-аналитического радио. Технологические и социокультурные преобразования медийного дискурса радио указывают на значимость в его организации адресата, активно участвующего в диалогах с ведущим посредством телефонной связи. Одним из основных способов удовлетворения запроса массовой аудитории на индивидуализированный характер присутствия в медийном пространстве становится формирование в институциональном дискурсе радио пространства межличностной коммуникации, в границах которого интерактивные адресаты реализуют социоречевую потребность в диалоге, рекреативной деятельности и самоактуализации. Согласно выдвигаемой в работе гипотезе, одним из механизмов организации диалогического взаимодействия является дискурсивный контроль, осуществляемый как социоречевая медийная практика (дискурсивная практика в терминах социально-психологической теории дискурса), в границах которой говорящим предписываются определенные нормы коммуникативного поведения. Методологические принципы анализа, разработанные в границах дискурсивного подхода отечественными и зарубежными лингвистами, позволяют рассматривать механизмы реализации дискурсивного воздействия – контроля над речевыми действиями коммуникантов. Специфика реализации контроля прослеживается в действии дискурсивных правил и ценностных установок, не осознаваемых коммуникантами, но эксплицитно присутствующих в речи субъектов дискурса – ведущих радиопрограмм и интерактивных адресатов. Способом актуализации дискурсивных правил, закрепленных форматом радиостанции, являются коммуникативные стратегии и тактики, регулирующие коммуникативное поведение субъектов на психоречевом уровне. Процесс психоречевого координирования субъектов дискурса в границах кооперативной коммуникативной стратегии рассматривается в аспекте формирования ценностно-смыслового пространства диалога, для реализации которого большое значение имеет установка на коммуникативный гедонизм – рекреативную деятельность коммуникантов, направляющих диалогическое общение в русло фатического взаимодействия. В заключении делаются выводы о том, что диалог в пространстве медийной коммуникации является дискурсивно программируемым действием, основным механизмом его актуализирования становится развлекательно-игровая установка – аксиологическая доминанта радиодискурса, имеющая значение для организации контента как развлекательного, так и информационно-аналитического радио. Ключевые слова: дискурс радио, интерактивная коммуникация, диалогичность, коммуникативный гедонизм, дискурсивный контроль | 231 |