Поиск
Warning: Undefined array key "5716//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "5716//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "5716//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "5716//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "5716//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Введение. Рассматривается тема детства в лирике Георгия Иванова, по свидетельству многих, лучшего поэта русского зарубежья, принадлежащего к поколению первой волны эмиграции. Тема детства прослежена на материале всего корпуса лирики Г. Иванова с учетом влияния акмеистических установок поэта, а также формирования экзистенциального мировидения в его позднем творчестве. Цель: проследить эволюцию детской темы у Г. Иванова от идиллического изображения детей в контексте пасторального комплекса, характерного для ранней лирики поэта, до экзистенциального, свойственного его зрелому творчеству. Материалы и методы. Методология исследования основана на интерпретации художественных текстов с опорой на теоретико-литературоведческие понятия (акмеизм, литературная традиция, поэзия диаспоры и метрополии и пр.). Использовался также сравнительно-исторический метод применительно к анализу текстов, типологически близких, но имеющих временную дистанцию. Результаты и обсуждение. Тема детства в литературе русского зарубежья уже была предметом научных изысканий, но на поэтическом материале подобных исследований еще очень немного, это касается и лирики Г. Иванова. Была рассмотрена эволюция детской темы у поэта в связи с акмеистическими воззрениями автора, выявлены метаморфозы темы в связи с появлением в лирике ностальгической и экзистенциальной тематики, связанной с эмиграцией. Заключение. Лирическое воплощение темы детства у раннего Г. Иванова связано с его акмеистическими установками, образы детей имеют вид «культурного клише» (амуры, ангелочки, девочки-пейзанки) и вписаны в общий пасторальный модус. Детство, сообразно геософским установкам Н. Гумилева, в чей круг входил поэт, воспринимается Г. Ивановым как начало культурного путешествия, поэтому ювенильная тематика сопровождается у него большим количеством литературных и культурологических аллюзий. В эмигрантской лирике тема детства оказывается неразрывно связанной с мортальной тематикой, что соответствует общему настроению последних сборников поэта. Образ детства искажается, порой до неузнаваемости, включаясь в общее настроение безысходности, ностальгии и эмигрантской тоски. Ключевые слова: Георгий Иванов, поэзия русской эмиграции первой волны, тема детства, пасторальные мотивы, экфрасис, аллюзия, акмеистические традиции, экзистенциальные мотивы | 871 | ||||
2 | Введение. Рассматривается образ Петербурга в лирике Ивана Елагина, одного из заметных представителей второй волны эмиграции. Цель – проследить развитие образа в его эволюции, зафиксировать «общие места» петербургской поэтики, вместе с тем отметить и личный вклад автора в разработку темы в условиях эмиграции. Материал и методы. Методология исследования предполагает интерпретацию поэтических текстов с опорой на теоретико-литературоведческие понятия (акмеизм, литературная традиция, поэзия диаспоры и метрополии и пр.). Автор статьи также придерживался сравнительно-исторического метода при анализе текстов, сопоставляя стихотворения, имеющие приметы одного поэтического течения, но «разнесенных» во времени. Результаты и обсуждение. Образ Петербурга в литературе русского зарубежья не раз становился предметом научных изысканий, но лирика Ивана Елагина еще не привлекала пристального внимания литературоведов в плане трактовки темы Петербурга с акмеистических позиций. Был рассмотрен ряд стихотворений поэта как яркий пример следования заветам акмеизма в условиях эмиграции, хотя в лирике Елагина не менее важен и авангардный элемент. Но в образе города на Неве поэт сознательно ориентируется на поэтику акмеизма, о чем говорят многочисленные аллюзии и тематические переклички со старшими акмеистами – Н. Гумилевым, А. Ахматовой, О. Мандельштамом. Заключение. Лирическое воплощение образа Петербурга у Ивана Елагина продиктовано его акмеистической ориентацией и желанием вписать свое имя в ряд собственных поэтических учителей-акмеистов. Петербург Елагина актуализирует общие для «петербургского текста» установки, но, кроме того, демонстрирует эмигрантскую специфику в трактовке образа Северной Пальмиры. Доминирующей чертой образа становится его мортальность, устремленность в «потустороннее», отражение в нем экзистенциальной тоски и ностальгии – извечных «спутников» поэта-изгнанника. Ключевые слова: Иван Елагин, поэзия русской эмиграции второй волны, «петербургский текст», аллюзия, акмеистические традиции, тема смерти | 833 | ||||
3 | Введение. Рассматривается тема морского путешествия у Антонина Ладинского на примере сборника «Черное и голубое», первого в творчестве поэта, в котором сформировались магистральные линии его поэзии, развившиеся в последующих сборниках. Цель – проследить семантику морского плавания у поэта с учетом акмеистических влияний на него Н. Гумилева, у которого эта тема, став одной из основных в творчестве, отразила основные принципы акмеистического мировидения поэта. Материал и методы. Методология исследования предполагает литературоведческую интерпретацию лирических текстов с пониманием теоретических основ поэтики акмеизма («чужое слово», полифонический текст, динамическое пространство и пр.). Использовался также метод интертекстуального анализа при сопоставлении текстов, принадлежащих к разным литературным эпохам. Результаты и обсуждение. Творчество Ладинского уже было предметом научных изысканий, отмечалась и ориентация поэта на символизм и акмеизм, указывалась сложность отнесения его лирики к какому-либо из этих модернистских течений. Но морское путешествие как центральная тема первого сборника «Черное и голубое» в контексте акмеистической поэтики еще не привлекало внимания исследователей. Рассмотрено влияние гумилевской темы морских странствий на лирику Антонина Ладинского в плане полемики поэта с мэтром акмеизма, выявлено своеобразие рассматриваемой темы в связи с его эмигрантским опытом. Заключение. В лирике Антонина Ладинского морское путешествие становится отражением его пути эмигранта, и в этом смысле он полемизирует с Н. Гумилевым, у которого тема плавания по морям имеет культурологический смысл и отражает акмеистический принцип познания Жизни через Искусство. Семантика морского путешествия в контексте акмеистической поэтики позволяет Ладинскому сказать свое слово миру, присоединив свой голос к могучему культурному хору певцов морской стихии. Акмеистическая позиция оказывается близка ему своей земной природой, а символистская – осознанием мощной силы инобытия. Через диалог с «чужим словом» поэт декларирует собственный опыт освоения мира, отличный как от акмеистов, так и от символистов. Трагический взгляд на мир, обусловленный ситуацией эмиграции, звучит в первом сборнике еще не в полную мощь, акмеистическое «принятие действительности» еще имеет свою «инерцию», но осознание случившегося как катастрофы и пути в мир смерти уже произошло. Ключевые слова: Антонин Ладинский, поэзия русской эмиграции первой волны, тема морского путешествия, акмеистическая поэтика, символизм, эмигрантские мотивы | 549 | ||||
4 | Введение. В статье рассматривается культурная изоляция как форма поэтического поведения Георгия Шенгели, одного из представителей «московского акмеизма» первой половины XX в., осознанно выбранная поэтом как реакция на идеологическое давление советского государства в области литературной политики. Цель – проследить формирование указанной авторской стратегии, ее причины и отражение в лирике поэта. Материал и методы. Методология исследования предполагает литературоведческую интерпретацию лирических текстов с опорой на эстетику и поэтику акмеизма, с использованием метода интертекстуального анализа и сопоставительного метода анализа поэтического текста, с привлечением исторического комментария. Результаты и обсуждение. Лирика Георгия Шенгели редко привлекает внимание литературоведов на предмет анализа ее поэтики; наше исследование призвано рассмотреть влияние акмеизма на поэтическую ткань текстов разных периодов творчества автора, обнаружить близость эстетической и мировоззренческой позиции поэта к эмигрантской лирике, главной темой которой была ностальгия, имевшая причиной вынужденную культурную изоляцию. Заключение. Лирика Георгия Шенгели в полной мере отражает стратегию культурной изоляции, выбранную поэтом как единственно возможный вариант творческого существования в период активной пропаганды официального советского искусства. Уход в мир культуры поэт расценивал как миссию по ее сохранению, добровольно принятую на себя как на наследника Серебряного века русской поэзии. Шенгели, знавший первое поколение великих имен начала XX в., счел своим долгом продолжить его дело как младший и один из последних в когорте поэтов, не покинувших родину в годину ее трагических испытаний. Его опыт вынужденного «ухода в литературное подполье» оказался сродни эмигрантскому, появившемуся у беженских поэтов в результате отрыва от родной культурной почвы. Очевидная близость во многом объясняется общностью «культурного лона» акмеизма, взрастившего Шенгели и его собратьев-эмигрантов. Идея сохранения традиций отечественной литературы в слове объединяет поэтов, живущих по разные стороны границы, и лишний раз доказывает призрачность этих границ для единой великой русской культуры. Ключевые слова: Георгий Шенгели, «московский акмеизм», культурная изоляция, акмеистические традиции, «внутренняя эмиграция» | 478 |